Взаимодействие человека с окружающей средой.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения лекционного занятия

по дисциплине «Экология»

для курсантов 2 курса по специальности 280705.65 –

«Пожарная безопасность»

ТЕМА 5

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ЗАНЯТИЕ 5.1

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Обсуждена на заседании ПМК

протокол №__ от «___»________2015 г.

Владивосток

I. Цели и задачи

Учебные

1. Дать обучающимся представление об экологии и здоровье человека, о взаимодействии человека с окружающей средой, ознакомить обучающихся с понятиями экологической безопасности и «приемлемого риска».

2. Способствовать формированию у обучающихся знаний и способностей по теме занятия для решения вопросов обеспечения экологической безопасности.

Воспитательные

3. Воспитывать чувство ответственности и грамотный подход в решении вопросов экологической безопасности.

II. Расчет учебного времени

№ п/п Учебные вопросы Время, минут
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:Принять доклад о готовности группы к занятию,проверить наличие обучающихся, внешний вид, готовность к занятию. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия. Подчеркнуть актуальность и значимость темы для дальнейшей практической деятельности обучающихся.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы:  
1. Взаимодействие человека с окружающей средой.
2. Здоровье человека.
3. Понятия экологической безопасности и «приемлемого риска».
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:Напомнить тему, цели занятия, ответить на поставленные вопросы, дать задание на самостоятельную работу, объявить о характере последующих занятий по данной теме.
Итого

III. Литература

Основная:

1. Коробкин В.И., Предельский Л.В. Экология : учебник для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Предельский. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 608 с.

2. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность : учебное пособие для вузов по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» / Ю. Л. Хотунцев. – 2-е изд., перераб. – М : Academia, 2004. – 478 с.

Дополнительная:

1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник для вузов / С.В. Белов. – М. : Юрайт, 2011. – 680 с.

2. Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учебник / Н.М. Ларионов, А.С. Рябышенков. – М.: Юрайт, 2012. – 495 с.

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийная техника (интерактивная доска).

2. Презентация (слайды) по теме.

Место проведения: лекционный зал.

Время: 2 часа.

V. Текст лекции

Введение

Проблема отношения «человек — природа» является одним из конкретных выражений основного вопроса философии о статусе бытия и мышления, о взаимодействии материального и духовного.

Генезис отношения «человек—природа» соответствует эпохе выделения человека из мира животных.На ранних этапах своей истории человек осознавал себя но особенным феноменом природы, а лишь одним из многочисленных ее проявлений. Это можно рассматривать как духовное выражение определенного уровня развития первобытного общества, находившегося на стадии собирательства, т. е. абсолютной зависимости от внешней среды.

Здоровье населения - важнейший показатель экологического благополучия в окружающей человека среде. Для достижения безопасности здоровья человека можно выделить следующие цели:

а) борьба с загрязнением воздуха;

б) охрана вод от загрязнений и использование пресных вод;

в) охрана морской среды;

г) эффективное использование почвы;

д) защита и охрана существующих генетических ресурсов (заповедники);

е) улучшение состояния окружающей среды в населенных районах.

Рационализация взаимоотношений общества и окружающей его среды в значительной степени связана с дальнейшим совершенствованием технологических процессов, чтобы сократить, а затем исключить вообще практику выбросов отходов в среду обитания человека.

Взаимодействие человека с окружающей средой.

Наряду с изучением экологии животных, растений и их сообществ в последние годы все большее внимание ученых привлекает адаптация человека к своей среде обитания. Человеку как биологическому виду присущ обмен веществ с окружающей его средой, что является основой для существования жизни. Организм человека во многом связан с остальными компонентами биосферы, он участвует в круговороте веществ и подчиняется его законам. Непрерывный приток атмосферного кислорода, питьевой воды, пищи нужен для обеспечения биологической жизнедеятельности и существования человека. Человеческий организм, как и у других животных, подчинен суточным и сезонным ритмам и реагирует на сезонные изменения окружающей температуры, интенсивность солнечного излучения.

Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья. Античные ученые стремились осмыслить роль и место человека в окружающем его мире, понять, как природные и хозяйственно-бытовые условия влияют на него.

Благодаря наиболее высокому уровню организации человека, которого он достиг как биосоциальное существо с помощью развитой психики, его взаимоотношения со средой обитания имеют существенные особенности.

Во-первых, человек как экологический фактор, в отличие от животных, не только пользуется природными ресурсами, но и действует на окружающую среду целенаправленно и осознанно. Человек господствует над ней, адаптирует условия к своим потребностям.

Во-вторых, человечество представляет собой единственный на Земле вид, обитающий повсеместно, что превращает его в экологический фактор с глобальным распространением влияния. Благодаря воздействию на все главные компоненты биосферы, влияние человечества достигает и самых отдаленных экологических зон планеты.

Таким образом, наличие исключительных особенностей взаимодействия человека с окружающей средой, необходимость изучения этих особенностей привела к формированию экологии человека как одного из направлений экологической науки и практики.

Экология человекакак самостоятельная дисциплина, по мнению Н.Ф. Реймерса (1993), возникла почти одновременно с классической биологической экологией (биоэкологией). Экология человека старше и шире по содержанию, чем социальная экология.

В нашей стране экология человека в качестве специального научного направления долгое время не выделялась.

Активное освоение экстремальных районов, усиление негативных последствий промышленного и сельскохозяйственного загрязнения, расширение контактов человека с природой резко обострили интерес к изучению влияния окружающей среды на практически здорового человека.

Экология человека конца 90-х гг. воспринимается уже как сплоченная и единая (хотя и междисциплинарная) наука.

В общей структуре экологии человека сегодня выделяются такие разделы, как экология города (урбоэкология), техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, видеоэкология, медицинская экология и т. п.

Экология человека— это комплексное научное и научно-практическое направление исследований взаимодействия народонаселения (популяций) с окружающей социальной и природной средой. Оно изучает социальные и природные закономерности взаимодействия человека и человечества в целом с окружающей космопланетарной средой, проблемы развития народонаселения, сохранения его здоровья и работоспособности, совершенствования физических и психических возможностей человека.

С точки зрения общей экологии, экологию человека можно рассматривать как аналог аутэкологии в пределах экологии животных (воздействие на организм и его реакции) и с позиций взаимодействия антропоэкосистемы со средой жизни.

Экология человека изучает закономерности возникновения, существования и развития антропоэкологических систем, которые представляют собой сообщество людей, находящихся в динамическом взаимодействии со средой и удовлетворяющих благодаря этому свои потребности (по В.Н. Ярыгину).

Предметом изученияэкологии человека являются взаимоотношения человека, его малых и больших групп между собой и с окружающей их средой.

На всех стадиях исторического развития экология человека ставила перед собой следующие задачи:

1. Изучение численности отдельных общностей людей и всего человечества.

2. Анализ возрастной и половой структур общностей.

3. Изучение уровня здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти.

4. Рассмотрение специфики питания людей каждой эпохи, калорийности пищи, способов ее приготовления.

5. Анализ типов трудовой деятельности, механизмов и орудий труда, источников энергии, используемых в хозяйстве и быту.

6. Изучение системы расселения.

7. Формирование культурных и гигиенических навыков населения.

В современном обществе происходит ускорение темпов урбанизации, расширяется промышленное освоение новых климато-географических зон, человек проникает в экстремальные регионы планеты (Крайний Север, приполярные районы, аридная зона, высокогорье, шельф, глубины Мирового океана) и околоземное космическое пространство.

Развитие экологии человека теперь должно способствовать поддержанию здоровья человека, обеспечению его длительной активной жизни при одновременном сохранении и развитии природной среды.

В этих условиях необходимо изучать адаптацию человека к новой среде обитания, выяснять резерв адаптации различных групп (этнических, половозрелых, профессиональных и др.) к изменяющимся условиям среды.

Именно поэтому академик Н.А. Агаджанян к первостепенным теоретическим проблемам, стоящим перед экологией человека, относит:

1) исследование эволюции механизмов адаптации на индивидуальном, групповом, организменном и популяционном уровнях;

2) выявление специфических, неспецифических и конституциональных реакций на воздействие среды;

3) изучение эволюционно-генетической типологии и особенностей адаптационных механизмов — создание экологических портретов различных групп населения;

4) исследование роли фактора времени в формировании адекватных реакций;

5) изучение влияния космических, земных и социальных факторов и их ритмов на состояние здоровья человека.

Антропогенез— это процесс происхождения человека, становление его как биологического вида в процессе формирования общества и выделения его из окружающей среды, которое, в свою очередь, обозначается социальным развитием,или социогенезом.

Внастоящее время нет единого мнения ни о времени происхождения человека, ни о его предках, но все согласны, что с биологической точки зрения это один из видов млекопитающих, относящийся к отряду приматов.

В целом процесс антропогенеза сопровождался постепенным сужением сферы действия естественного отбора в сторону возникновения общественных закономерностей и создания социальной и культурной среды.

Расселение человека сопровождалось возникновением расового и этнического полиморфизма, зарождением наций.

Процесс биологической адаптации к новым средам обитания привел к формированию современных человеческих рас.

Человеческие расы— это исторически сложившиеся группы людей, объединенные общим происхождением и сходством некоторых второстепенных морфологических признаков.

Наиболее признанная схема классификации рас предложена Я.Я. Рогинским и М.Г. Левиным (1978). Они традиционно подразделяют человечество на три больших расы: европеоидную, монголоиднуюи негроидную.

Расы возникли в результате расселения и изоляции древних людей в различных климато-географических условиях, под воздействием которых постепенно появлялись приспособительные признаки. Например, сильная пигментация кожи у негроидов служит защитным приспособлением от ожогов ультрафиолетовыми лучами, курчавые волосы предохраняют голову от перегрева; плоское лицо монголоидов уменьшает возможность отморожения; белая кожа европеоидов способствует поглощению ультрафиолетовых лучей, необходимых для синтеза в коже витамина D, и т. п.

Следовательно, основными биологическими факторами расогенеза являются: наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция.

Раса — понятие биологическое, так как представители рас отличаются друг от друга морфологическими наследственными признаками. Следует особо подчеркнуть, что отличительные признаки рас являются второстепенными и не затрагивают видовых признаков Человека разумного.

Большие и малые расы генетически не обособлены друг от друга. Но при этом у групп популяций можно выделить общие наследуемые морфологические и физиологические признаки, которые изменяются в узких пределах. Понятие «раса» показалось неопределенным и ЮНЕСКО рекомендовала вместо него использовать термин «этнос». И хотя понятие «этнос» обозначает антропологические особенности, общность происхождения и единый язык обособленной группировки людей, оно не тождественно понятию «раса» в биологическом смысле.

Раса— совокупность людей, обособленная географическими или языковыми барьерами, подвергшаяся естественной селекции и получившая морфологические и физиологические особенности строения организма, передаваемые по наследству.

Этнос— совокупность людей, обособленная языковым барьером, с единым языком и культурой, особенностями психики и мировоззрения, самосознанием и сходным антропологическим типом, обусловленным смешиванием.

Эволюция человека имела ряд особенностей, важных для понимания биологии и экологии человека (по Т.А. Акимовой, В.В. Хаскину):

1. У обезьяноподобных предков человека не было глубокой морфологической, физиологической и экологической специализации.

2. Эволюция человека не только подтверждает правило ускорения эволюции, но и беспрецедентна по скорости для крупных млекопитающих, особенно на последних этапах антропогенеза. Человек — один из самых молодых видов крупных животных на Земле.

3. Высокая адаптивность, отсутствие завершенного набора инстинктов и разнообразная инструментальная деятельность обусловили у предков человека развитие высших форм поведения, интеллекта.

4. Заключительные этапы антропогенеза связаны с возникновением культуры — совокупности средств создания материальных ценностей, речевой и знаковой передачи информации и обучения на основе подражания и сигнальной памяти. Культура становится доминирующим фактором эволюции человека, ослабляя давление факторов естественного отбора.

5. Усвоение культурной информации в обществе происходит несоизмеримо быстрее, чем передача по наследству генетической информации. Поэтому темпы общественного прогресса и развития материальной культуры не только опережают биологическую эволюцию человека, но и в силу ослабления естественного отбора замедляют ее.

Экологический оптимум существования человека на основе его биологических и психических процессов ограничен, и возможность широкого расселения достигается не путем изменения людьми их собственной физиологии и психики, а путем создания искусственной среды.

В результате естественные экосистемы вытесняются антропогенными экосистемами, абсолютно доминирующим экологическим фактором которых является сам человек.

Реймерс Н.Ф. (1994) рассматривает окружающую человека среду как четыре неразрывно взаимосвязанных подсистемы:

- собственно природную среду;

- порожденную агротехникой среду— «вторую природу»;

- искусственную среду— «третью природу»;

- социальную среду.

Природная среда— это факторы естественного или природно-антропогенного происхождения, прямо или косвенно, осознанно или неосознанно воздействующие на отдельного человека или человечество в целом.

К числу этих факторов можно отнести:

- энергетическое состояние среды (тепловое и волновое, включая магнитное и гравитационное поля);

- химический и динамический характер атмосферы;

- водный компонент (влажность воздуха, земной поверхности, химический состав воды);

- физический, химический и механический характер поверхности земли (включая геоморфологические структуры);

- состав биологической части экологических систем и их ландшафтных сочетаний (в том числе сельскохозяйственных и лесохозяйственных земель с естественными экосистемами);

- определенный ритм природных явлений, в том числе стихийно-разрушительного и иного характера, рассматриваемого как бедствие (землетрясения, наводнения, ураганы, природно-очаговые заболевания и т. п.);

- плотность населения и самих людей как биологический фактор.

Среда «второй природы»,или квазиприродная среда— это все элементы природной среды, искусственно преобразованные человеком и характеризующиеся отсутствием самоподдержания (т. е. постепенно разрушающиеся без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека). Например: «культурные ландшафты», грунтовые дороги, зеленые насаждения. Все эти образования имеют природное происхождение, представляют собой видоизмененную природную среду и не являются чисто искусственными, не существующими в природе. Видимо, ко «второй природе» следует относить и домашних животных, и культурные растения.

«Третья природа»,или артеприродная среда— это искусственный мир, созданный человеком, не имеющий аналогов в естественной природе, начинающий разрушаться без непрерывного обновления немедленно. Например, асфальт и бетон современных городов, внутреннее пространство мест жизни и работы, транспорта и предприятий сферы обслуживания; технологическое оборудование; транспортные объекты; мебель и другие вещи; вся синтетика.

Социальная средав основном окружает современного человека. Это культурно-психологический климат, создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом самими людьми и слагающийся из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга в коллективах непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и информационного воздействия.

Воздействие включает экономическую обеспеченность, степень уверенности в завтрашнем дне, моральные нормы общения, свободу самовыражения, возможность свободного общения и использования культурных и материальных ценностей, комфорт сферы услуг и т. д.

Все факторы каждой из рассматриваемых сред тесно взаимосвязаны между собой и составляют объективные и субъективные стороны «качества среды жизни».

Следовательно, среда обитания человекапредставляет собой переплетение взаимодействующих биологических, психических и антропогенных экологических факторов, набор которых отличается в разных природно-географических и экономических регионах планеты.

В таких условиях необходим единый интегральный критерий качества среды с точки зрения ее пригодности для обитания человека. Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому в 1968 г., этим критерием служит состояние здоровья населения. В исследованиях по экологии человека термин «здоровье» используют в широком смысле как показатель полного физического, психического и душевного благополучия.

Здоровье человека.

Определение здоровья сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Признано, что здоровье — это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое.

Духовное здоровье человека — это здоровье его разума. Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания.

Физическое здоровье человека — это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек.

Кроме того, принято различать здоровье индивидуальное и общественное (здоровье населения).

Индивидуальное здоровье — это личное здоровье человека, которое во многом зависит от него самого, от его мировоззрения, а в конечном счете от его культуры — культуры здоровья.

Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным образом от политических, социально-экономических и природных факторов.

Взаимозависимость здоровья и благополучия сформулирована уже в определении здоровья. При неудовлетворительном состоянии здоровья невозможно достичь благополучия в любой из областей жизнедеятельности, и наоборот.

Онтогенез человека делится на несколько крупных пе­риодов, которые свойственны развитию всех многоклеточных существ и особенно высших животных, сходных с человеком.

Прежде всего это эмбриогенез, т. е. тот период развития, который проходит у человека в утробе матери под защитой спе­циального барьерного органа — плаценты. В свою очередь эмб­риогенез, длящийся 9 мес , состоит из нескольких принци­пиальных этапов. Первый этап связан с оплодотворением, т. е.с самим фактом встречи родительских половых клеток. В это время зародышевые клетки подвержены влиянию естественного отбора, так как далеко не все родительские клетки способны к дальнейшему развитию. Второй этап, с которого начинается эмбриогенез, — это превращение одной клетки — оплодотворен­ного яйца — в многоклеточный организм (дробление). Третий этап связан с началом дифференциации (специализации) клеток в организме и знаменуется появлением в нем трех первичных типов тканей. При этом в зародыше происходит перемещение клеточных пластов, а затем начинается этап органогенеза, т. е. закладка и образование различных органов и систем организма, характеризуемый сложными явлениями дифференциации кле­ток и объединением их в структуры. К двум месяцам развития складывается защитная система материнского организма — плацента, которая в дальнейшем и питает, и защищает разви­вающийся плод. В остальные семь месяцев развития человека под защитой плаценты его органы приобретают функциональ­ную активность и быстро растут.

Значительным и драматичным для человеческого организ­ма является появление на свет, т. е. роды. Этот период также подвержен действию естественного отбора: не все зародыши благополучно доходят до конца эмбриогенеза и благополучно рождаются на свет. Далее наступает период детства, первым этапом которого является грудное вскармливание, когда в те­чение года особенно важным для человека является фактор питания. За это время происходят большие изменения в нерв­ной системе, созревают рецепторные системы (органы чувств), у ребенка закладывается интуитивный образ мира.

Cледующий этап детства продолжается до шести-семи лет, когда окончательно созревает нервная система и вместе с ней способность к познанию окружающего мира. Увеличивается количество извилин в коре больших полушарий головного мозга, ребенок активно обучается, у него созревают условно-рефлекторные связи, т. е. в нервных связях запечатлевается жизненный опыт. Период детства сменяется препубертатным периодом, когда начинается и постепенно на протяжении не­скольких лет происходит созревание эндокринной системы, завершающееся наступлением юношеского периода, когда у под­ростка созревает репродуктивная система и половые гормоны включаются в эндокринную систему регуляции организма. Та­ким образом, нервная система и эндокринная система, т. е. две координирующие системы организма, окончательно созревают уже после рождения ребенка.

Все эти сложные процессы роста и созревания завершают­ся в среднем к 18 годам у женщин и к 20—21 году у мужчин, после чего следует длительный репродуктивный период — пе­риод мощной и согласованной работы всех систем организма. Это период воспроизведения, размножения и наивысшей рабо­тоспособности человеческого организма во всех отношениях.

После завершения репродуктивного периода (у женщин к 45—50 годам, у мужчин — несколько позже) начинается пе­реход к периоду старения, в котором принято выделять не­сколько стадий: климакс, пожилой возраст и долгожитель­ство, начинающееся в наше время после 90 лет.

Таблица 1.

Наши рекомендации