Спрогнозируйте последствия этой ситуации в перспективе на локальном, региональном и глобальном уровнях

1. При увеличении плотности популяции дальнейший рост чис­ла особей в ней все более замедляется. Какие причины могут определять такое замедление? Перечислить их, ограничиваясь внешними воздействиями.

2. При увеличении плотности популяции дальнейший рост чис­ла особей в ней все более замедляется. Какие внутрипопуляционные причины могут определять такое замедление?

3. Какими внешними причинами могут быть обусловлены периодические колебания численности организмов в популяции?

4. Какие внутрипопуляционные причины и механизмы могут вызывать периодические колебания численности организмов в популяции?

5. В каких случаях, при какой экологической ситуации веро­ятность у данной особи оставить потомство будет зависеть от других особей того же вида, то есть зависит от плотности популяции?

6. В каких случаях вероятность для данной особи оставить по­томство не зависит от других особей того же вида, то есть не зависит от плотности популяции?

7. Известно, что при высокой плотности популяции у самок грызунов рассасываются эмбрионы и это способствует сниже­нию плотности зверьков. Какое значение это имеет для популяции?

8. Особи одного вида организмов обитают на восточном и западном склонах хребта, вершина которого покрыта вечными снегами. Ученые утверждают, что они относятся к разным по­пуляциям. Какие основания должны иметься для такого утверж­дения?

9. Предложите спо­соб и приемы определения абсолютной численности особей в популяции?

10. К каким последствиям приводят изменения между величинами рождаемости и смертности в популяции? Рассмотрите все возможные случаи.

11. О чем может свидетельствовать простое соотношение полов в популяции?

12. Показателем чего является соотношение возрастных групп в популяции? Поясните на конкретных примерах.

13. Что такое рост популяции? В изменении каких популяционных характеристик он может проявляться?

14. Как повлияет на численность популяции повышение доли старых осо­бей — старение? К чему ведет ее омоложение?

15. Поясните, каким образом отразится на изменении численности особей в популяции воздействие одного или нескольких климатических фак­торов.

16. Проиллюстрируйте на конкретном примере, какая существует связь между количеством пищи и числом особей в популяции? Есть ли исключения в этом экологичес­ком правиле?

17. Объясните, может ли воздействие хищника изменить численность жер­твы? А может быть, это число особей жертвы меняет количе­ство своих хищников?

18. Поясните, как внешне могут различаться особи из популяции средней плотности от особей этого же вида животных, но из популяции очень высокой плотности? Например, грызуны.

19. Каким образом стресс-реакция может служить причиной ко­лебания численности в популяции животных?

20. Каким образом можно объяснить устойчивые колебания чис­ленности животных простыми взаимодействиями хищника и его жертвы? Почему колебания численности хищника запаздывают за колебаниями численности его жертвы?

21. Если количество пищи в местообитании испытывает посто­янные колебания, то могут ли эти колебания служить причи­ной таких же постоянных изменений числа потребителей этой пищи? Сформулируйте гипотезу, объясняющую колебания чи­сленности потребителя.

22. Мы наблюдаем две популяции мышей. Одна живет в очень хороших условиях, и мыши в ней живут долго, новорожденные практически все выживают. Возрастной составэтой популяции можно представить так: 40% новорожденных и очень молодых, 15% взрослых и 45% старых особей. Другая популяция обитает в суровых условиях, старики в ней почти не выживают, а смерт­ность новорожденных очень высока. Ее возрастной состав, со­ответственно: 22% молодых, 60% взрослых и 18% старых зверь­ков. Сравнив популяции по возрастному составу, сделайте вывод об интенсивности размножения в них и скорости роста каждой.

23. Почему разновозрастные популяции оказываются менее чув­ствительными к внезапным и кратковременным изменениям во внешней среде?

24. В нижнем течении реки Лены самки якутского осетра начи­нают размножаться в 15-летнем возрасте, достигнув длины те­ла в 70см. Осетр в возрасте 34 года имел вес 34 года имел вес 182 см. На реке Алдан самки этого же осетра мечут икру в 12 лет при длине всего в 58 см. Промысловая мера (минимальныйразмер особи, разрешенной к вылову) составляет 62 см.. Что произойдет с алданской и ленской популяциями, если в результате интенсивного промысла станут вылавливать всех особей, начиная с разрешенных размеров?

Спрогнозируйте последствия этой ситуации в перспективе на локальном, региональном и глобальном уровнях - student2.ru Задания для самоконтроля:

1.Совокупность особей одного вида, которая обладает общим генофондом и занимает определённую территорию, называется...

экологической группировкой

популяцией

экосистемой

сообществом

2.Как называется процесс разделения популяциями пространств и ресурсов:

экологической сукцессией

снижением конкуренции

правилами экологических пирамид

дифференциацией экологических ниш

3. Организмы внесенные в сообщество из другого сообщества, это:

эндемики

гетерохтоны

интродуценты

эпифиты

4.Как называют колебания численности популяций и установления их причин:

динамика популяций

популяционное изменение

видовое изменение

динамика сообщества

5. Простейшие обитатели почвы питаются бактериями, поэтому их роль в круговороте веществ состоит в том, что они:

являются первичными разрушителями растительного опада

регулируют численность микроорганизмов

образуют органическое вещество в процессе фотосинтеза

v В случае, если Вы ответили правильно на:

80-100% вопросов, можете поставить себе оценку - 5 баллов;

60-80% вопросов, можете поставить себе оценку - 4 балла;

40-60% вопросов, можете поставить себе оценку - 3 балла;

0-40% вопросов, можете поставить себе оценку - 2 балла;

Литература:

  1. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Задачи и вопросы по экологии 10-11 кл., - Новосибирск: Книжица, 1996. - 64 с.
  2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В.: Экология. 10 (11) класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2004. - 256 с.: ил.
  3. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.: Экология: учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: «Школа-Пресс», 1996. - 464 с.: ил.
  4. Радкевич В.А.: Экология: учебник. Минск, «Вышэйшая школа», 1997.-

Наши рекомендации