Основания возникновения и прекращения права природопользования
Основания возникновения и прекращения права специального природопользования
Право общего природопользования возникает с рождением человека в силу принадлежащих ему естественных прав и прекращается со смертью лица.
Право специального природопользования возникает при наличии установленных в законодательстве юридических фактов. Перечень таких юридических фактов – фактический состав зависит как от компонента природной среды, предоставляемого в пользование, так и от вида природопользования. Однако мы можем выделить несколько общих, присущих большинству видов природопользования, условий возникновения права:
• предоставление лицензии (если в соответствии с законодательством на осуществление вида деятельности требуется лицензия);
• решение государственного органа о предоставлении природного ресурса в пользование;
• отвод участка на местности;
• выдача документа, удостоверяющего право на пользование;
• регистрация права или учет вида пользования.
Так, в соответствии с КоЗ предоставление земельных участков
в пользование, пожизненное наследуемое владение, передача в аренду, собственность осуществляются в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании решений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Право пользования, право пожизненного наследуемого владения и право частной собственности на земельный участок возникает
с момента получения документов, удостоверяющих это право. Земельные участки независимо от форм собственности и целевого назначения подлежат обязательному государственному кадастровому учету, а права на них и сделки с ними — обязательной государственной регистрации.
Предоставление участков недр в пользование производится на основании решения местных Советов депутатов, принимаемого при наличии у пользователей недр соответствующих специальных разрешений (лицензий) в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь о лицензировании в пределах горного или геологического отвода в зависимости от вида недропользования. Все виды пользования недрами подлежат государственной регистрации и (или) государственному учету.
Основаниями возникновения права водопользования в порядке ст. 19—28 ВК являются разрешения на специальное водопользование, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов в обособленное пользование или договор аренды таких объектов.
Право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, договора аренды участка лесного фонда, концессионного договора, договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета.
Право специального пользования объектами растительного мира возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении такого права.
Лицензирование в области использования природных ресурсов проводится в целях максимального снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения рационального использования природных ресурсов и представляет собой разрешительный порядок осуществления определенных законодательством видов деятельности в сфере экологических правоотношений. Данный механизм можно рассматривать как форму контроля за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), утвержден Президентом Республики Беларусь.
К общим основаниям прекращения права специального природопользования следует отнести:
• добровольный отказ либо минование надобности;
• истечение срока, на который был предоставлен природный ресурс;
• ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;
• использование природного ресурса не по целевому назначению;
• нерациональное использование природного ресурса;
• систематическое невнесение платы за природопользование;
• неиспользование природного ресурса в течение определенного в законодательстве периода времени (например, одного года для земель сельскохозяйственного назначения и двух лет для несельскохозяйственных целей);
• изъятие природных ресурсов для государственных и общественных нужд.