Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 159 УК)
Война - это вооруженная борьба между государствами и народами, она сопровождается обычно многочисленными жертвами и страданиями, как участников военных действий, так и мирного населения. Поэтому международное сообщество уже многие десятилетия занимаете» поиском средств и методов гуманизации войны, разумного ограничения жертв, страданий населения и материальных потерь от военных действий.
Общественная опасность применения запрещенных нормами международного права средств и методов ведения войны состоит в том, что при их использовании причиняются неоправданные страдания участникам вооруженного конфликта и мирному населению, увеличиваются человеческие жертвы и уничтожаются или разрушаются народнохозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, утрачиваются безвозвратно культурные ценности, наносится невосполнимый урон окружающей природной среде.
Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие выполнение международных обязательств в части использования средств и методов ведения военных действий.
Для некоторых форм данного преступления характерен предмет преступления, в качестве которого выступает национальное имущество.
Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 данной статьи, характеризуется совершением любого из перечисленных в законе действий:
1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;
2) депортация гражданского населения;
3) разграблением национального имущества на оккупированной территории;
4) примененне в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Республики Казахстан.
Для правильной квалификации анализируемого преступления, в первых двух случаях необходимо уяснить категорию потерпевших, которую законодатель непосредственно выделил в диспозиции нормы. К ним относятся военнопленные и гражданское население.
В соответствии с международным правом военнопленными являются следующие лица, если они попадают во власть одной из воюющих сторон:
- личный состав вооруженных сил воюющей страны;
- партизаны;
- состав ополчения и добровольческих отрядов;
- личный состав организованных движений сопротивления;
- некомбатанты (не сражающиеся, т.е. как правило, не принимающие непосредственного участия в вооруженной борьбе, использующие имеющееся у них оружие для самообороны и охраны вверенного имущества, а также раненых, больных и т.п.);
- стихийно восставшее население, если оно носит открыто оружие и соблюдает в своих военных операциях правила ведения вооруженных конфликтов.
Режим военнопленных определяется IV Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907г,, III Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. и, принятыми в 1977 г. в Женеве Дополнительными протоколами I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.. В соответствии с этими документами с военнопленными следует обращаться человеколюбиво, гуманно. Ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению или медицинскому опыту, ставящему в опасность его жизнь и здоровье. Запрещается дискриминация военнопленных по признакам расы, цвета кожи, религии, социального происхождения.
Гражданское население-это категория лиц, не участвующая в войне. Согласно нормам международного права, гражданское население должно пользоваться неприкосновенностью. В отношении гражданского населения оккупированной территории запрещается насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием, в частности, убийство, пытки всех видов, телесные наказания, увечья, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания.
В качестве примера жестокого обращения с военнопленными и гражданским населением можно привести преступления германских оккупантов на оккупированной территории бывшего Советского Союза, во время второй мировой войны, выражающиеся в массовых убийствах и истязаниях военнопленных и гражданского населения, в насильственном помещении советских граждан в концентрационные, лагеря, где под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти их отправляли на каторжные работы. Таким образом, под жестоким обращением с военнопленными и гражданским населением следует понимать акты бесчеловечности, жестокости или варварства, направленные против жизни и достоинства указанных лиц, которые могут выражаться: в умышленных убийствах, пытках или бесчеловечном обращении, включая биологические эксперименты, в причинении ущерба здоровью, принуждении военнопленных или гражданских лиц к службе в вооруженных силах неприятельской стороны или лишении таких лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, взятии кого-либо из гражданских лиц в заложники, в неоправданной задержке репатриации военнопленных после прекращения активных военных действий, коллективных наказаниях и т.д. Аналогичные разъяснения данной формы преступления содержатся и в статье 22 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.
Санкция рассматриваемой статьи не предусматривает применение к виновным смертной казни, полому умышленные убийства военнопленных или гражданского населения, квалифицируются по совокупности преступлений (ст.ст. 159 и 96 УК).
Под депортацией гражданского населения понимается насильственный его вывоз (изгнание) с занимаемой территории.
В качестве примера депортации гражданского населения можно привести факт отправки в лагеря уничтожения 130 000 нидерландских евреев, осуществленной в годы 2-й мировой войны в Голландии под руководством шефа «Центра по депортации евреев» гауптштурмфюрера СС Ф. Фюнтена. По этим же основаниям в Италии был осужден бывший шеф полиции безопасности в Риме оберштурмбаннфюрер СС Герберт Капплер, отдавший приказ о депортации тысячи римских евреев в лагеря уничтожения. Имелись многочисленные факты депортации гражданского населения оккупационными властями германской армии в 1942-1943 гг. с территории бывшего Советского Союза.
Разграбление национального имущества на оккупированной территории - это его расхищение любыми способами, обращение его в свою собственность оккупирующей стороной, вывоз с оккупированной территории.
В годы второй мировой войны расхищение и разграбление собственности оккупированных европейских стран производилось германскими войсками в невиданных масштабах, захватывалось и вывозилось все, что представляло ценность: производственное сырье и оборудование, продовольствие, средства транспорта, культурные ценности и т.д.
Учитывая особый вред, который в ходе военных действий может быть нанесен культурным ценностям народов, в 1954 году по инициативе ЮНЕСКО была принята международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В конвенции определено, что в отношении культурных ценностей запрещаются любые акты вандализма и их реквизиция.
За совершение подобных действий к смертной казни международный военный трибунал в Нюрнберге приговорил Альфреда Розенберга, который, будучи рейх-министром оккупированных восточных территорий, посредством специального штаба осуществлял грабежи культурных ценностей стран Европы.
Рассматривая разграбление национального имущества, как самостоятельную форму данного преступления, следует отметить, что западная доктрина международного права, а также судебная практика некоторых стран, зачастую оправдывает нарушения международно-правовых норм ссылками на военную необходимость. Суть проблемы, как отмечается в юридической литературе, заключается в установлении границы, где военная необходимость должна остановиться перед требованиями человечности.
Общий принцип о том, что «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» был закреплен еще Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 годов. В них очень часто встречается обращение к воюющим вести военные действия «насколько возможно» более гуманно, однако они не содержали категорического запрета обращения к оговорке о военной необходимости.
В настоящее время ни в международно-правовых актах, ни в доктрине международного права нет единого мнения относительно применения ссылки на военную необходимость в случае войны или вооруженного конфликта.
Так. некоторые авторы считают, что военную необходимость надо оценивать или по правилам необходимой обороны, или крайней необходимости, или обоснованного риска.
Следует отметить, что в первых трех формах анализируемого состава преступления, законодатель в качестве обязательного признака выделил место совершения преступления - оккупированная территория.
Оккупированной, в частности, признается территория, занятая государством, являющимся стороной международного вооруженного конфликта. Женевские конвенции и Протоколы к ним распространяют запрет военных преступлений на все варианты оккупации: частичной или полной, даже если такая оккупация не встретила никакого вооруженного сопротивления.
Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международными договорами.
Средства ведения войны - это оружие и иные средства, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику.
Методы ведения войны - это порядок, способы и приемы использования средств ведения войны в указанных целях.
Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 гг., запрещенными являются применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или страдания, а также обширный, долговременный, серьезный ущерб природной среде.
Таким образом, в международном праве сформулированы следующие критерии, на основании которых должны оцениваться средства и методы ведения войны:
1) воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств и методов ведения войны для нанесения вреда неприятелю. «Право сторон, находящихся в конфликте, выбрать методы или средства ведения войны, не является неограниченным» (ст. 35 Дополнительного протокола 1 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.);
2) воюющие не должны использовать такое оружие, которое увеличивает страдания людей (причиняет излишние страдания) или делает их смерть неизбежной
(Петербургская декларация 1868 г. и ст. 23 Конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» 1907 г.),
3) воюющие не должны применять оружие, которое наносит чрезмерные повреждения или имеет неизбирательное действие.
К запрещенным средствам ведения войны, согласно действующим международно-правовым нормам, в том числе заключенной в 1981 году Конвенции о запрещении и ограничении применения конкретных видов обычных вооружений, в частности, относятся:
- пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле;
- снаряды, единственное назначение которых распространять удушающие и вредоносные газы;
- яды и отравленное оружие;
- бактериологические средства и токсины;
- средства воздействия на природную среду, которые имеют долгосрочные или серьезные последствия;
- любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (пластмасса, стекло и т.п.);
- мины-ловушки.
- любое зажигательное оружие;
- другие конкретные виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
В настоящее время появилось много новых видов оружия, полностью подпадающих под критерии запрещенных средств ведения войны.
Методы ведения воины отличаются большим разнообразием, вследствие чего международное право все их регламентировать не в состоянии. Вместе с тем в отношении некоторых методов ведения войны имеются прямые запреты, так например, международное право запрещает следующие методы ведения войны:
- отдавать воюющим приказ «не оставлять никого в живых», угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе;
- незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или государств, не находящихся в конфликте;
- убивать парламентера;
- отдавать на разграбление город или местность;
- атаковать или бомбардировать каким бы то пи было способом незащищенные города, селения, жилища или строения,
- осуществлять геноцид;
- брать заложников;
- добивать или истреблять раненых или больных, уничтожать военнопленных или принуждать их вести боевые действия против своей страны;
- осуществлять террор в отношении мирного населения;
- уничтожать культурные ценности, находящиеся под специальной защитой и обозначенные особым отличительным знаком.
Юридический анализ данного состава позволяет сделать однозначный вывод, что это преступление может быть совершено только активными действиями.
К числу обязательных признаков объективной стороны рассматриваемого преступления относится и особая обстановка применения запрещенных средств и методов ведения войны - обстановка вооруженного конфликта.
Как уже отмечалось, в последние годы впервые после второй мировой войны появились преступления, связанные с нарушением законов и обычаев ведения войны.
В этом отношении является наглядной иллюстрацией факт, что в ноябре 1996 года Гаагский Международный трибунал по военным преступлениям в бывшей Югославии приговорил Дражина Эрдэмовича, бывшего солдата боснийских сербов, к 10 годам заключения за участие в массовых убийствах мирного населения после захвата сербами мусульманского анклава Сребреницы летом 1995 года. Суд не принял во внимание доводы защиты о том, что Эрдэмович вынужден был принимать участие в преступлениях под страхом расстрела. Это первый со времени прошедшего после Нюрнбергского процесса приговор, вынесенный международным трибуналом по обвинению в военном преступлении1.
Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что применяет в вооруженном конфликте запрещенные средства и методы ведения войны и желает совершить такие действия.
Субъектом преступления выступает лицо, входящее в состав участников вооруженного конфликта и достигшее возраста 16 лет.
Часть 2 статьи 159 УК предусматривает ответственность за применение одного из наиболее опасных средств ведения войны - оружия массового поражения, запрещенного международным договором Республики Казахстан.
Предмет этого преступления аналогичен предмету, предусмотренному статье 158 УК. Появление оружия массового поражения превратило войну в исключительно опасное и губительное средство.
В 1981 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию, в соответствии с которой «государства и государственные деятели, которые первыми прибегнут к использованию ядерного оружия, совершат тягчайшее преступление против человечества».
Ссылка на международный договор Республики Казахстан в ст. 158 УК означает, что договор должен быть ратифицирован и вступить в силу.