Снабжение якорями, якорными цепями и канатами речных судов определяют по Правилам Российского речного Регистра (Глава: Снабжение судов) в зависимости от типа и класса судна но характеристике снабжения Nc, м2
швартовой якорный электропривод судно
где L, B, H - соответственно длина, ширина, высота борта судна до первой расчётной палубы, м;
Где L, B, H – длина, ширина, высота борта судна, м;
А = k*ΣlH*hH – поправка, учитывающая суммарную площадь парусности надстройки, м;
lH, hH – соответственно длина и высота отдельных надстроек, м;
k = 1 – коэффициент.
А = 1*6,5*7,1 = 46,15 м2
l, h - длина и средняя высота отдельных надстроек и рубок, м;
Nс = 26,8*(9,2+1,8)+46,15= 294,97 => 183 м2
NC=78*(9,2+3,5)+1*(74*2,5+20*5,0)= 1095.5м2
для судов с характеристикой снабжения более 1000 м2
· Fраз=171+3,92*10-2:(1095.5 -1000)= 182.9кН
Количество и длину швартовых канатов на судне выбирают в зависимости от типа судна и условий плавания. Согласно требованиям Российского Речного Регистра разрывное усилие стального швартового каната должно быть не менее, кН
калибр цепи d=25 мм
масса одного метра цепи - 14,9 кг
3. Расчет якорно-швартовного устройства |
масса каждого якоря - 570кг
количество якорей - 2
Швартовное устройство.
Швартовное устройство: кнехтов, клюзов, роульсов, вьюшек, уток, киповых планок, линей, привальных брусьев, кранцев и в ряде случаев линеметательной установки. Каждое судно снабжают швартовами в соответствии с требованиями правил Речного Регистра. Для определения длины, числа и разрывного усилия канатов пользуются характеристикой снабжения Nc , подразделяя суда по районам плавания.
Выбираем швартовный канат по разрывному усилию:
Разрывное усилие в целом каждого швартовного каната (Н) должно быть не менее
F = 9,6a2* ,
где a2 = 400, b2 = 0 при Nс<800
F = 9,6*400* = 84690 Н => 81,6 кН.
Количество швартовов для судов Nc <500 определяем по формуле Регистра:
zшв = (Nс + a)/b,
где: a = 410, b = 200 при Nc < 500
zшв = (295+ 420)/200 = 2,4 => 4
Длина каждого швартовного каната (м) должна быть не менее:
l = a1+b1Nc
где: a1 = 100, b1 = 0,1 при Nc<700
l = 100+0,1*295= 127,3 м.
3.1 Техническая эксплуатация якорно-швартовного устройства.
3.1 техническая эксплуатация якорно-швартовного устройства |
Якорное устройство.
Согласно правилам ПТЭ якорное устройство судна должно удовлетворять требованиям ПРРР и обеспечивать при любых условиях плавания быструю отдачу и подъём якорей и надёжную стоянку на них судна, а якорное устройство в период эксплуатации судна должно быть всегда готово к действию. При осмотрах якорного устройства и технических уходах за ним необходимо особенно тщательно проверить наличие смазки на трущихся частях брашпилей и шпилей, а также уровень масла в редукторах, надёжность крепления якорей тормозом и стопорами, надёжность соединения коренных концов якорей цепей с устройствами для их отдачи, неисправность устройства для закрепления и отдачи коренного конца якорной цепи и самой якорной цепи, штыри соединительных звеньев.
Необходимо сладить за наличием и состоянием кожухов на якорно-швартовых механизмах и постоянно поддерживать их в исправности. Осмотр и обслуживание электрооборудования якорных устройств должны производиться в объёме и в сроки, предусмотренные графиком технических уходов, составленным в соответствие с действующими Правилами обслуживания электрооборудования и ухода за ними.
Запрещается выпускать судно в эксплуатацию при несоответствии якорного снабжения установленным нормам или неисправности якорного устройства, если:
а) якорные цепи не помещаются в цепных ящиках, концы цепей ненадёжно прикреплены к набору корпуса с помощью жвака-галса;
б) уменьшение диаметра цепей вследствие их износа превышает 20%;
в) обнаружение звеньев с выпавшими контрфорсами;
г) звенья, скобы и стопоры цепей, тормозы якорной машины имеют трещины или повреждения;
д) якорная цепь проскальзывает в звёздочке брашпиля, шпиля или в щеколде стопора;
е) неисправны смотры цепей, тормозное устройство брашпиля и шпиля, а также узлы дистанционной отдачи якоря;
ж) при отсутствии дистанционной отдачи якорной цепи не обеспечена возможность отдачи жвака-галса усилиями одного человека;
з) износ клюзов и стопоров препятствует нормальной работе устройства;
и) ненадёжно действует дистанционная отдача якорей из рулевой рубки;
к) якорные цепи не подвергались испытанию и не имеют соответствующего свидетельства.
Швартовное устройство.
Швартовные устройства (швартовные лебедки, шпили, кнехты, киповые планки) должны быть прочно закреплены на фундаментах и на корпусе судна, обеспечивать надежное удержание судна при его стоянке у пирсов, причалов и других судов, а также сохранность тросов и безопасное выполнение швартовных работ.
Швартовные кнехты, киповые планки, утки, роульсы, клюзы и их крепление к корпусу судна должны быть исправными. Износ этих деталей, при котором образуются острые кромки, приводящие к изгибам, заломам или разрывам швартовных тросов, не допускается. Все стальные тросы и трущиеся части швартовных устройств должны быть своевременно смазаны канатной мазью, солидолом, техническим вазелином или другой равноценной смазкой, особенно на время длительного бездействия.
Для швартовных стальных тросов число разорванных проволок не должно превышать 20% общего количества проволок на длине шесть диаметров.
При износе или коррозии проволок троса, достигающих 20% и более первоначального диаметра проволок, швартовный трос должен быть забракован.
Все соединения должны быть тщательно выполнены и защищены бензелями, все колышки выправлены. Ходовой конец швартовов должен иметь огон и находиться на верху бухты, а концы швартовов должны быть защищены бензелями.
Капроновые и пеньковые канаты, используемые в качестве швартовных и буксирных тросов, должны соответствовать требованиям государственных стандартов или технических условий на их поставку.
При эксплуатации капроновых и пеньковых канатов должны быть соблюдены следующие требования:
а) поверхности барабанов швартовных механизмов, шкивов, кнехтов, роульсов не должны иметь выбоин, заусениц, ржавчины;
б) диаметр барабана, на который выбирается капроновый канат, должен быть не менее шестикратного диаметра каната, диаметр шкива - не менее 6 - 8 диаметров и по ширине - на 25% более диаметра каната;
в) в качестве стопора необходимо использовать только растительный канат;
г) на кнехты должно накладываться не менее восьми шлагов, причем верхние шлаги должны быть закреплены схватками из растительного троса;
д) капроновые канаты использовать и хранить при температуре от 20 до 40 °C;
е) периодически (не реже одного раза в два месяца) капроновый канат во избежание искрения и вследствие накопления статического электричества необходимо обрабатывать двухпроцентным раствором хлористого натрия в течение суток.
4. Расчет спасательного устройства |
4. Расчет спасательного устройства
Спасательные устройства представляют собой комплекс спасательных средств, грузоподъемных механизмов, а также конструкций для хранения по-походному спасательных средств на судне. Снабжение судов коллективными (шлюпками, плотами, приборами) и индивидуальными спасательными средствами (спасательными жилетами, нагрудниками, спасательными кругами) производиться в соответствии с требованиями Правил РРР.На данном прототипе судна есть пластмассовая шлюпка типа СШ 07/09.
Таблица 1.
Индекс шлюпки | СШ 07/09 |
Вместимость, чел. | |
Длина габаритная, м. | 3,5 |
Длина, наибольшая, м. | 3,89 |
Ширина габаритная, м. | 1,5 |
Ширина наибольшая, м. | 1,57 |
Высота борта, м. | 0,57 |
Валовой объём шлюпки, м3. | 1,8 |
Масса корпуса шлюпки, кг. | |
Масса с людьми и снабжением, кг. | |
Коэффициент полноты валового объёма определяются по формуле:
δ = ,
где: Vшл – валовой объём спасательной шлюпки, м3.
Вшл – наибольшая ширина шлюпки, м.
Lшл – длина шлюпки, м.
Hшл – высота шлюпки, м.
δ = = 0,6 м3.
По Правилам РРР каждая шлюпка имеет снабжение: аптечка первой помощи в непроницаемом ящике, весла, компас шлюпочный, конец бросательный длиной не менее 15м, отпорный крюк длиной, равной длине весла, пробки спускных отверстий со штертами, руль с принадлежностями и сорлинем, топор со штертом, уключины со штертом, уключины запасные, фалинь длиной 15м, фальшфейеры красные, черпак, фонарь электрический, огнетушитель.
Также на данном прототипе есть шлюпбалка типа ШБИ/ЯЛ6-1
Таблица 2.
Тип шлюпбалки | Тип шлюпки, обслуживаемой шлюпбалкой. | Номинальная грузоподъёмность, кН. | Размеры, мм. | Максимальное усилие на рукоятке, Н. | Масса компле кта (2 шлюпба лки), кг. |
В | В1 | В2 | В3 | Н |
Левая ШБИ/ЯЛ6-1 | СШ 07/09 | 0,81 | | | | | | | |
Определение рабочей нагрузки, действующей на пару шлюпбалок:
Рном =[(Р1+qm)k+q1+q2]k1,
где: P1 – масса шлюпки со снабжением, без людей, кг.
q = 75 кг – средняя масса человека, согласно Правилам.