Нормирование, контроль качества окружающей среды и экологическая экспертиза
Охрана окружающей природной среды– система международных, государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия общества и природы на основе сохранения и воспроизводства природных ресурсов, рационального природопользования и улучшение качества окружающей среды. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» под качеством окружающей среды понимается ее состояние, характеризуемое физическими, химическими и биологическими показателями и (или) их совокупностью.
Качество окружающей среды определяет возможность нормального функционирования живых организмов, в том числе человека, поэтому задачей государства является организация экологического контроля ее состояния, который заключается в проведении мероприятий по проверке соответствия показателей ее качества установленным нормам и требованиям. Установление норм представляет собой специальную деятельность по разработке и теоретическому обоснованию системы количественных и качественных показателей (стандартов) состояния окружающей природной среды, при которых обеспечиваются благоприятные условия для жизни человека и устойчивого функционирования природных экосистем.
Экологический контроль– совокупность правовых, санитарно-гигиенических, медико-биологических, технико-экономических и других мер, осуществляемых на государственном, производственном и общественном уровнях для обеспечения требований природоохранного законодательства. Основу экологического контроля составляет система нормативов в области окружающей среды (природоохранных нормативов).
Под нормированием понимается вид деятельности природоохранных служб, направленной на установление максимальных величин воздействий негативных факторов на окружающую среду, превышение которых может привести к ухудшению качества окружающей среды. Эти максимальные величины воздействий называются нормативами. Разработкой нормативов в зарубежных странах в основном занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), в нашей стране – Министерство здравохранения. В разделе 5.4. настоящего пособия рассматривались вопросы нормирования воздействия загрязнения на здоровье человека. Там же определены некоторые из санитарно-гигиенических нормативов, например, предельно допустимая концентрация (ПДК) химических веществ или нормативы радиационной безопасности.
В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» на территории нашей страны вводятся следующие основные группы нормативов в области охраны окружающей среды (природоохранных нормативов):
1) Нормативы качества окружающей среды – нормативы, установленные для физических, химических и биологических показателей состояния окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
2) Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – нормативы, установленные в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
3) Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – нормативы, установленные в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается нормальное функционирование природных экосистем и сохраняется биологическое разнообразие.
Например, в качестве нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в практике управления качеством окружающей среды в городах и других населенных пунктах используются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС).Под ПДВ и ПДСпонимают максимальные величины масс вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу (сбрасываемых в водоемы) и почвы, устанавливаемые государственными природоохранными органами для каждого источника загрязнения с целью обеспечения требований природоохранного законодательства.
Система экологического контроля, направленная на анализ текущего состояния окружающей среды, не пригодна для оценки возможных негативных воздействий на окружающую среду, связанных со строительством новых производственных объектов, обустройством нефтегазовых месторождений, внедрением новых технологий. Эту функцию в управлении состоянием окружающей среды выполняет государственная экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза – комплексная оценка проектов хозяйственного строительства, проектов правовых и нормативных документов с точки зрения их соответствия требованиям природоохранного законодательства. Цельэкологической экспертизы состоит в обеспечении экологической безопасности развития общества, его производительных сил, прежде всего самого человека, его жизни и здоровья, а также окружающей его среды, без должного качества которой невозможно нормальное существование ни индивида, ни общества. Отсюда вытекает ее главная функция – определение экологической обоснованности как намечаемых, так и принятых решений (с целью их корректировки или отмены), если их реализация может повлечь за собой или уже оказывает негативное воздействие на здоровье населения и качество окружающей среды.
В России экологическая экспертиза регламентируется Законом РФ «Об экологической экспертизе» (1995 г.). Согласно этому закону, объектами экологической экспертизы являются:
• проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также предприятия и комплексы;
• нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также работающее оборудование;
• проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.
Субъектами экологической экспертизы в соответствии с указанным законом являются:
• законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;
• специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, агентства, министерства);
• специализированные неправительственные организации (частные, общественные, кооперативные).
Мировая практика осуществления экологической экспертизы показала, что на любом уровне управления окружающей средой обязательны два принципа:
• экологическая экспертиза должна иметь императивный характер, т.е. без нее ни одному ведомству или проекту не должно быть дано разрешение на реализацию и не должно открываться финансирование;
• приоритет должен быть отдан экологической безопасности, т.е. обеспечению нормального функционирования природных экосистем и здорового и безопасного существования человека.
В развитие этих принципов в российском законодательстве принципы экологической экспертизы сформулированы следующим образом:
• презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
• обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта хозяйственной или иной деятельности;
• комплексность оценки воздействия на окружающую среду и природные ресурсы намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
• обязательность учета всех требований, установленных законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды;
• независимость и беспристрастность экспертов при проведении экспертизы и ответственность их за качество заключения;
• научная обоснованность, объективность и законность экспертизы;
• достоверность и полнота документации, представляемой на экологическую экспертизу;
• гласность проведения экологической экспертизы.
С 80-х гг. основополагающим критерием проведения экологической экспертизы стала оценка риска нанесения ущерба окружающей природной среде. Исследования в этой области анализа экологии риска показали, что наиболее удобным критерием экологической безопасности должна стать концепция экологического риска внедрения новых технологий. Экологический риск – допущение определенной вероятности причинения вреда природной среде ради достижения экономического и экологического эффекта при условии отсутствия необратимых изменений в состоянии среды и природных ресурсов.
Согласно этой концепции, принятие оптимального с природоохранной точки зрения решения означает экономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательного воздействия проектируемого объекта на экосистему и здоровье человека. Подразумевается при этом, что полностью устранить такое воздействие невозможно.
Исходя из концепции риска содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.
Экологический мониторинг
Согласно изложенному выше (раздел 8.1.), использование систем экологического мониторинга является важнейшим принципом управления состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг– непрерывное наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды и ее изменений под воздействием природных и антропологических факторов. Основные задачи мониторинга: сбор информации о текущем состоянии окружающей среды, ее анализ и оценка, прогноз изменений ее состояния под влиянием воздействия на окружающую среду, выявление основных факторов и источников воздействия, а также представление полученной информации в виде, пригодном для принятия решений в области управления окружающей средой.
Различают три вида мониторинга: локальный, региональный и глобальный. Цели, методические подходы и процедуры проведения мониторинга разных видов различаются.
Термин «мониторинг» (от лат. monitor – надзирающий) впервые был введен в научную терминологию в 1972 г. на конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме, на которой было принято решение о создании глобальной системы мониторинга. Поэтому первое десятилетие после этой конференции было посвящено разработке проблем глобального мониторинга. В рамках этих работ важное значение имело экологическое прогнозирование, основу которого составляет экологическое моделирование.
Классическими примерами экологического прогнозирования в задачах глобального мониторинга являются работы Римского клуба и связанных с ним исследовательских групп в различных странах мира. Более подробная справка о Римском клубе дана в главе IX настоящего пособия. Члены Клуба задались целью построить глобальные экологические прогнозы на ближашие десятилетия и представить мировому сообществу обоснованные доводы о необходимости принятия срочных мер по предотвращению глобального экологического кризиса.
Впервые на основе компьютерных экспериментов с математической моделью глобальной эколого-экономической системы группа ученых Массачусетского университета под руководством супругов Медоуз построила прогнозы будущего развития мировой эколого-экономической системы. В качестве моделей была использована разработанная Дж. Форрестором в 1968-1971гг. комплексная математическая модель, названная им моделью мировой динамики и учитывающая взаимосвязанные изменения экономической, природоресурсной, демографической, технической и других составных частей мировой системы. Эти модели должны были предсказать, что ждет нас в будущем при сохранении современных экономических и политических методов управления мировым развитием.
Результаты моделирования пока-зали, что наряду с ростом чис-ленности населения и потребления энергии темпы промышленного роста и потребления ресурсов будут увеличиваться ускоряющимися тем-пами до тех пор, пока не будет достигнут некоторый предел, после которого мировую цивилизацию ждет глобальная экологическая катастрофа. Первый из докладов Римского клуба под названием «Пределы роста», в котором были опубликованы результаты этих исследований, разошелся многомиллионным тиражом и вызвалбольшой ажиотаж в мире. Большинство людей, ознакомившись с докладом, восприняли современную им ситуацию таким образом, что следует изменить идеологию будущего развития цивилизации. Эти работы, оказавшие существенное воздействие на мировоззрение интеллектуальной элиты, включая бизнесменов и банкиров многих стран, способствовали разработке в последующие годы концепции устойчивого развития.
Эти исследования также показали, что модели стали рабочим инструментом комплексного прогнозирования глобальных проблем человечества. По существу возникло новое междисциплинарное научное направление – глобальное моделирование, предназначенное для анализа тенденций развития глобальной социально-экономической системы.
В последнее время большое внимание уделяется разработке и внедрению систем регионального и локального (местного) мониторинга. Техническая база экологического мониторинга быстро развивается, широко используются современные методы и приборы физико-химического анализа, дистанционные методы (космический мониторинг), геоинформационные системы (ГИС) и ГИС-технологии. Космический мониторинг позволяет получать оперативную информацию о состоянии природной среды на обширных территориях, что создает возможность организации и проведения регионального мониторинга в труднодоступных районах (Кондратьев,1991).
Недостатком космических методов является невозможность получения количественных оценок состояния природной среды. Поэтому космические снимки территории используются в сочетании с данными наземных исследований, а для прогнозирования изменений состояния среды в региональном мониторинге, основанном на космических и наземных методах, эффективным оказывается применение математических моделей. В частности, в настоящее время проводятся исследования и расчеты уровней загрязнения атмосферы, водоемов, почв, биоты на основе применения сложных компьютерных комплексов, использующих математические модели рассеяния загрязнителей в компонентах окружающей среды. Это направление получило называние моделирования процессов загрязнения окружающей среды и является частью экологического моделирования.
В качестве иллюстрации применения экологического прогнозирования в задачах регионального мониторинга рассмотрим некоторые результаты мониторинга воздействий нефтедобычи на природную среду на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО). Напомним, что общая характеристика этих воздействий дана в разделе 4.2. настоящего пособия. Как видно из рис.15, в районах интенсивной нефтедобычи ХМАО наблюдается аномально высокий уровень химического загрязнения атмосферы, которое оказывает значительное влияние на состояние лесных экосистем.
С использованием стандартной модели распространения химических загрязняющих веществ в атмосфере в нашей работе (Булгакова и др., 2003) рассчитаны зоны загрязнения атмосферного воздуха химическими веществами, выбрасываемыми из факелов, в которых сжигается попутный газ. На рис. 20 показаны две такие зоны загрязнения, полученные путем моделирования загрязнения атмосферы выбросами углеводородов из факелов на Самотлорском месторождении близ Нижневартовска – зоны обозначены сплошными замкнутыми линиями. Расчеты производились для разных уровней загрязнения, определяемых в долях от величины предельно допустимой концентрации (ПДК).
Рис. 20 Карта распределения счетной концентрации аэрозоля с наложенными зонами загрязнения от факелов