Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды

Государственная служба наблюдения за состоянием окружаю-
щей природной среды организуется с целью наблюдения за про-
исходящими в ней физическими, химическими, биологическими
процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв,
водных объектов, последствиями его влияния на растительный и
животный мир, а также обеспечения заинтересованных организа-
ций и населения текущей и экстренной информацией об измене-
ниях в окружающей природной среде, предупреждениями и про-
гнозами ее состояния.

Наблюдение за состоянием окружающей природной среды осу-
ществляется специально уполномоченными на то государствен-
ными органами Российской Федерации в области охраны окружа-
ющей природной среды при участии министерств и ведомств че-
рез систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на
водных объектах и в отдельных регионах. Порядок организации и
деятельности государственной службы наблюдения за состоянием
окружающей природной среды регулируется Положением, утвер-
ждаемым Правительством Российской Федерации.

Государственный мониторинг водных объектов подразумевает
систему регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогео-
логическими и гидрохимическими показателями их состояния,
обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной инфор-
мации в целях своевременного выявления негативных процессов
и прогнозирования их развития. Это составная часть государствен-
ного мониторинга окружающей природной среды. Он включает в

себя мониторинг поверхностных водных объектов суши и морей,
подземных водных объектов, водохозяйственных систем и соору-
жений.

Мониторинг осуществляется на локальном, территориальном,
региональном (бассейновом) и федеральном уровнях.

На локальном уровне мониторинг проводит водопользователь.
Получаемые данные передаются для обеспечения территориаль-
ного мониторинга, осуществляемого территориальными органами
МПР и Росгидромета. На региональном уровне мониторинг осу-
ществляется бассейновыми управлениями. Происходит передача
данных на федеральный уровень. На федеральном уровне ведение
мониторинга обеспечивают МПР России и Росгидромет. Далее
подготавливаются данные для государственных докладов.

Экологический мониторинг — комплекс выполняемых по науч-
но обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов
и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов уп-
равленческих решений, необходимых и достаточных для обеспе-
чения управления качеством окружающей природной среды и
обеспечения экологической безопасности. Он включает в себя мо-
ниторинг, проводимый должностными лицами и гражданами.
Порядок проведения общественного экологического контроля
регулируется Федеральным законом «Об охране окружающей при-
родной среды», законодательством о профессиональных союзах
Российской Федерации, трудовых коллективах, общественных
объединениях.

На море государственный контроль в области природопользо-
вания и охраны окружающей среды в пределах внутренних мор-
ских вод, территориального моря РФ, а также континентального
шельфа и исключительной экономической зоны РФ, береговой
линии, а также земельных участков прибрежных полос, занятых
объектами хозяйственной и иной деятельности, являющимися
водопользователями или оказывающими влияние на состояние
морской среды, осуществляет специализированная морская инс-
пекция.

Государственный экологический контроль проводится с целью
предупреждения, предотвращения и устранения загрязнения, а
также засорения акваторий.

Государственный экологический контроль при транспортиров-
ке опасных грузов носит многоступенчатый характер.

1. Так называемый «бумажный» контроль — это рассмотрение и
согласование предплановых, предпроектных материалов по объек-
там и мероприятиям, намечаемым к реализации и способных ока-
зывать влияние на используемые акватории. Рассмотрение и согла-
сование проектов, где основное внимание уделяется ОВОС.

2. Для объектов, связанных с транспортировкой опасных грузов
(нефтебазы, временные комплексы по перевалке нефтепродуктов,

бункеровочныс операции), — рассмотрение и согласование Пла-
нов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов неф-
тепродуктов. Для транспортировки других опасных грузов — Пла-
ны по предупреждению загрязнения акваторий.

3. Проверка возможностей реализации Планов по предупрежде-
нию и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов путем
проведения учений на объектах, представляющих опасность для
окружающей среды.

4. Особое внимание уделяется контролю самих судов как ис-
точников повышенной опасности с целью проверки выполнения
экипажем судна требований законодательных, нормативных пра-
вовых актов, правил, инструкций по предотвращению загрязне-
ния акваторий нефтепродуктами, вредными, не являющимися
нефтью веществами, перевозимыми наливом, вредными веще-
ствами, перевозимыми водным транспортом в упаковке, грузо-
вых контейнерах, съемных танках, насыпью, сточными водами,
мусором.

5. Проведение инструментального контроля акваторий с исполь-
зованием судна экологического контроля с целью определения
параметров качества воды.

Проведение многоступенчатого государственного экологического
контроля можно проследить на примере размещения Временных
комплексов по перевалке нефтепродуктов в акватории Невской
губы.

Необходимость использования танкеров-накопителей диктует-
ся в первую очередь экономическими соображениями. В настоящее
время в Санкт-Петербурге нет достаточных мощностей для обра-
ботки нефтепродуктов на береговых нефтебазах.

Основная задача органов государственного контроля сделать все
возможное для безаварийной работы всей цепочки транспорти-
ровки опасных грузов.

Проекты по использованию временных рейдовых комплексов с
использованием танкеров-накопителей для перевалки нефтепро-
дуктов прошли ГЭЭ. Для проведения экспертизы были привлече-
ны эксперты, способные оценить как возможность размещения
объектов, так и возможность их эксплуатации с минимальным
воздействием на окружающую среду.

Разработанные Планы ликвидации аварийных разливов нефте-
продуктов соответствуют требованиям российского законодатель-
ства, а также Рекомендациям ХЕЛКОМ по развитию национальных
возможностей реагирования на разливы нефти и других вредных
веществ.

До начала эксплуатации временных рейдовых причалов по пере-
валке нефтепродуктов (режим работы — летняя навигация) были
проведены учения с участием всех заинтересованных организаций,
а также представителей Госморспасслужбы Минтранспорта России.

Основная задача при транспортировке опасных грузов — не-
укоснительное выполнение требований нормативных документов
и инструкций, позволяющих минимизировать риски для окружа-
ющей среды.

Государственный экологический контроль как система мер,
направленных на предупреждение, предотвращение загрязнения
и засорение вод морей и прибрежных территорий, позволяет со-
здавать безопасные и благоприятные условия для здоровья людей,
а также для хозяйственно-бытового, транспортного и иного водо-
пользования.

Наши рекомендации