Статья 223. Обман потребителей

Обман потребителей является на сегодняшний день одним из наиболее распространенных преступлений в сфере торгов­ли. Ответственность за обман потребителей предусмотрена в ст. 223УКРК.

Так, за период с 1999 по 2003 гг. из зарегистрированных орга­нами финансовой полиции 16766 преступлений, предусмотрен­ных различными статьями главы 7 УК РК, обман потребителей составил 28,3 %. Учитывая степень распространенности фак­тов обмана потребителей, можно констатировать, что право гражданина в РК на качественное обслуживание, доброкаче­ственную продукцию попирается повсеместно и ежедневно. Разросшиеся сети торговли, свобода цен, устанавливаемых соб­ственником продукции, многочисленность малого и индивидуального предпринимательства в сфере торговли и услуг, под­час владеющих лишь элементарными профессиональными на­выками, способствуют наличию и распространению негативных факторов, мотивирующих противоправное поведение работни­ков торговли и сферы обслуживания.

Объектом преступления являются общественные отноше­ния в сфере реализации товаров и оказания услуг населению. Дополнительный объект — интересы потребителя.

Непосредственным объектом данного преступления, отме­чает Р. А. Амерханов, являются общественные отношения, складывающиеся в сфере торговли и оказания услуг населению, а также потребительских рынков, регулирующие деятельность экономических субъектов в этой сфере и защищающие права и интересы потребителей, в том числе и материальные.

Потребитель имеет право на полноценное обслуживание, не допускающее нарушения законодательства, а также право тре­бования соблюдения своих законных прав. При этом требова­ния, предъявляемые в защиту своих интересов, должны быть законными, т. е. соответствовать Конституции РК, в том числе Закону РК «О защите прав потребителей»1.

Рынок — это такая закономерная система, в которой спрос и предложение должны находиться в равновесных для рынка со­стояниях. Предложение, как известно, обеспечивается торго­выми организациями и фирмами; спрос — гражданами. Обман потребителей нарушает, подрывает порядок рыночных отноше­ний в сфере реализации товаров и оказания услуг населению.

Потребительские свойства или качество товара или услуги определяются стандартом, образцом, описанием, установлен­ным сроком годности и представляют собой нормативно-опре­деленную характеристику товара (услуги), которая при необ­ходимости конкретизируется в договоре. В потребительские свойства или качество товара (услуги) могут входить срок год­ности, гарантийный срок, обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, безопасность товара (услуги) и другие свойства, значимые для потребителя.

В постановлении Пленума Верховного Суда РК «О практи­ке применения судами законодательства о защите прав потребителей» от 25 июля 1996 г. дается разъяснение, что информа­ция о товарах (услугах) в обязательном порядке должна содер­жать: обозначения стандартов, сведения об основных потреби­тельских свойствах товаров и услуг, включающих по продук­там питания сведения о составе, весе, объеме, калорийности и прочем; цену и условия приобретения, гарантийный срок, пра­вила и условия эффективного и безопасного использования, срок службы и срок годности, а также информацию о действи­ях потребителя и возможных последствиях невыполнения та­ких действий по истечении сроков, юридический адрес изгото­вителя и место нахождения организации, уполномоченной им на принятие претензий, ремонт и технологическое обслужива­ние. Потребителю также должна быть представлена информа­ция о сертификации товаров, услуг, если она обязательна, и о правилах продажи товаров, выполнении работ, а также о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недоста­ток. При этом названный Закон и соответствующие норматив­ные правовые акты устанавливают форму предоставления ин­формации, которая может быть обязательной.

Объективная сторона данного преступления выражается как в активных действиях, так и в бездействии. Действия при обма­не выражаются: в обмеривании, обвешивании, обсчете, введе­нии в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или в ином обмане потребителей. К об­ману, совершенному путем бездействия, можно отнести: невы­дачу сдачи, недоведение до потребителя сведений о свойствах и качестве товаров и т. д.

В диспозиции отдельных норм уголовного закона обман не­посредственно указан как способ совершения преступления (мошенничество — ст. 177 УК РК; причинение имущественно­го ущерба путем обмана или злоупотребления доверием — ст. 182 УК РК), в других же — названы такие фактические признаки действия, из которых видно, что способом совершения преступ­ления является обман (изготовление или сбыт поддельных де­нег или ценных бумаг — ст. 206 УК РК, обман потребителей — ст. 223 УК РК). В каждом из этих преступлений обман обладает такими индивидуальными, своеобразными признаками, кото­рые зависят от характера объекта посягательства, мотива или цели.

Обман — это умышленное искажение действительного по­ложения дел или умолчание об истине, которое виновное лицо было обязано сообщить, направленные на введение в заблуждение другого лица в целях побудить его по собственной воле к определенным действиям или бездействию для достижения оп­ределенного преступного результата.

Обмеривание и обвешивание (недолив, недовес, недовложение) представляют собой передачу товаров в объеме, не соответству­ющем заключенному договору и установленным стандартам либо иным условиям, определяющим вес, объем и иные коли­чественные параметры передаваемого товара. Обмеривание сво­дится к тому, что потребитель посредством обманных действий виновного лица получает товары и услуги в меньших объемах (недомер, недолив). При обвешивании потребителю отпускает­ся товар меньшего веса, чем это было согласовано с продавцом (использование фальсифицированных весоизмерительных при­боров, других средств измерения). При этом не имеет значения способ, которым изменены с отступлением от стандарта или договора количественные параметры товара, например, в слу­чае предварительного расфасовывания.

Обсчет (неправильное исчисление цены товаров и услуг, неправильная сдача денег потребителю) представляет собой отступление продавцом или лицом, оказывающим услугу, от заранее условленной либо объявленной цены без ведома потре­бителя. При обсчете посредством обманных действий с поку­пателя взимается другая сумма платежа за товар (завышенная сумма покупки либо заниженная сумма сдачи). Обсчетом мо­жет быть также заведомо неправильное указание цены, если ее размер определен нормативно-правовыми актами и не устанав­ливается по соглашению с потребителем, обсчет по поштучном отпуске товара и т. д.

Введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара есть передача заведомо искажен­ной информации в целях воздействия на принятие решения покупателем. При этом сюда относятся случаи недостоверной или недостаточно полной информации о тех или иных свойствах товара, о дате его изготовления, о сорте, о стране изготовления, сокрытия прейскуранта, исправления ценников и т. д. Искаже­нием является несоответствие информации, которую должен получить потребитель, реальным свойствам и качеству реали­зуемого товара или оказываемой услуги (разбавление молоч­ных продуктов водой, смешивание одноименных продуктов разной категории и т. д.). Объективно такая информация явля­ется искаженной уже в момент ее передачи Иной обман потребителя направлен на дезориентацию потре­бителя относительно значимых для него условий договора, на­пример, доставки на дом, установки и послепродажного обслу­живания; продажа товаров низшего сорта по цене высшего, оформление обычного заказа как срочного и т. д. Иной обман образуют любые действия виновного, направленные на полу­чение от потребительских сумм, превышающих стоимость при­обретенного товара или оказанной услуги (продажа фальсифи­цированного товара, завышение сложности и объема фактичес­ки выполненных работ, оформление обычного заказа как сроч­ного, завышение количества израсходованного сырья и т. д.).

Верховный Суд РК в п. 15 своего нормативного постановле­ния «О некоторых вопросах квалификации преступлений в сфе­ре экономической деятельности» от 18 июня 2004 г. дает разъяс­нение, что лица, совершившие обман потребителей, подлежат уголовной ответственности и в тех случаях, когда факт обмана установлен в ходе контрольно-проверочных действий, направ­ленных на их выявление и пресечение.

Обманные действия любого другого лица, не являющегося работником (представителем) торгового предприятия и, следо­вательно, не состоящего с потребителем в договорных, трудо­вых отношениях, следует квалифицировать как мошенничество пост. 177УКРК.

Обязательным условием уголовной ответственности по ч. 1 ст. 223 УК РК является совершение обмана потребителей в зна­чительном размере. Согласно примечанию к данной статье в зна­чительном размере признается обман, причинивший потреби­телю ущерб в сумме, превышающей одну третью часть месяч­ного расчетного показателя.

Субъектом преступления могут быть работники организа­ций, реализующих товары или оказывающих услуги населению, управомоченных на совершение соответствующих сделок пол­ностью или частично, а также индивидуальные предпринима­тели. Лица, реализующие товары или оказывающие услуги без соответствующего разрешения (лицензии), не могут понести ответственность по ст. 223 УК РК, так как их действия подпа­дают под признаки преступления, предусмотренного ст. 190 УК РК «Незаконное предпринимательство».

В нормативном постановлении «О некоторых вопросах ква­лификации преступлений в сфере экономической деятельнос­ти» от 18 июня 2004 г. Верховный Суд РК дает разъяснение, что лица, совершившие обман потребителей, не зарегистрированные в сфере торговли (услуг) как предприниматели либо не со­стоящие на работе в торговых и иных предприятиях, обслужи­вающих население, не являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 223 УК РК. Обман потребителей, совершен­ный указанными лицами, следует квалифицировать как мошен­ничество по ст. 177УКРК.

С субъективной стороныанализируемое преступление совер­шается с прямым умыслом. Виновный сознает, что путем об­меривания или другими обманными действиями он недодает покупателю определенную часть купленного им товара или же получает с заказчика лишние деньги, предвидит причинение значительного ущерба и желает этого.

Квалифицированным видом обмана потребителей является совершение этого деяния: а) лицом, ранее судимым за обман потребителей; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) в крупном размере. При этом:

а) виновный будет нести ответственность за обман потреби­телей по ч. 2 ст. 223 УК РК в том случае, если судимость зара­нее совершенное им преступление не была снята или погашена в установленном законом порядке;

б) анализ понятия «группы лиц по предварительному сговору» и «организованной группой» рассмотрен в предыдущих составах преступлений данной темы (комментарий к чч. 2 и 3 ст. 31 УК РК);

в) согласно примечанию к ст. 223 УК РК обманом потребителей в крупном размере признается обман, причинивший потре­бителю ущерб в сумме, превышающей три месячных расчетных показателя, установленного законодательством РК на момент совершения преступления.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Уго­ловный кодекс. Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан» от 21 декабря 2002 г. внесены изменения в примечание к ст. 223 УК РК, слова «одну шестую» заменены словами «одну третью». Данное за­конодательное изменение приводит содержание анализируемой нормы в соответствие с Общей частью УК, в частности, с ч. 2 ст. 9 УК РК, в которой речь идет о малозначительности дея­ния1. Таким образом, если при совершении настоящего преступления был причинен вред, не превышающий одну третью часть месячного расчетного показателя, то деяние признается мало­значительным.

Наши рекомендации