Билеты по биологии 2015-2016
Билет 1.
1. Клетка – элементарная биологическая система. Структурно-функциональная организация про- и эукариотических клеток (основные отличия в ультраструктурных компонентах).
2. Этапы развития генетики. Понятия «генотип» и «фенотип». Генный баланс, дозы генов. Нарушения дозового баланса при хромосомных и геномных мутациях.
3. Среда обитания человека как комплекс абиотических, биотических и антропогенных факторов. Город – урбанизированная экосистема. Оценка степени экологической комфортности городов. Особенности структуры заболеваемости городского населения.
4. Задача. В фиксированном препарате приготовленного из дуоденального содержимого обнаружены паразиты, характеризующиеся парностью всех клеточных структур. Органоидов питания и пульсирующей вакуоли нет. Ундулирующая мембрана отсутствует. Органоиды движения не выявляются. Размеры простейших составляют 15-18 мкм. в длину. Определите видовую принадлежность паразита. Назовите заболевание, которое он вызывает. Какова его географическая распространенность?
Билет 2.
1. Организация открытых биологических систем в пространстве и во времени. Поток информации в клетке и ультраструктуры их обеспечивающие (поровый комплекс, рибосомы и т. д.).
2. Генотип - сбалансированная система взаимодействующих генов. Медицинские аспекты аллельного взаимодействия генов.
3. Паразитизм как экологический феномен. Классификация паразитов. Понятие о промежуточных, окончательных и резервуарных хозяевах. Основные паразитарные болезни детского возраста.
4. Задача. Цвет кожи у мулатов наследуется по типу кумулятивной полимерии, при этом за данный признак отвечают два аутосомных несцепленных гена. Потомок негра и белой женщины выбрал в жены белую женщину. Какие типы окраски кожи возможны в этой семье и в каком соотношении?
Билет 3.
1. Закономерности существования клетки во времени. Жизненный цикл клетки, его варианты. Основное содержание и значение периодов жизненного цикла. Ультраструктуры, обеспечивающие нормальный ход жизненного цикла.
2. Генотип - сбалансированная система взаимодействующих генов. Наследование признаков у человека по типу эпистатического взаимодействия.
3. Экологическая безопасность. Критерии экологической безопасности. Экологическая безопасность человека. Методы экологических исследований
4. Задача. Ребенок 6 лет предъявляет жалобы на сильный зуд в области запястий, межпальцевых складок, усиливающийся в вечернее время при согревании больного в постели. Мальчик посещает детский сад. При осмотре больного обращают на себя внимание точечные «знаки» на коже в виде дорожек в межпальцевых складках рук. на запястьях и в области живота. Некоторые элементы сыпи осложнены гнойничками. Поставить и обосновать диагноз. Указать меры профилактики и предотвращения заражения.
Билет 4.
1. Наследственность и изменчивость. Свойства и функции днк.
2. Виды размножения. Бесполое размножение паразитических форм.
3. Паразитоценоз. Взаимоотношения в системе «паразит-хозяин»: действие паразита на хозяина; хозяина на паразита. Адаптация различных представителей к паразитическому образу жизни. Особенности паразитирования у детей.
4. Задача. Карий цвет глаз доминирует над голубым и определяется аутосомным геном. Ретинобластома определяется другим доминантным аутосомным геном. Пенетрантность ретинобластомы составляет 60%. Какова вероятность того, что больными от брака гетерозиготных по обоим признакам родителей будут голубоглазые дети? Какова вероятность того, что здоровыми от брака гетерозиготных по обоим признакам родителей будут кареглазые дети?
Билет 5.
1. Свойства наследственного материала. Принципы и этапы репликации ДНК. Редупликация как основа мутационной изменчивости. Генетический код и его свойства.
2. Генотип - сбалансированная система взаимодействующих генов. Наследование признаков у человека по типу полимерии.
3. Экологические категории организмов биосферы. Система цепей питания. Насыщенность растений и животных ксенобиотиками антропогенного происхождения.
4. Задача. У больного отмечается нарушение пищеварения, имеются симптомы интоксикации, анемия. Живет на берегу Волги. Увлекается рыбной ловлей. Лабораторные исследования показали наличие в фекалиях больного яиц овальной формы, размером 70х45 мкм с крышечкой на одном из полюсов. Каков диагноз? Назовите пути заражения и основные профилактические мероприятия.
Билет 6.
1. Изменчивость - свойство, определяющее возникновение новых признаков в развитии живого. Мутации, механизмы возникновения, классификация. Медицинское и эволюционное значение мутаций.
2. Формы размножения организмов. Особенности полового размножения, его эволюционное значение. Отличия половых клеток от соматических. Преимущества полового размножения.
3. Экология жгутиковых. Морфофизиологическая характеристика класса жгутиковых. Жизненный цикл, патогенность лямблий. Диагностика и профилактика лямблиоза.
4. Задача. Пробанд - здоровая женщина. Ее сестра также здорова, а два брата страдают дальтонизмом. Мать и отец пробанда здоровы. Четыре сестры матери пробанда здоровы, мужья их также здоровы. О двоюродных сибсах со стороны матери пробанда известно: в одной семье один больной брат, две сестры здоровы, в двух других семьях по одному больному брату и по одной здоровой сестре, в четвертой семье - одна здоровая сестра. Бабушка пробанда со стороны матери здорова, дедушка страдал дальтонизмом. Со стороны отца пробанда больных дальтонизмом не отмечено. Определите вероятность рождения у пробанда больных дальтонизмом детей при условии, если она выйдет замуж за здорового мужчину.
Билет 7.
1. Репарация как механизм поддержания генетического гомеостаза. Виды репарации. Клеточные механизмы, обеспечивающие постоянство генома.
2. Генотип - сбалансированная система взаимодействующих генов. Наследование признаков у человека по типу комплементарности.
3. Среда как комплекс абиотических, биотических и антропогенных факторов. Экологическая ситуация в урбанизированных экосистемах. Особенности структуры заболеваемости городского населения.
4. В детском саду вспышка амебиаза. Каковы незамедлительные действия администрации этого учреждения? Что в первую очередь должен сделать врач детского сада? В чем заключаются действия обслуживающего персонала? Какую помощь могут оказать родители детей, посещающих детский сад? Какие мероприятия должны привести работники СЭС (санитарно эпидемиологическая станция) в очаге инфекции? Всех ли контактных с больными детьми нужно обследовать?
Билет 8.
1. Ген как структурно-функциональная единица наследственности. Цистрон, его структура. Генетический код, его свойства.
2. Виды размножения. Гаметогенез, его особенности. Биологическое значение оогенеза.
3. Характеристика класса жгутиковые. Трихомонада.
4. Задача. Врожденный вывих бедра наследуется как аутосомный доминантный признак. Средняя пенетрантность гена 25%. Заболевание встречается в популяции с частотой 6:10000 (В.П. Эфримсон, 1968). Дать характеристику генетической структуры популяции.
Билет 9.
1. Этапы реализации генетической информации. Транскрипция. Механизм транскрипции, ферментативное обеспечение, осуществление во времени. Обоснование необходимости явления транскрипции. Стадии транскрипции.
2. Упорядоченность хода эмбриогенеза. Генетические и клеточные механизмы дифференцировки (пролиферация, клеточные перемещения и т. д.).
3. Экология Самарской области. Эколого-гигиеническая характеристика Саратовского водохранилища. Способы улучшения качества питьевой воды.
4. Задача. Ребенок 10 лет, был доставлен скорой помощью в детскую больницу с диагнозом кишечная непроходимость. При копрологических исследованиях были обнаружены яйца желтовато-коричневого цвета с бугристой оболочкой. Поставьте диагноз. Определите вид гельминта. Каковы пути заражения?
Билет 10.
1. Особенности многоклеточной организации биосистем. Иерархические уровни жизни (микросистемы, мезосистемы, макросистемы). Проявления главных свойств жизни на различных уровня ее организации.
2. Типы моногенного наследования. Особенности Х-сцепленного и голандрического типов наследования. Примеры нормальных и патологических признаков, сцепленных с половыми хромосомами.
3. Экология саркодовых. Морфология, жизненный цикл, патогенное действие дизентерийной амебы. Возможные осложнения, диагностика, профилактика амебиаза.
4. Задача. Синдром Ван дер Хеве обусловлен доминантным аутосомным плейотропным геном, определяющим голубую окраску склеры, хрупкость костей и глухоту. Пенетрантность признаков изменчива. В ряде случаев она составляет по голубой склере 100%, хрупкости костей - 63%, глухоте - 60%. Носитель голубой склеры, нормальный в отношении других признаков синдрома, вступает в брак с нормальной женщиной, происходящей из благополучной по синдрому Ван дер Хеве семьи. Определите вероятность проявления у детей признака хрупкости костей.
Билет 11.
1. Этапы реализации наследственной информации. Трансляция и пострансляционные процессы. Механизм осуществления. Условия для трансляции. Значение качественного и количественного состояния трансляционных ультрастуктур.
2. Типы индивидуального развития. Периодизация онтогенеза. Хронологические события каждого периода у человека.
3. Экология Самарской области. Насыщенность атмосферы городов и районов ксенобиотиками. Заболевания населения, экологически зависимые от качества воздуха.
4. Задача. Больной житель Западной Сибири, жалуется на боли в области печени, расстройство пищеварения и высокую температуру. При обследовании обнаружено увеличение печени, боли в правом подреберье и в эпигастральной области. Из анамнеза выяснено, что больной употреблял сырую рыбу (линь, язь, лещ) - строганину. Какие необходимо произвести обследования? Ваш предположительный диагноз? Каковы пути заражения? Меры личной профилактики?
Билет 12.
1. т-РНК.
2. Цитоплазматическая наследственность.
3. Морфологическая характеристика класса инфузории. Особенности строения, жизненный цикл, патогенное действие балантидия. Диагностика и профилактика балантидиаза.
4. Задача. Один признак аутосомный, другой сцепленный с полом. Рассчитать какое будет потомство.
Билет 13.
1. Транскрипция и трансляция.
2. Фенотипическая изменчивость. Норма реакции.
3. Экология Самарской области. Насыщенность литосферы городов и районов ксенобиотиками антропогенного происхождения. Заболевания населения, экологически зависимые от техногенных загрязнений почвы.
4. Задача. Ребенок 6 лет был доставлен скорой помощью в детскую больницу с диагнозом пищевой интоксикации. При копрологических исследованиях были обнаружены яйца желтовато-коричневого цвета, по форме напоминающие лимон с прозрачными пробками на полюсах. Ваш предположительный диагноз? Определите вид гельминта. Каковы пути заражения, особенности жизненного цикла паразита и меры личной профилактики?
Билет 14.
1. Реализация генетической информации. Взаимосвязь между геном и признаком. Центральная догма молекулярной биологии. Смысловое значение ее постулатов.
2. Пол - фенотипическая характеристика организма. Половые генетические и соматические аномалии. Причины и механизм возникновения.
3. Экология споровиков. Жизненный цикл малярийного плазмодия на примере Plasmodium vivax. Профилактика малярии.
4. Задача. Участок ДНК, кодирующий полипептид, имеет в норме следующий порядок азотистых оснований: ААААЦЦААААТАЦТТАТАЦАА. Во время репликации третий и четвертый слева аденин и третий справа цитозин выпали из цепи. Определите структуру полипептидной цепи, кодируемой данным участком ДНК, в норме и после выпадения нуклеотидов? Как называются мутации, которые произошли в гене?
Билет 15.
1. Развитие представлений о сущности жизни. Определение жизни с позиций системного подхода.
2. Биологические и генетические аспекты пола. Типы определения пола.
3. Генетические последствия радиационного облучения. Механизм воздействия излучений на молекулярно-генетический уровень наследственного материала.
4. Задача. Больной обратился в поликлинику с жалобами на слабость, потерю аппетита, приступы тошноты, расстройство стула и головную боль. Из анамнеза выяснено, что больной - рубщик мяса на рынке. Употребляет шашлык с кровью, сырокопченый окорок и сало. При лабораторном исследовании в фекалиях больного обнаружены лентовидные фрагменты гельминта, состоящие из члеников, в которых имеется от 7 до 12 боковых ответвлений матки. Каков предполагаемый диагноз? Пути заражения? Какое осложнение возможно при этом гельминтозе? Перечислите основные меры профилактики.
Билет 16.
1. Ген как единица изменчивости. Генные мутации и их классификация. Причины и механизмы возникновения генных мутаций. Мутон. Последствия генных мутаций для человека.
2. Прогенез. Многофункциональная организация зрелой яйцеклетки. Пространственная упорядоченность цитоплазмы яйца. Значение генома яйцеклетки для начальных стадий онтогенеза.
3. Экология споровиков. Морфология, жизненный цикл токсоплазмы. Приобретенный и врожденный токсоплазмоз. Профилактика токсоплазмоза.
4. Задача. У родителей со II группой крови родился сын с I группой и гемофилик. Оба родителя не страдают этой болезнью. Определите вероятность рождения второго ребенка здоровым и его возможные группы крови.
Билет № 17.
Причины возникновения хромосомных заболеваний. Хромосомные аберрации, их классификация.
Происхождение паразитизма. Экологические основы классификации паразитов. Понятие о промежуточных, окончательных и резервуарных хозяевах на примерах паразитических простейших.
Характеристика пищевых продуктов. Роль макро- и микронутриентов в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма человека. Рациональное питание – профилактика заболеваний обмена веществ, желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистых.
Задача: Цвет кожи у мулатов наследуется по типу кумулятивной полимерии, при этом за данный признак отвечают два аутосомных несцепленных гена. Потомок негра и белой женщины женился на мулатке. Какие типы окраски кожи возможны в этой семье, и в каком соотношении?
Билет 18.
1. Хромосомный уровень организации наследственного материала. Химический состав и структура хроматина. Виды хроматина. Конститутивный и факультативный гетерохроматин.
2. Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование, его медицинское значение. Этапы консультирования.
3. Дифференциальная диагностика Plasmodium malariae, Plasmodium falciparum.
4. Задача. У человека имеется несколько форм наследственной близорукости. Умеренная форма (от -2,0 до -4,0) и высокая (выше -5,0) передаются как аутосомные доминантные признаки, не сцепленные между собой. Определить вероятность рождения ребенка с высокой формой близорукости в семье, где мать страдает высокой формой близорукости, а отец - умеренной? Следует иметь в виду, что у людей, имеющих гены обеих форм близорукости, проявляется только одна - высокая.
Билет 19.
1. Морфология хромосом. Нуклеосомная модель строения хромосом.Основные положения хромосомной теории.
2. Человек как объект изучения наследственности. Современные методы диагностики наследственных заболеваний человека.
3. Современный экологический кризис. Пути и способы преодоления кризисной экологической ситуации.
4. В детское отделение больницы поступил ребенок 6 лет с жалобами па нарушение пищеварения, частый стул, схваткообразные боли в животе, слабость. Ребенок истощен. При лабораторном исследовании фекалий обнаружены овальные яйца (10х30 мкм) с тонкой оболочкой и филаментами вокруг личинки. Ребенок посещает детский сад. Каким гельминтозом болен ребенок? Каковы пути заражения? Назовите меры профилактики.
Билет № 20.
1. Оплодотворение. Фазы оплодотворения. Основные этапы эмбрионального развития.
2. Принципы и этапы репликации ДНК. Репликон.
3. Экология Самарской области. Насыщенность почвенных ресурсов антропогенными ксенобиотиками. Структура заболеваний населения городов и районов, экологически зависимых от техногенных загрязнений литосферы.
4. Задача: В мазке крови больного обнаружены деформированные, некоторые с фестончатыми краями, увеличенные в размере эритроциты. В эритроцитах, где паразит находится в стадии меруляции – 6-8 мерозоитов. На основании данных микроскопии поставьте диагноз.
Билет 21.
1. Экологические аспекты радиационной биологии
2. Эмбриональный период развития организма. Дробление как процесс образования многоклеточного организма. Типы дробления. Связь строения яйцеклетки с типом дробления.
3.Рациональное и адекватное питание как профилактика экологически
зависимых заболеваний.
4. Задача. Проведенное лабораторное исследование мазка крови больного показало наличие в эритроцитах шизонтов лентовидной формы. В стадии меруляции насчитывается от 6 до 12 мерозоитов, расположенных в виде розетки. Пораженные эритроциты в объеме не увеличены. Какой вид плазмодия вызвал малярию?
Билет 22.
1. Морфофункциональная организация эукариотической клетки.
2. Биохимический метод изучения генетики человека. Использование биохимических исследований (амниоцентез) для профилактики наследственных заболеваний.
3. Экология круглых червей. Аскарида человека. Систематика, морфология, жизненный цикл, патогенное действие. Диагностика и профилактика аскаридоза.
4. Задача на 2 болезни сцепленные с X хромосомой, ребёнок болен, а родители здоровы.
Билет 24.
1. Биологические мембраны. Структура, функция. Роль в поддержании внутреннего гомеостаза.
2. Методы исследования генетики человека. Иммуногенетический метод, его роль в пренатальной диагностики.
3. Свиной цепень. Морфология, жизненный цикл.
4. Задача: 2 болезни наследуются по рец признаку. У девушки отец был болен, вышла замуж за здорового. Какова вероятность рождения детей с болезнями в этой семье.
Билет 26.
1. Двумембранные органоиды клетки. Связь ультраструктуры и функций митохондрий. Изменения при различных патологических состояниях.
2. Способы изучения ДНК.
3. Экология ленточных червей. Морфология, жизненный цикл, патогенность лентеца широкого. Диагностика и профилактика дифиллоботриоза.
4. Задача: По данным шведских генетиков (К. Штерн, 1965), некоторые формы шизофрении наследуются как доминантные аутосомные признаки. При этом у гомозигот пенетрантность равна 100%, а у гетерозигот – 20%. Определите вероятность заболевания детей в семье, где один из супругов болен шизофренией, а другой здоров, но мать его страдала шизофренией?
Билет 28.
1. Особенности хромосомной организации в зависимости от степени пролиферации. Морфология хромосом. Правила хромосом.
2. Особенности близнецового метода изучения генетики человека.
3. Экология круглых червей. Острица. Систематика, морфология, жизненный цикл, патогенное действие. Диагностика и профилактика энтеробиоза.
4. Задача: Нормальный слух у человека обусловлен двумя доминантными неаллельными аутосомными генами, один из которых определяет развитие улитки, а другой – слухового нерва. Какова вероятность рождения глухого ребенка в семье нормально слышащих родителей, если они дигетерозиготны в отношении указанных генов? Какой тип взаимодействия генов лежит в основе формирования нормального слуха у человека?
Билет 30.
1. Онтогенез, прогенез, овогенез, морфологическая организация зрелой яйцеклетки.
2. Геном человека. Генотип, кариотип, денверская классификация хромосом.
3. Экология круглых червей. Власоглав.
4. Задача. Синдром Робена наследуется двумя путями: По аутосомно-доминантному и рецессивному. Определите вероятность рождения больных детей, если родители дигетерозиготны.
Билет 34.
1. Репродукция ядерного материала. Амитоз. Специфика течения. Виды прямого деления ядер. Биологическое значение амитоза для многоклеточного организма. Результаты амитотического деления при патологии.
2. Эмбриогенез.
3. Экология паукообразных. Морфофизиологическая характеристика отряда Acarina. Медицинское значение иксодовых и аргасовых клещей. Профилактика весенне-летнего энцефалита.
4. Задача. Арахнодактилия наследуется как доминантный аутосомный признак с пенетрантностью 30%. Леворукость - рецессивный аутосомный признак с полной пенетрантностью. Определите вероятность проявления обеих аномалий одновременно у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по обеим парам генов.
Билет 35.
1. Мейоз как процесс формирования гаплоидных гамет. Фазы редукционного и эквационного деления, их характеристика и значение. Нарушения хода мейоза и последствия для потомства.
2. Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза человека (рост, развитие дифинитивных структур, половое созревание, старение).
3. Профилактика экологически зависимых заболеваний. Рациональное питание – условие предупреждения развития болезней обмена веществ, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний ЖКТ.
4. Задача. Ребенок 6 лет предъявляет жалобы на сильный зуд в области запястий, межпальцевых складок, усиливающийся в вечернее время при согревании больного в постели. Мальчик посещает детский сад. При осмотре больного обращают на себя внимание точечные «знаки» на коже в виде дорожек в межпальцевых складках рук. на запястьях и в области живота. Некоторые элементы сыпи осложнены гнойничками. Поставить и обосновать диагноз.
Билет 36.
1. Рекомбинация наследственного материала, ее медицинское значение. Рекон. Комбинативная изменчивость и ее механизмы.
2. Морфогенез как многоуровневый динамичный процесс. Средовые факторы, регулирующие развитие на ранних этапах онтогенеза. Тератогенез. Классификация пороков развития.
3. Экология клещей. Особенности строения, жизненного цикла паразитических клещей. Возбудители клещевой чесотки и демодекоза. Рекомендации к профилактике заражения.
4. Задача. Бомбейский феномен состоит в том, что наследование групп крови зависит от присутствия в генотипе редкого рецессивного эпистатического гена, который в гомозиготном состоянии подавляет действие гена II и III групп крови. Определите вероятные группы крови у детей в семье, если супруги со II и III группами крови гетерозиготны по эпистатическому гену.
Билет 37.
1. Геном. Функционально-генетическая классификация генов (структурные, регуляторные, модуляторные гены). Гены общеклеточных и специфических мутаций.
2. Морфофизиологическая целостность биологических систем на уровне организма. Регенерация. Виды, механизмы регуляции регенерации. Медицинское значение физиологической и репаративной регенерации.
3. Экологозависимые заболевания. Рациональное и адекватное питание как профилактика экологически зависимых заболеваний.
4. Задача. Проведенное лабораторное исследование мазка крови больного показало наличие в эритроцитах шизонтов лентовидной формы. В стадии меруляции насчитывается от 6 до 12 мерозоитов, расположенных в виде розетки. Пораженные эритроциты в объеме не увеличены. Какой вид плазмодия вызвал малярию?
Билет 38.
1. Митоз и мейоз. Биологическое значение, общие черты различия.
2. Постэмбриональный период онтогенеза, его периодизация у человека. Основные процессы: рост, формирование дефинитивных структур, половое созревание.
3. Экология насекомых. Насекомые - переносчики инфекционных заболеваний. Особенности морфологии и жизненного цикла вшей. Профилактика педикулеза и фтириоза.
4. Задача: Нормальный слух у человека обусловлен двумя доминантными неаллельными аутосомными генами, один из которых определяет развитие улитки, а другой – слухового нерва. Какова вероятность рождения глухого ребенка в семье нормально слышащих родителей, если они дигетерозиготны в отношении указанных генов? Какой тип взаимодействия генов лежит в основе формирования нормального слуха у человека?
Билет 40.
1. Особенности репродукция мужских половых клеток. Морфофункциональная организация сперматозоидов человека. Причины их функциональной несостоятельности.
2. Социальная и биологическая составляющие здоровья и смертности в популяциях людей. Влияние генетических факторов, условий и образа жизни на ее продолжительность. Проблемы долголетия.
3. Экология насекомых. Систематика класса. «Бытовые сожители» человека. Механические и специфические переносчики заболеваний. Экологические принципы борьбы с ними.
4. Задача. Как изменится соотношение нуклеотидов в ДНК, копией которой является мРНК - ААГУАЦУГАГУА, если произошли следующие изменения: после 1-го триплета был вставлен тимин, после второго и третьего добавлен аденин?