Порядок рассмотрения дел об административном правонарушении - административное приостановление деятельности, в соответствии с требованиями Федерального закона № 294- ФЗ
Требования КоАП РФ | Права юридического лица |
1. Должностные лица органов госнадзора при проведении проверки обязаны в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ при выявлении нарушений законодательства в деятельности структурного подразделения эксплуатации принадлежащих ему зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), или если такой вред причинен, незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинениявплоть до временного запрета деятельности объекта (27.16 КоАП РФ). Лица, участвующие в производстве по делу вызываются в суд (должностному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении (ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ) | 1. В соответствии требованиями статей 18, 21 - 24 Федерального закона № 294- ФЗ, предоставлены широкие полномочия юридическим лицам на защиту своих прав при осуществлении государственного контроля (надзора), в том числе и на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями. Причинение вреда, нанесенное юридическому лицу действиями должностных лиц органа госнадзора, признанными в установленном законодательством порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду, за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (часть 1 статьи 22 Закона). При определении размера возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями должностных лиц органа госнадзора, также учитываются расходы юридических лиц, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), а также затраты, которые они осуществили для получения юридической и профессиональной помощи или которые они должны осуществить для получения юридической и иной помощи (в оказании юридической помощи может участвовать защитник, который допускается к участию в производстве по делу с момента его возбуждения ст. 25.5 КоАП РФ) |
2. Административному наказанию - административное приостановление деятельностиможет быть подвергнуто юридическое лицо, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена указанная административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статьи 2.1 и 3.2 КоАП РФ). Под таковым понимается временное прекращение деятельности хозяйствующих субъектов, а также эксплуатация агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг. Часть 1 ст. 3.12 КоАП РФ устанавливает конкретные основания, при которых может применяться названный вид наказания, если менее строгий не сможет обеспечить достижения цели административного наказания. Максимальный срок административного приостановления деятельности не должен превышать 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ). | 2. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания (предупреждение, административный штраф) не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами территориального органа Ростехнадзора, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса. (Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей (статья 9.1 КоАП РФ). При малозначительности совершенного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут рассмотреть возможность освободить юридическое лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). |
3. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении – административном приостановлении деятельности: 3.1.суды, если менее строгий вид административного наказания (предупреждение, административный штраф) не может обеспечить достижение цели административного наказания (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ); 3.2. должностные лица, осуществляющие надзор в сфере промышленной безопасности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ (при установлении грубого нарушения требований промышленной безопасности), в соответствии с требованиями пунктов 1 и 4 части 2 статьи 23.31 КоАП РФ. Иные должностные лица органов госнадзора (Ростехнадзор при установлении нарушения, не относящегося к грубому нарушению, Роспотребнадзор, Гострудинспекция и др.), не могут рассматривать указанные дела. При этом им предоставлены полномочия только по возбуждению дела об административном правонарушении, с последующим составлением протокола об административном правонарушении и протокола о временном запрете деятельности объекта и направлением их с необходимыми материалами в суд, для дальнейшего рассмотрения дела. | 3. На защиту прав юридических лицнаправлены положения Федерального закона №294-ФЗ при определении должностными лицами органов госнадзора мер реагирования по фактам выявленных нарушений, которые должны учитывать: 3.1. их соответствие тяжести нарушений, потенциальной опасности для жизни и (или) здоровья граждан, нанесения вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, или возникновения угрозы причинения такого вреда; 3.2. возможность применения временного запрета деятельности объекта только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей (статья 27.16 КоАП РФ). Своевременность принятия мер по устранению допущенных нарушений после возбуждения дела об административном правонарушении; (например, руководителем организации незамедлительно приняты меры к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, восстановлению ограждения опасных зон, устранения нарушения габарита приближения строений, нарушения на опасном производственном объекте и др.). При рассмотрении дела об административном правонарушении - административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения, выраженном например, в необеспечении безопасности движения или маневровой работы, безопасности пассажиров поезда или транспортной безопасности и др. (часть 2 статьи 32.12 КоАП РФ) или привести к социальной напряженности или наказанию невиновных лиц. |
4. Должностные лица органа госнадзора при установлении административного правонарушения обязаны: 4.1 Немедленно составить протокол об административном правонарушении, который будет направляться со всеми материалами в суд для рассмотрения дела б административном приостановлении деятельности, с указанием даты и места составления, ФИО лица составившего протокол и сведения о лице в отношение которого возбуждено дело (часть 1 статьи 28.2 и часть 4 статьи 28.8 КоАП РФ). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств, протокол составляется в течение 2 суток с момента выявления правонарушения (части 2 и 3 статьи 28.5 КоАП РФ). 4.2. После составления указанного протокола, в целях предупреждения угрозы причинения вреда, до рассмотрения дела об административном правонарушении судом или должностными лицами, оформить по установленной форме протокол о временном запрете деятельности, который также направляется в суд (должностному лицу) для рассмотрения дела об указанном правонарушении, вместе со всеми материалами, проходящими по делу. Таким образом, в суд направляются два протокола: о возбуждении дела об административном правонарушении и о временном запрете деятельности объекта. 4.3. Доказательствами по делу об административном правонарушении могут служить: - акт проверки и распоряжение о проведении проверки; - заключения проведенных технических расчетов и экспертиз; - объяснения должностных лиц; - нормативные правовые акты; поступившие в орган госнадзора обращения граждан, юридических лиц, информация от органов государственной власти, СМИ, др. документы, связанные с результатами проверки (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 294- ФЗ). 4.4. При временном запрете деятельности, производится наложение пломб, помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс и другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица указанных в протоколе мероприятий для временного запрета деятельности (часть 6 статьи 27.16 КоАП РФ); 4.5. Решение об удовлетворении ходатайства рассматривается в пятидневный срок со дня его поступления. При этом судья (должностное лицо органа госнадзора) обязан запросить заключение должностного лица, составлявшего протокол, свидетельствующее об устранении или не устранении обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного административного наказания. Решение об удовлетворении ходатайства и прекращении исполнения административного наказания, либо отказе в удовлетворении ходатайства может приниматься судом (должностным лицом органа госнадзора) без заключения должностного лица, составившего протокол, оцениваться по установленным правилам, с указанием даты возобновления деятельности приостановленного объекта (часть 4 ст. 32.12 КоАП РФ). 4.6. При назначении данного административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие или отягчающие административную ответственность юридического лица. Назначение административного наказания не освобождает юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, (статья 4.1. КоАП РФ). 4.7. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении - административное приостановление деятельности может быть принято решение об его отмене или прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 и 30.7 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении административном приостановлении деятельности, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Если протокол об административном правонарушении и другие материалы оформлены неправомочными лицами, не надлежащим образом составлены, либо представлены не полностью, могут быть судом возвращены в орган госнадзора или должностному лицу их составивших (часть 1 статьи 29.4 КоАП РФ). | 4. Юридическому лицу (представителю) при рассмотрении дела об административном правонарушении предоставлены следующие права: 4.1. Присутствие законного представителя юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении - административном приостановлении деятельности, с представлением привлекаемому к ответственности лицу возможности реализовать гарантии, предусмотренные данной нормой, с разъяснением прав и обязанностей, предусмотренных законодательством, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении, установленной формы: (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ); (статьи 18, 21 - 24 Федерального закона № 294-ФЗ). 4.2 Предоставление возможности представителю юридического лица ознакомиться с правами и обязанностями по делу, установленными КоАП РФ, ознакомления с протоколом об административном правонарушении, дать объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к документу и получение разъяснения о порядке обжалования действий представителя юридического лица (часть 3 - 4 статьи 28.2 КоАП РФ); Срок временного запрета деятельности (до принятия решения судом или установленными лицами органа госнадзора) исчисляется с момента фактического прекращения деятельности объекта. Копия протокола о временном запрете деятельности (эксплуатации) объекта, вручается под роспись законному представителю юридического лица. 4.3. В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие, а копия протокола о возбуждении дела об административном правонарушении направляется юридическому лицу в течение трех дней со дня его составления (часть 4¹ статьи 28.2 КоАП РФ); В случае отказа представителя юридического лица от подписания указанного протокола, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ); 4.4. При рассмотрении наказания административное приостановление деятельности (вынесении постановления) 'должен решаться вопрос о мероприятиях, выработанных представителем юридического лица необходимых для исполнения внесенных требований должностным лицом органа госнадзора (часть 2 статьи 29.10 КоАП РФ); Представители юридического лица могут ходатайствовать о прекращении административного приостановления деятельности, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения, с представлением соответствующих материалов и доказательств, свидетельствующих об устранении нарушений, явившихся основанием для возбуждения дела об административном правонарушении административное приостановление деятельности. Представители юридического лица имеют право участвовать при рассмотрении ходатайства судом или уполномоченным должностным лицом органа госнадзора (руководителем) территориального органа Ростехнадзора, представляя для доказательства необходимые документы, заключения, исследования, показания должностных лиц (свидетелей) и др. (часть 3 статьи 3.12; часть 3 статьи 32.12 КоАП РФ); Должностные лица органа госнадзора досрочно могут прекратить исполнение наказания, если установят, что устранены обстоятельства, послужившие для его назначения (часть 3 статьи 3.12 КоАП РФ). 4.6. Смягчающими обстоятельствами признаются: раскаяние лица совершившего правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения; добровольное сообщение лицом, совершившим правонарушение в орган госнадзора; оказание содействию органу госнадзора в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении; предотвращении вредных последствий административного правонарушения; добровольное исполнение предписания об устранении допущенного правонарушения. Отягчающими обстоятельствами признаются: продолжение противоправного поведения; повторное совершение однородного административного правонарушения; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия и др. (статьи 4.2.- 4.3 КоАП РФ). 4.7. Могут обжаловать постановление о назначении административного наказания представителями юридического лица (статья 25.4 и часть 1 статьи 30.1 КоАП РФ): а) вынесенное судьей, с обжалованием в вышестоящий суд; б) вынесенное должностным лицом органа Ростехнадзора - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела; в) в случае если жалоба поступила в суд и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд. Жалобы на постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются. При этом жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день подачи жалобы (части 5 и 6 статьи 30.2 КоАП РФ). Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать жалобу (часть 4 статьи 30.5 КоАП РФ). Если в протоколе нет сведений о том, какие из перечисленных в ч.1 ст.3.12, КоАП РФ случаев создают угрозу причинения вреда и чем это подтверждается, суд вправе вынести определение о возвращении протокола об АПН и других материалов в орган, должностному лицу, которые составили протокол, по основаниям, предусмотренным п.4 ч.1. ст.29.4 КоАП РФ. |
5. О правах руководителей хозяйствующих субъектов при реализации требований Федерального закона № 294 – ФЗ при осуществлении федерального государственного надзора
5.1. Основными принципами защиты прав юридических лиц при осуществлении органами госнадзора мероприятий по контролю являются:
- преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
- открытость и доступность нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется;
- презумпция добросовестности юридических лиц;
- обеспечение информации о правах и обязанностях органов госнадзора и муниципального контроля, их должностных лиц;
- проведение проверок в соответствии с установленными полномочиями органов госнадзора;
- недопустимость проведения проверок в отношении одного хозяйствующего субъекта несколькими органами госнадзора;
- ответственность органов госнадзора, органов муниципального контроля при проведении проверок;
- недопустимость взимания органами госнадзора платы за проведение мероприятий по контролю;
- разграничение полномочий федеральных органов госнадзора в соответствующих сферах деятельности и органов госнадзора в субъектах РФ в соответствующих сферах деятельности, на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.