Гигиенические требования к режиму работы больниц
В больничных отделениях относительная влажность должны быть – 55-60%, а скорость движения воздуха не превышать 0,15 м/сек. В больнице должны быть: водопровод, канализация, центральное горячее водоснабжение, теплоснабжение, вентиляция, электричество, телефон. Здание более 2-х этажей должно быть оборудовано лифтами, мусоропроводом и мусорокамерой.
Отопление должно быть центральным, а в палатах – панельным (внутристенным) и отвечать следующим требованиям: 1) обеспечивать равномерность нагрева воздуха; 2) исключать загрязнение воздуха вредными веществами; 3) не создавать шума и 4) быть удобным для текущего обслуживания и ремонта. Вода в нагревательных приборах не должна превышать 85оС.
Вентиляция должна быть приточно-вытяжной, с механическим побуждением и с подачей воздуха в коридоры. Кроме того, в помещениях действует естественная вентиляция – за счет форточек и фрамуг. В операционных, послеоперационных, наркозных, родовых и палатах интенсивной терапии устраивается кондиционирование воздуха. Наружный воздух при подаче фильтруется, фильтры меняются не реже 1 раза в месяц. В процедурных и перевязочных должны быть вытяжные шкафы для выполнения манипуляций, раковина и слив в канализацию.
К сведению: Особенности подачи воздуха в операционную:
- создается подпор воздуха на 20 мм рт.ст. более атмосферного - воздух подается в соотношении притока над вытяжкой – 5:4. (приток всегда преобладает над оттоком);
- сверху вниз – на уровне 3 м от пола (всегда: подача - сверху, удаление – снизу) – выходящий воздух из операционной поступает в коридор, а из него удаляется через вытяжную вентиляцию;
- вытяжка находится внизу – у пола и осуществляется со скоростью 12 м/сек;
- подача воздуха через кондиционер обеспечивает необходимый микроклимат: температура - 18,5-23,8ОС, влажность – 50-55%, кратность воздухообмена – 12-15 раз/час (оптимально-30);
- вентиляционный воздух подается через многоступенчатые фильтры, осаждающие пыль с микрофлорой.
В подвалах больших больниц – 1,2 м ниже уровня земли могут размещать подсобные служебные помещения, помещения для выписки больных, медицинские архивы, вестибюли.
Шумные помещения –автоклавная, дезкамеры, стерилизационная не должны располагаться рядом с палатами, лечебными и процедурными кабинетами, а также над и под ними.
Внутренняя отделкапомещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением. Поверхность стен, перегородок, потолков должна быть гладкими, легко доступными для уборки и дезинфекции. Окраска стен должна быть осуществлена силикатными красками. Потолки покрыты известкой (водно-эмульсионной побелкой). Полы в палатах должна обладать повышенными теплоизоляционными свойствами (паркет, паркетная доска, деревянные полы), окрашены масляной краской, а в вестибюлях – должны быть устойчивы к разрушению (мрамор, мраморная крошка). В помещениях с повышенной влажностью – операционная, перевязочная, родовая, процедурная, ванная, душевая, санузлы, клизменная – стены должны быть облицованы глазурованной плитой на полную высоту, а полы - из водонепроницаемых материалов В операционной стены должны быть покрыты безыскровыми, антистатическими, а потолки – водостойкими красками. В коридорах укладываются линолеумные полы с гладкими, с хорошо пропаянными швами и хорошо загнанными под плинтус.
Очистка и обеззараживание сточных водот больниц осуществляется на общегородских очистных сооружениях. Специфические больничные отходы (послеоперационные, Паталогоанатомические и т.д.) подлежат обязательному централизованному сжиганию в специальных печах при больнице.
Мебель в больнице должна соответствовать стандартам и иметь гигиеническое покрытие (окраску, облицовку). Использовать неисправное оборудование не допускается.
Санитарно-технические приборы (краны, раковины, ванны, унитазы) должны находиться в исправном состоянии. Туалеты для больных должны быть оборудованы кабинками, вешалками, электросушилками для рук, зеркалами. В женских уборных должна быть кабина гигиены женщины с восходящим душем. К умывальникам должна быть подведена горячая вода (в детских палатах температура – не более 37ОС). Предоперационные, перевязочные, родовые залы д.б. с умывальниками с локтевыми кранами со смесителями. В палатах новорожденных должны быть раковины с широкой голиёй. Норма унитазов в туалетах: в мужских – 1 на 15 чел., женских – 1 на 10 чел.
В палатахне должно быть более 4 коек. Койки следует размещать рядами – параллельно стенам с окнами. Расстояние должно быть не менее - от стен до коек 0,9 м, между койками – в торцах - 1,2 м и сбоку – 0,8 м.
Освещение в палатах должно быть естественным. Дополнительное освещение искусственным светом допускается в кладовых, санузлах, ваннах, душевых, гардеробных. Искусственное освещение должно соответствовать назначению помещения, быть достаточным, безопасным, регулируемым и не оказывать слепящего действия. В каждой палате должен быть ночной светильник, расположенный около двери на высоте 1,3 м от пола. Нормы искусственного освещения для палат -100 лк, столовой -200 лк, операционной - 400 лк, перевязочной – 500 лк и т.д.
Акушерские отделения(санитарно-гигиенический режим).
Акушерские отделения и родильные дома имеют 7 категорий, в зависимости от числа коек (20 –150). Располагаются обычно в изолированных зданиях или в отдельном крыле. По планировке они должны обеспечить: 1) строгую изоляцию здоровых рожениц от больных, 2) поточность поступления и выписки рожениц и 3) исключить внутрибольничные заражения.
Акушерское отделение делится на два отделения: физиологическое и обсервационное (сомнительное) – для рожениц с повышенной температурой, гнойничками и другими заболеваниями. Перед этими отделениями роженицы проходят «фильтр» - где измеряется температура, собирается краткий анамнез, уточняются эпидданные, выявляются гнойничковые заболевания кожи, грипп, ангины и другие заболевания. Затем они поступают в соответствующие смотровые комнаты, откуда попадают в помещение для санитарной обработки, а из него – в соответствующее отделение.
Каждое отделение имеет общую планировку: предродовые палаты, палаты для новорожденных, родовой блок, палату интенсивной терапии, послеродовые палаты. Медицинский персонал строго закреплен за соответствующим отделением.
В последнее время делают палаты на 1-2 родильницы с новорожденными совместно – и этот опыт хорошо себя зарекомендовал и для здоровья ребенка и родильницы.
В палатах соблюдается принцип индивидуального пользования предметами обихода (судно, кровать, постельное белье, клеенка). Выписка из отделений осуществляется раздельно. После выписки в палате проводится генеральная влажная уборка всего помещения и всего оборудования с 6% раствором перекиси водорода, 0,5% раствором детергента, 5% раствором хлорамина и облучение бактерицидными лампами в течение 1,5-2 часов.
Вентиляция родовых палат осуществляется также, как помещений хирургических отделений. Оценка микробной обсемененности отделения осуществляется в 2 этапа: до работы (норма – 500 колоний на 1м3) и во время работы (норма -1000 колоний на 1м3, в детских палатах – до 750 колоний на 1м3).
Профилактические мероприятия от заноса гнойничковых инфекций:
- постоянный контроль за бактерионосителями патогенных стафилококков из числа персонала: а) при поступлении на работу - 3-хкратный мазок на стафилококк из зева и носа через 5-7 дней и обследование у ЛОР-врача; б) плановые обследования 1 раз в год и в) по эпидпоказаниям; г) не принимается персонал с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей и ротовой полости и носители патогенных стафилококков;
- тщательное обследование поступающих рожениц;
- при появлении стафилококковых заболеваний у новорожденных:
а) в этот же день направляются экстренные извещения в ЦГСЭН и в отдел госпитализации инфекционных больных станции скорой помощи;
б) осуществляется срочная выписка – кого можно;
в) изолируется этот отсек от отделения;
г) проводится тщательная дезинфекция этой палаты (блока), коек, постельных принадлежностей.
Показатель благополучия родильного дома – отсутствие заболеваний у рожениц и новорожденных: а) в роддоме и б) в течение 7-10 дней после выписки.