Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений
Среди ученых есть такие, которые отрицают существование земельного права как отрасли права и исключают тем самым наличие вопроса о соотношении норм этой отрасли и норм гражданского права. Некоторые авторы полагают, что земельные отношения даже в условиях рынка земли должны регулироваться только нормами земельного права.
Земельные отношения, при регулировании которых есть вероятность соприкосновения (соотношения) норм гражданского права и норм земельного права, условно можно разделить на три группы.
Первая группа отношений касается земли как объекта собственности и иных вещных прав. Здесь земля выступает как вещь.
Здесь нормы гражданского права регулирует земельные отношения в той мере в какой земля выступает как объект вещного права. В ситуации где земля выступает как природный объект, регулируется нормами земельного права. Там, где кончается вещно-правовой аспект в земельных отношениях, прекращает свое действие гражданское право и начинается сфера действия земельного нрава.
Так, согласно п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается (ст. 129), осуществляется их собственниками свободно. Это вещно-правовой аспект. Но поскольку оборот касается земли как природного объекта, то он может осуществляться при условии, что не нанесет ущерба окружающей среде, в том числе, разумеется, и самой земле.
Во вторую группу входят отношения, связанные с оборотом земли как объектом частной собственности. Оборот земли вообще можно определить как переход земельного участка от одного субъекта прав на землю к другому. Если земельный участок не приватизирован, т.е. является государственной или муниципальной собственностью, оборот земли регулируется по нормам земельного права.
Если же земельный участок приватизирован и является объектом частной собственности, то мы имеем рыночный оборот земли, осуществляемый по нормам гражданского права с учетом норм земельного права. Но каждая отрасль имеет свой предмет ведения.
Третью группу составляют обязательственные отношения, объектом которых является земля. Касаясь соотношения также можно сказать об элементах совместного ведения гражданского права и земельного права. ГК РФ (ст. 454-491) определяет общие положения купли-продажи (понятие, условия, обязанности сторон и др.). Особенности же купли-продажи земли регулируются нормами земельного права. В них определяются случаи и порядок приобретения государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц.
Общие правила и порядок наследования имущества, в том числе и земли, определяются нормами гражданского права (см. ст. 1181, 1182 ГК РФ). Но и здесь учитываются требования земельного законодательства о предельных размерах земельного участка, о его целевом использовании и т.д.
Большая (основная) группа отношений возникает по поводу земли как природного объекта. Они формируют четвертую группу земельных отношений и нормами гражданского права практически не регулируются.
Что касается четвертой группы отношений, то это все другие земельные отношения. Их можно назвать земельными отношениями в чистом виде. Именно они составляют предмет земельного права как отрасли права. Это отношения по предоставлению и изъятию земель, по землеустройству, осуществлению земельного контроля и многие другие. Эта группа отношений гражданским правом вообще не регулируется.
Таким образом, правовая природа земельных отношений далеко неоднородна. Отдельные группы земельных отношений в условиях рынка земли регулируются и нормами гражданского права и нормами земельного права, но в пределах предмета их ведения. Большая часть земельных отношений регулируется только нормами земельного права.
Говоря о соотношении, необходимо отметить, что существует такое явление как включение норм одной отрасли права в законодательство другой отрасли права. Делается это, как известно, в целях обеспечения единого правового поля для однородных отношений. Гражданское законодательство исключением не является. В нем можно обнаружить нормы земельного права, т.е. нормы, регулирующие публичные, а не частные земельные отношения. Земельно-правовую природу имеют ст. 265-270 (основания приобретения права пожизненного наследуемого владения, так как в них решаются вопросы о вещных правах на землю, а вполне конкретные, которые непосредственно касаются судьбы земельного участка исключительно как природного объекта. Решение таких вопросов подпадает под действие норм земельного права.
Охрана земель (состояние земель в России и необходимость их охраны, цели, содержание и основные меры по охране земель)
«Земля и другие природные ресурсы, согласно ст. 9 Конституции РФ, - используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». На необходимость охраны земель как условия жизни и деятельности человека указывается и в ЗК РФ (п.1. ст. 12).
Охрана земель в России обусловлена неблагоприятным их состоянием. Особую тревогу вызывает состояние с/х земель. В составе земель этой категории до 120 млн.га эрозионнопасных и подверженных водной и ветровой эрозии земель. Площадь оврагов составляет более 2 млн.га, а заовраженных земель -свыше 5 млн.га.
Интенсивно развиваются процессы заболачивания и подтопления земель, ухудшается состояние естественных лугов и пастбищ. Продолжается опасное загрязнение почвы токсичными производственными отходами, радиоактивными веществами.
Охрану земель можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле на охрану земель в той или иной степени направлена вся система норм, регулирующих земельные отношения. С этой точки зрения к охране земель имеет отношение правильное решение вопросов собственности на землю, привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства и др.
В узком смысле охрана земель - это выработка и принятие специальных мер по предупреждению (предотвращению) и устранению негативного (отрицательного) антропогенного и техногенного воздействия на землю. Именно в этом смысле и предусматривает охрану земель глава 12 ЗК РФ.
Пункт 2 ст. 12 ЗК РФ определяет цели охраны земель. Ими являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения состояния почв.
Загрязнение земель (почв) - содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель с/х назначения.
Захламлением земель признается размещение в неустановленных мерах твердых производственных и бытовых отходов (остатки сырья, материалов, бумага, текстиль, стеклянные и пластмассовые емкости и т.п.).
Нарушение земель - механическое разрушение верхнего слоя земли, в результате чего земля утрачивает свою хозяйственную ценность и является источником отрицательного воздействия на окружающую среду.
К другим негативным воздействиям на землю можно отнести их засоление и заболачивание, иссушение и уплотнение и др.
В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель.
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы.
Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев в сохранении и восстановлении плодородия почв, может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
Мероприятия но охране земель
Рекультивация земель понимается как комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности, а также на улучшение условий окружающей среды. Осуществляется в два этапа, технический и биологический.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
• разработке месторождений полезных ископаемых;
• ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
• складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
Рекультивация осуществляется за счет собственных средств юридических и физических лиц, по вине которых произошло нарушение земель.
Мелиорация земель
Основным документом, является ФЗ «О мелиорации земель».1 Мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, и других мелиоративных мероприятий.3
В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различается 4 типа мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая, химическая мелиорация.
Мелиорация земель проводится на основе проектов. Мелиорация земель проводится гражданами и юридическими лицами, имеющими лицензии на осуществление этого вида деятельности. Финансирование мелиорации земель осуществляется за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также за счет средств собственников, владельцев и пользователей мелиорируемых земель и других не запрещенных законом источников.
Воспроизводство плодородия земель
Когда речь идет о воспроизводстве (сохранении и повышении) плодородия земель, имеются в виду земли сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения, где земля (почва) выступает как основное средство производства.
Рекультивация и мелиорация земель способствуют воспроизводству, сохранению и повышению плодородия земель.
ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Плодородие земель с/х назначения - способность почвы удовлетворять потребность с/х культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле и обеспечивать урожай с/х культурных растений.
Воспроизводство плодородия земель с/х назначения понимается как сохранение и повышение плодородия земель этой категории посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных и иных мероприятий. Воспроизводство плодородия земель с/х назначения - задача двух уже называвшихся групп субъектов.
Напомню, что это: 1) органы государственной власти Федерации и СРФ, а также органы местного самоуправления; 2) собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков.
Финансирование мероприятий по воспроизводству плодородия с/х земель осуществляется за счет бюджетов всех уровней, за счет средств с/х организаций и иных не запрещенных законом источников.
Консервация земель
Консервация земель как временное исключение их из хозяйственного оборота осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загязненных территорий.
Если деградирование и загрязнение земель произошло по вине собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, то мероприятия по консервации земель осуществляются за их счет. Решение о дальнейшем использовании восстановленных в результате консервации земель принимают органы местного самоуправления.
Названные виды мероприятий выполняются обеими группами субъектов охраны земель, консервация - в основном органами государственной власти и органами местного самоуправления.