Виды деятельности в зоне с правом на отселение

На территории зоны с правом на отселение производство сельскохозяйственной и лесной продукции ведется с постоянным радиометрическим контролем. Продукты питания и сырье для них должны иметь сертификат (маркировку) с указанием места их производства, содержания радионуклидов. Проводятся мероприятия по реализации повышенных требований к инженерному обеспечению и благоустройству населенных пунктов, к чистоте атмосферного воздуха, к условиям труда

и быта, к организации отдыха и питания людей, к созданию условий для воспитания, обучения и оздоровления детей.

На территории зоны с правом на отселение запрещается:

1) производство и заготовка продукции с содержанием радионуклидов, превышающим республиканские допустимые уровни;

2) любая деятельность, ухудшающая радиационную и экологическую ситуации;

3) природопользование, не отвечающее требованиям норм радиационной безопасности.

Реализация продукции, произведенной в указанной зоне, допускается только после проведения радиометрического контроля и при соблюдении республиканских допустимых уровней содержания радионуклидов.

Виды деятельности в зоне проживания с периодическим радиационным контролем.

На территории зоны проживания с периодическим радиационным контролем проводятся мероприятия по реализации повышенных требований к инженерному обеспечению и благоустройству населенных пунктов, к условиям труда и быта, к организации отдыха и питания людей, к созданию условий для воспитания, обучения и оздоровления детей.

На территории зоны проживания с периодическим радиационным контролем запрещается:

1) любая деятельность, ухудшающая радиационную и экологическую ситуации;

2) природопользование, не отвечающее требованиям норм радиационной безопасности.

Меры по защите здоровья населения, осуществляемые на территориях радиоактивного загрязнения.

С целью снижения риска заболеваемости населения и уменьшения доз облучения на территориях радиоактивного загрязнения осуществляются следующие меры:

1) периодический контроль радиоактивного загрязнения почвы, воды, воздуха, продуктов питания, сырья, жилых и производственных помещений, а также медико-биологический и радиоэкологический мониторинг;

2) дезактивация территории специализированными подразделениями (в случае необходимости).

Все виды деятельности в зоне эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения должны проводиться с ограничением числа привлекаемых лиц с целью снижения коллективной дозы облучения.

Показателем оценки территорий, где условия проживания и трудовая деятельность населения не требуют каких-либо ограничений, установлена средняя годовая эффективная доза облучения населения, которая не должна превышать 1 мЗв над уровнем естественного и техногенного радиационного фона. При превышении средней годовой эффективной дозы облучения населения 1 мЗв проводятся защитные мероприятия. При снижении средней годовой эффективной дозы облучения населения до значений в интервале от 1 мЗв до 0,1 мЗв защитные мероприятия не отменяются, а их объем и характер регламентируются Советом Министров Республики Беларусь. При средней годовой эффективной дозе облучения населения менее 0,1 мЗв над уровнем естественного и техногенного радиационного фона защитные мероприятия не проводятся, а территория и проживающее на ней население считаются выведенными из условий аварийного радиационного воздействия.

Захоронение радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязнённых радионуклидами.

Порядок захоронения должен обеспечивать безопасный уровень их воздействия на живые организмы и состояние окружающей среды. Этот порядок разрабатывается и утверждается специально уполномоченными органами в пределах их компетенции.

Захоронение продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами, на территории участка, на котором они были произведены, осуществляется по специальному разрешению уполномоченных органов в установленном законодательством порядке.

Разрешение на захоронение радиоактивных отходов выдается республиканским органом государственного управления по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по согласованию с областными исполнительными и распорядительными органами в установленном законодательством порядке.

Прием для захоронения радиоактивных отходов из-за пределов республики запрещается, кроме случаев возвращения радиоактивных отходов, которые образовались вследствие оказанных Республике Беларусь другим государством услуг и на которые распространяется действие соглашения по возвращению таких отходов в Республику Беларусь.

Транзитные перевозки радиоактивных отходов через территорию республики осуществляются в соответствии с международными договорами в порядке, установленном специальным законодательством Республики Беларусь.

Захоронения радиоактивных отходов - это специальные инженерные сооружения, имеющие специальный регламент охраны, исключающие распространение радионуклидов в окружающую среду и обеспечивающие возможность постоянного контроля за состоянием хранилища и радиационного контроля в соответствии с установленными правилами.

Захоронения продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами ниже, чем установлено для радиоактивных отходов, должны исключать распространение радионуклидов в окружающую среду и обеспечивать возможность постоянного контроля за состоянием хранилища, а также радиационного контроля.

Выбор месторасположения захоронений радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами, осуществляется специальной комиссией, назначаемой Советом Министров Республики Беларусь, с учетом всего комплекса положений и факторов, обеспечивающих безопасное хранение радиоактивных отходов.

Захоронения должны, как правило, располагаться на загрязненных территориях с содержанием радионуклидов в почве выше удельной активности отходов, продуктов, материалов и других веществ, подлежащих захоронению.

Население, пострадавшее от аварии на ЧАЭС.

К гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, относятся как участники ликвидации последствий данной катастрофы, так и потерпевшее от нее население.

Участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС являются граждане:

1) принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы;

2) принимавшие в 1988-1989 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной

катастрофы;

3) принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по дезактивации, строительству, по жизнеобеспечению населения в зонах первоочередного отселения и последующего отселения, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению этих работ.

К военнослужащим и военнообязанным относятся лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, сержантский и рядовой

состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах СССР, войсках Комитета государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и Комитета государственной безопасности.

К населению, потерпевшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, относятся граждане (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), которые проживают (проживали) либо работают (работали) на территориях радиоактивного загрязнения, а также дети и подростки, находившиеся в период с 26 апреля по 31 мая 1986 года на данных территориях при обнаружении у них заболеваний кроветворных органов (острые лейкозы), щитовидной железы (аденома, рак) и злокачественных опухолей, если они не отнесены к другим категориям.

К гражданам, на которых распространяется действие Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», относятся:

1) участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и лица, указанные в статье 14 настоящего Закона, ставшие инвалидами вследствие этой катастрофы;

2) участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, определенные статьей 13 настоящего Закона;

3) эвакуированные из зоны эвакуации (отчуждения), а также самостоятельно покинувшие эту зону после катастрофы;

4) проживающие или работающие в зоне первоочередного отселения, а также отселенные или самостоятельно выехавшие из этой зоны после катастрофы;

5) проживающие или работающие в зоне последующего отселения, а также отселенные или самостоятельно выехавшие из этой зоны после катастрофы;

6) проживающие или работающие в зоне с правом на отселение, а также выехавшие из этой зоны после катастрофы;

7) проживающие или работающие в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

8) дети, родители которых (или один из них) относятся (относится) к вышеуказанным категориям лиц;

9) дети и подростки, при обнаружении у них заболеваний кроветворных органов (острые лейкозы), щитовидной железы (аденома, рак) и злокачественных опухолей.

Группы первичного учёта лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

Существуют следующие группы первичного учёта:

I группа - лица, принимавшие участие в работах по ликвидации аварии и её последствий):

1.1. группа - лица, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны эвакуации в 1986 – 1987 гг..

1.2. группа - лица, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны эвакуации в 1988 –1989 гг., а также лица, принимавшие участие в работах по дезактивации, строительству, жизнеобеспечению в зонах первоочередного и последующего отселения в 1986 – 87 гг.

II группа - лица, эвакуированные или самостоятельно покинувшие зону эвакуации в 1986 г.).

III группа - лица, проживающие в зонах первоочередного и последующего отселения, а также отселённые или самостоятельно выехавшие из этих зон после катастрофы.

IV группа - дети, родившиеся от лиц, отнесенных к I – III группам первичного учёта, за исключением детей, отнесенных к III группе учёта – 13,7 тыс. человек.

V группа - лица, проживающие в зонах с правом на отселение и периодическим радиационным контролем, а также жители других населённых пунктов, где средняя эквивалентная доза облучения превышает 1 млЗв в год.

VI группа - лица, участвовавшие в ликвидации или пострадавшие от аварий и их последствий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, а также пострадавшие от этих аварий или в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие, что подтверждается соответствующими документами ведомств, в ведении которых находятся указанные объекты.

Радиационная безопасность.

Положительным следствием аварии на ЧАЭС было то, что в РБ 5 января 1998 г. принят Закон «О радиационной безопасности населения» (№ 122-З). Этот Закон определяет основы правового регулирования в области обеспечения радиационной безопасности населения, направлен на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей от вредного воздействия ионизирующего излучения.

Согласно данному Закону, радиационная безопасность населения – состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения.

Законом предусматривается установление санитарно-защитных зон и зон наблюдения. Санитарно-защитная зона – территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль. Зона наблюдения – территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой производится радиационный мониторинг.

Наши рекомендации