Характеристика понятий «авария», «катастрофа», «чрезвычайная ситуация», причины их возникновения и развития.
Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Условия возникновения и последствия аварий
Дорожно-транспортное происшествие, Донецк, Украина
Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.
Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.
Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Например, аварийный ремонт судна — ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений судна, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, проведение которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места его проведения порт. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.
Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.
В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.
Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.
« катастрофы»
В современном производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.
Катастрофа — если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы.[источник не указан 391 день]
Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.
Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.
На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет. За последние 30 лет количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом, количество жертв увеличилось в 6 раз, а экономический ущерб в 11 раз. Такие предприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде. Причиной техногенных аварий могут стать стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.
Основными причинами всех техногенных катастроф являются:
Человеческий фактор.
Обученность человека.
Отношение человека к работе.
Трудовая дисциплина.
Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.
Меры предотвращения
Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таких мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.
Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:
Выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии.
Жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением.
Дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства.
Чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности.
Тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы.
Оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.
К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:
войны;
· локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
· голод;
· крупные забастовки;
· массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.
Стадии развития чрезвычайной ситуации
ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).
Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.
Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
Четвертая – стадия затухания (действием остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.
Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.
Внутренние причины
· сложность технологий;
· недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала;
· проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;
· физический и моральный износ оборудования и механизмов;
· низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.
Внешние причины
· стихийные бедствия;
· неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;
· терроризм;
· войны.
Действия населения
· Включить телевизор или радио – выяснить тип чрезвычайной ситуации.
· Собрать документы.
· Собрать запас простейших медикаментов.
· Собрать запас продуктов и воды на 3 дня, закрыть продукты герметически.
Группы эвакуации:
Колонна – 20-30 человек, в которой назначается старший.
Состав колонны также делится на группы по 5 человек, в каждой из которых назначается старший.
Средняя скорость колонны 4 км/час при передвижении по местности.
Через каждые час-полтора привал на 10-15 минут.
После того, как пройдена половина намеченного пути, устраивается привал на 1-2 часа.
При перевозке людей автотранспортом используются автобусы, грузовики, личный автотранспорт. Выезд колонной, в каждом автобусе, машине и другом транспортном средстве назначается старший. Он отвечает за то, чтобы в вверенном ему транспорте соблюдался порядок, дисциплина и организованность движения. Контролирует перемещения людей в вверенном транспортном средстве
В эвакуацию берутся личные документы:
Паспорт.
Военный билет (или справка о состоянии «годен/негоден»).
Свидетельство о браке.
Пенсионное удостоверение или иные документы.
Задача 5
Житель г.Мариуполя (население) получил дозу облучения ионизирующими излучениями 80,0 мбэр ( ) за 1022 часа ( ); врач-рентгенолог (персонал) – 28 мбэр ( ) за 11,0 часов ( ). Определите, превышает ли фактический уровень облучения приведенных лиц установленные Законом Украины основные дозовые пределы облучения для населения – 1 милизиверт в год ( ), для персонала – 20 милизивертов в год ( ). Стандартное время облучения для населения ( ) – 8760 часов в год; для персонала ( ) – 1700 часов в год.
1 Зиверт (Зв) равен 100 бэр.
Методика решения
1. Определяем допустимую мощность дозы облучения за 1 час:
для жителя г. Мариуполя ( ):
1 милизиверт в год/ 8760 часов в год =1,14 мЗв/час
или
для персонала ( )
20 милизивертов в год /мЗв/час или бэр/час
2. Определяем фактическую дозу облучения за 1 час:
для жителя г. Мариуполя ( ):
Бэр/час
для персонала ( )
. . . бэр/час
3. На основании выполненных расчетов сделайте заключение о соответствии (или несоответствии) облучения требованиям Закона.