Статья 367. Неповиновение или иное неисполнение приказа
Общественная опасность этого преступления заключается в том, что данное деяние нарушает важнейшие основы жизни и деятельности войск, порождает беспорядок и неорганизованность в выполнении каждодневных задач боевой и государственно-правовой подготовки личного состава, снижает эффективность работы по поддержанию в подразделении части твердого уставного порядка и в целом ослабляет обороноспособность государства. Также результатом неповиновения могут быть грубое нарушение прав, законных интересов и благ военнослужащих или других граждан, причинение Вооруженным Силам РК, государству материального ущерба. А неповиновение или иное неисполнение приказа командира (начальника) в условиях военного времени или боевой обстановки могут привести к срыву выполнения боевой задачи подразделения, части и человеческим жертвам.
Непосредственным объектом данного преступления является установленный в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РК порядок подчиненности, т.е. урегулированные воинскими уставами взаимоотношения по службе между начальником и подчиненным. В основе этих отношений положено единоначалие, означающее единоличную ответственность командира (начальника) за управление подчиненными и беспрекословное исполнение подчиненным отданного ему по службе приказа начальника. Посягательство на установленный порядок подрывает основу воинской дисциплины и причиняет вред боеспособности войск и сил флота.
Следует отметить, что в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РК от 27 ноября 1998 г. все командиры воинских частей и подразделений являются начальниками для вверенного им личного состава. Под «командиром воинской части» понимаются командир бригады, полка, отдельного батальона (корабля 1 и 2 ранга, дивизиона кораблей 3 ранга), командир отдельной роты (батареи, корабля 3 и 4 ранга), начальник учреждения, предприятия, организации и военно-учебных (учебных) заведений Вооруженных Сил РК, ведущих свое хозяйство на правах отдельной воинской части. Под «командиром подразделения» понимаются командиры в звене отделение - батальон и им равные в видах Вооруженных Сил.
Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных Конституцией и законами Республики Казахстан, воинскими уставами и приказами командиров (начальников), а также норм поведения и взаимоотношений между военнослужащими.
Воинская дисциплина основывается на высоком сознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту своей Родины — Республики Казахстан, беззаветной преданности своему народу. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего добросовестно исполнять свой воинский долг. Основным методом воспитания у военнослужащих дисциплинированности является убеждение, что не исключает мер принуждения к тем, кто недобросовестно исполняет свой воинский долг»1.
С объективной стороныпреступление совершается как путем открытого отказа от исполнения приказа (неповиновение), так и путем иного уклонения от исполнения приказа.
При квалификации деяния, предусмотренного ст. 367 У К РК, необходимо учитывать нормы Общей части УК РК, а именно ст. 37 УК РК — исполнение приказа или распоряжения:
1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам лицом, действовавшим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.
2. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
В данном случае следует отличать приказ от распоряжения. Приказ — это акт, который издается в порядке подчиненности и исходит от начальника, адресуется подчиненным по службе. Приказ представляет собой способ реализации принципа единоначалия, управления подчиненными, организации их служебной деятельности, решения служебных задач. Распоряжение — это распорядительный акт, который отличается от приказа тем, что может исходить от любого управляющего субъекта, а не только от начальника, и адресуется не только подчиненным, но и иным лицам, входящим в сферу отношений, где действует данное распоряжение. Если в приказе излагаются требования по службе, то в распоряжении — по иным общим вопросам. Следует отметить, что приказ или распоряжение, как волеизъявление командира (начальника) является основой для исполнения принятого решения, не зависит от волеизъявления исполнителя и потому обладает большей юридической силой, чем само исполнительское действие. Поэтому и ответственность за причинение вреда выполнением незаконного приказа или распоряжения возлагается не на исполнителя, а на отдавшего их начальника. Данное преступление имеет место при умышленном неисполнении подчиненным приказа начальника при наличии двух условий: если приказ отдан в установленном порядке и если при этом причинен существенный вред интересам службы. Не всякий приказ начальника подлежит исполнению, а лишь отданный в интересах воинской службы, в целях соблюдения порядка несения воинской службы.
Беспрекословное выполнение подчиненным приказа, отданного ему командиром (начальником) — основной признак единоначалия, которое, в свою очередь, является одним из принципов строительства ВС РК, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими Оно заключается в наделении командира (начальника) всеми правами по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней обстановки, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Более того, в ст. 34 Устава внутренней службы ВС РК закреплено: обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.
Под приказом понимается требование начальника о совершении подчиненным тех или иных действий или о воздержании от совершения их. Это — требование категоричное и безусловное. Но оно имеет определенные рамки, ограничено интересами воинской службы, должно быть законным, вытекать из служебных полномочий начальника.
Нормативное постановление Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» от 28 октября 2005 г. в п. 2 ст. 33 четко указывает, что «командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей воинской службы или направленные на нарушение законодательства Республики Казахстан».
В соответствии с данным нормативным постановлением Верховного суда РК точное исполнение приказа начальника (командира), обязательного для исполнения, освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по этому приказу, и за их последствия при условии, что подчиненный не осознавал неправомерность исполняемого приказа.
«Совершение подчиненным во исполнение заведомо незаконного приказа преступления влечет его уголовную ответственность совместно с начальником (командиром), отдавшим незаконный приказ.
Неисполнение подчиненным заведомо незаконного приказа начальника (командира) исключает уголовную ответственность подчиненного.
От умышленного совершения преступления во исполнение заведомо незаконного приказа начальника (командира) следует отличать случаи совершения преступления подчиненным в соучастии с начальником (командиром), когда между ними не возникают отношения подчиненности, и они вступают в предварительный сговор для совместного осуществления преступного намерения. Ответственность начальника (командира) и подчиненного в подобных случаях наступает по общим правилам видов соучастия, предусмотренных ст.28 УК РК - виды соучастников преступления».
Под существенным вредом интересам службы понимается причинение материального или иного ущерба воинской части, содействие другим военнослужащим в нарушении воинской дисциплины, в нарушении прав и интересов других военнослужащих.
Неповиновение представляет собой наиболее опасную форму неисполнения приказа в виде открытого, демонстративного, публичного или наедине отказа подчиненным от исполнения приказа начальника. Однако его следует отличать от пререкания. При пререкании подчиненный вступает в обсуждение приказа, проявляет недовольство им, но затем выполняет приказ. Например: рядовому Н. было приказано в выходной день заняться уборкой территории части. Он стал говорить, что не его очередь убирать, что такую уборку почему-то всегда поручают только ему, но после этого стал заниматься уборкой. Здесь имеет место только пререкание, которое может быть признано дисциплинарным проступком, ответственность за него регламентируется Дисциплинарным уставом.
Открытый отказ выполнить приказ начальника (неповиновение), является опасным видом умышленного неисполнения приказа. Данная норма охватывает и случаи, когда виновный принимает приказ начальника к исполнению, но в действительности сознательно его не исполняет. Для квалификации не имеет значения, когда он решил не исполнить приказ: или в момент его получения, или после истечения определенного времени. Неисполнение приказа выражается как в действии (виновный делает то, что было приказом запрещено), так и в бездействии (виновный не выполняет тех действий, которые были предписаны приказом), а также в неточном и несвоевременном его исполнении.
Нельзя считать умышленным неисполнением приказа невыполнение подчиненным требований, содержащихся в общих нормах (например: в инструкциях, наставлениях) или в общих указаниях (например: при инструктаже для заступления в наряд или перед выходом в дальний рейс). Нарушение таких требований может квалифицироваться, например, как воинское должностное преступление, или как нарушение уставных правил караульной службы, предусмотренное ст. 377 УК РК, или по другим статьям УК РК. Состав данного преступления — материальный. Данные преступления признаются оконченными с момента отказа выполнить приказ или с момента фактического его неисполнения, если в результате этого наступили вредные последствия, обусловленные причинной связью.
С субъективной сторонынеповиновение характеризуется виной в виде прямого умысла, а умышленное неисполнение приказа — прямого или косвенного умысла. Мотивы и цели неисполнения приказа могут быть самые различные (недовольство служебной деятельностью начальника, трусость, малодушие, леность и т.п.). Однако, если виновный при неисполнении приказа преследовал цель нанести ущерб военной мощи страны, то такое деяние следует квалифицировать как преступление против основ конституционного строя и безопасности государства, т.е. суверенитета Республики Казахстан по ст. 165 УК РК — государственная измена.
Субъектпреступления — специальный, т.е. любой военнослужащий ВС, других войск и воинских формирований РК, подчиненный в отношении лица, отдавшего приказ, по службе или по воинскому званию. Порядок подчиненности, как объект неисполнения приказа, — часть порядка несения воинской службы, обеспечивающее подлежащее выполнению как начальником, так и подчиненным своих служебных обязанностей. Начальник — это военнослужащий, имеющий право отдавать распоряжения, приказания. В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РК начальник обязан осуществлять контроль исполнения приказа, отданного подчиненному. Начальник должен быть для подчиненного примером тактичности и выдержанности. За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.
Начальник — должностное лицо, занимающее постоянно или временно определенные должности в воинской части или учреждении, наделенное конкретными opганизационно-распорядительными или соответствующими административными обязанностями.
Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы временно, являются прямыми начальниками, а ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.
Перечень основных воинских должностей, которые определяют суть порядка подчиненности, и подчиненность по воинскому званию, приведен в ст. .38 Устава внутренней службы ВС РК
Субъектамиданного преступления могут выступать также военнослужащие, в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка, обязанные выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие, при совместном выполнении обязанностей воинской службы, командирами (начальниками) чьих выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой штатной должности. Отягчающими обстоятельствами неповиновения, умышленного неисполнения приказа являются: совершение данного деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также наступление в результате этого тяжких последствий (ч. 2 ст. 367УКРК).
Под группой лиц следует понимать совершение преступления двумя и более военнослужащими, действующими совместно без предварительного сговора (ч. 1 ст. 31УКРК).
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору означает участие в нем лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления (ч 2 ст. 31 УК РК).
Преступление считается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 31 УК РК).
К тяжким последствиям могут быть отнесены в зависимости от конкретных обстоятельств самые различные последствия, в частности, несчастные случаи с людьми, причинение по неосторожности смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей, повреждение или уничтожение боевой техники, причинение крупного материального ущерба, срыв выполнения боевого задания и т п Согласно Приказу Министра здравоохранения РК «Об утверждении Правил организации и производства судебно-медицинской экспертизы» от 20 декабря 2004 г критериями тяжкого вреда здоровью являются:
1) опасность вреда здоровью для жизни человека,
2) не опасные для жизни повреждения, повлекшие тяжкий
вред здоровью по последствию после каких-либо воздействий:
— потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа, либо утрата органом его функций, неизгладимое обезображивание лица, расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (33 % и выше), полная утрата профессиональной трудоспособности, прерывание беременности; психическое расстройство (психическое заболевание); заболевание наркоманией или токсикоманией.
Опасным для жизни вредом здоровью следует считать как телесные повреждения, так и патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных внешних факторов, которые могут угрожать жизни потерпевшего.
Предотвращение смертельного исхода, обусловленного оказанием медицинской помощи, самопомощи или взаимопомощи, а также стечением случайных обстоятельств, не должно приниматься во внимание при оценке опасности для жизни.
К вреду здоровью, опасному для жизни, относятся:
1) проникающие ранения черепа, в том числе и без повреждения головного мозга;
2) ушиб головного мозга тяжелой степени, ушиб головного мозга средней степени при наличии симптомов поражения стволового отдела мозга;
3) внутримозговое и внутрижелудочковое кровоизлияние при наличии угрожающих жизни состояний и другие всего 26 пунктов);
Не опасными для жизни повреждениями, относящимися к тяжкому вреду здоровью по исходу и последствиям, являются: потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа, либо утрата органом его функций:
1) под потерей зрения следует понимать полную стойкую слепоту на оба глаза или снижение остроты зрения до светоощущения; потеря зрения на единственный глаз;
2) под потерей речи следует понимать потерю способности выражать свои мысли членораздельными звуками, понятными для окружающих, либо в результате потери голоса;
3) под потерей слуха следует понимать полную глухоту или такое необратимое состояние, когда потерпевший не слышит разговорной речи на расстоянии 3—5 см от ушной раковины.
Потеря слуха на одно ухо оценивается как утрата органом его функции и поэтому относится к тяжкому вреду здоровью и др. (всего 12 пунктов);
Квалифицирующими признаками (критериями) вреда здоровью средней тяжести являются:
1) длительное расстройство здоровья — на срок свыше трех недель (более 21 дня). К длительному расстройству здоровья относятся последствия в виде заболевания или нарушения функции какого-либо органа, продолжительностью свыше трех не недель (более 21 дня), непосредственно связанные с причинением вреда здоровью;
2) значительная стойкая утрата общей трудоспособности (10—33 % включительно)1.
В военное время или в боевой обстановке, данное преступление наказывается более сурово (ч. 3 ст. 367 УК РК).
Военное время, согласно Закону РК «Об обороне и Вооруженных Силах РК» от 7 января 2005 г. — эго период с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения. Боевая обстановка, — по мнению 3. О. Ашитова, — это время нахождения воинской части, подразделения и т.п. в состоянии непосредственного соприкосновения с противником2.
Понятие «боевая обстановка» в отличие от понятий боевая готовность, боевые действия, боевая задача, военные действия, военная опасность, военная угроза, состояние войны и т.д. в Законе РК «Об обороне и Вооруженных Силах РК» от 7 января 2005 г. не дается, что, на наш взгляд, является пробелом в законодательстве.
Необходимость введения понятия, что следует понимать под боевой обстановкой диктуется еще и тем, что в главе 16 «Воинские преступления» Особенной части УК РК в 8 (восьми) нормах указывается совершение тех или иных действий наряду с военным временем и в боевой обстановке.
В военном энциклопедическом словаре за 1984 год говорится: «Обстановка (военная) — совокупность факторов и условий, в которых осуществляется подготовка и ведение операции». Исходя из вышеизложенного, предлагаем включить в Закон РК «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» от 7 января 2005 г. понятие боевой обстановки в следующей редакции: «боевая обстановка — это состояние боевой готовности воинских частей и кораблей для решения оперативно-тактических задач».
Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе (ч. 4 ст. 367 УК РК) является уголовно наказуемым деянием лишь при условии причинения тяжкого последствия, например, гибель людей, срыв выполнения боевого задания и др.
Объективные признаки этого деяния аналогичны с ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи. Особенность заключается в субъективной стороне - в форме вины, характеризующаяся неосторожностью.
Квалифицированными видами неисполнения приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, является совершение деяния в военное время или в боевой обстановке (ч. 5 ст. 367 УК РК).
Следует отметить, что в соответствии с разъяснением содержания в нормативном постановлении Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» от 28 октября 2005 г. ограничение по военной службе (ст. 44УКРК) может назначаться: осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, проходящим военную службу по призыву, за совершение преступлений против военной службы, если данное наказание указано в санкции соответствующей статьи.
Далее данное нормативное постановление Верховного Суда РК указывает: «это же наказание может назначаться и военнослужащим, проходящим воинскую службу по контракту, вместо наказания в виде исправительных работ, предусмотренных статьями Особенной части уголовного закона, по которой квалифицировано деяние, не связанное с преступлениями против воинской службы. В таких случаях суду в приговоре следует делать ссылку на ст. 44 УК РК.
Содержание в дисциплинарной воинской части может назначаться военнослужащим, проходящим срочную военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава.
Данное наказание подлежит применению только в тех случаях, когда на момент вынесения приговора указанные военнослужащие не отслужили установленные законом срока службы по призыву»1.