| Группа крови отца | |
I (0) | II (А) | III (В) | IV (АВ) |
Группа крови матери | I (0) | I (0) | II (А) I (0) | III (В) I (0) | II (А) III (В) | Группа крови ребёнка |
II (А) | II (А) I (0) | II (А) I (0) | любая | II (А), III (В) IV (АВ) |
III (В) | III (В) I (0) | любая | III (В) I (0) | II (А), III (В) IV (АВ) |
IV (АВ) | II (А) III (В) | II (А), III (В) IV (АВ) | II (А), III (В) IV (АВ) | II (А), III (В) IV (АВ) |
1. Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа?
2. У ребёнка IV группа крови. Какие группы крови могут быть у родителей? Укажите не менее четырёх комбинаций. 3. Ребёнок с какой группой крови является универсальным донором?
Процесс выделения у человека заключается в удалении из организма | | 1) | избытка гормонов | | 2) | непереваренной пищи | | 3) | конечных продуктов окисления органических веществ | | 4) | инородных тел, случайно попавших в организм | | | |
Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», ответьте на следующие вопросы. Таблица Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %) Составные вещества | Плазма крови | Первичная моча | Вторичная моча | Белки, жиры, гликоген | | Отсутствуют | Отсутствуют | Глюкоза | 0,1 | 0,1 | Отсутствует | Натрий (в составе солей) | 0,3 | 0,3 | 0,4 | Хлор (в составе солей) | 0,37 | 0,37 | 0,7 | Калий (в составе солей) | 0,02 | 0,02 | 0,15 | Мочевина | 0,03 | 0,03 | 2,0 | Мочевая кислота | 0,004 | 0,004 | 0,05 | 1. Концентрация какого неорганического вещества максимально возрастает при образовании вторичной мочи? 2. Чем по составу первичная моча отличается от плазмы крови? 3. Конечным продуктом распада каких веществ является мочевина? | | | 08BA41 | |
В XIX веке И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без … оставался бы вечно положении новорождённого». Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска? | | 1) | сон | | 2) | характер | | 3) | память | | 4) | эмоция | | | |
О биологическом единстве человеческих рас свидетельствует их способность | | 1) | давать плодовитое потомство | | 2) | преобразовывать окружающую среду | | 3) | расселяться по поверхности Земли | | 4) | использовать орудия труда | | | | 9F1174 | |
По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. | | 1) | наличие зубов в лунках челюстей | | 2) | способность регулировать температуру своего тела | | 3) | наличие нервной системы | | 4) | альвеолярное строение лёгких | | 5) | закладка у зародышей нервной трубки над хордой | | 6) | наличие сводчатой стопы | | | | 9F17EE | |
Известно, что продолжительность сердечного цикла составляет 0,8 с. Сколько секунд будет продолжаться фаза сокращения предсердий, если в одном сердечном цикле 3 фазы? | | 1) | 0,1 с | | 2) | 0,3 с | | 3) | 0,5 с | | 4) | 0,7 с | | | | A0D4B4 | |
Какое явление нельзя объяснить с помощью рефлекторной теории поведения? | | 1) | воспроизведение говорящим попугаем отдельных слов или даже фраз | | 2) | лай собаки на приближающегося к ней человека | | 3) | сокращение тела гидры в момент прикосновения к животному | | 4) | движение амебы от кристаллика соли, помещённого в воду | | | | A1CF1D | |
После приёма антибиотиков врачи рекомендуют есть кисломолочные продукты потому, что они | | 1) | усиливают действие антибиотиков в организме | | 2) | ослабляют действие вредных бактерий в организме | | 3) | активизируют деятельность пищеварительных ферментов | | 4) | восстанавливают микрофлору кишечника | | | | A31487 | |
Изучите график зависимости выработки фермента лактозы у людей от возраста (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у выработка фермента организмом (в %)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость в указанном возрасте? Выработка фермента лактозы у людей в возрасте от 4 до 9 лет | | 1) | резко снижается с увеличением возраста | | 2) | плавно снижается с увеличением возраста | | 3) | сначала не изменяется, а потом резко снижается | | 4) | сначала незначительно растёт, а потом резко снижается | | | | A403FB | |
Процесс свёртывания крови начинается с | | 1) | повышения кровяного давления | | 2) | разрушения тромбоцитов | | 3) | накопления в сосуде венозной крови | | 4) | образования местного очага воспаления | | | | A45735 | |
Какой цифрой на рисунке обозначена гортань? | | | | A472C4 | |
Функцию выравнивания давления воздуха между полостью уха и внешней средой выполняет | | 1) | внутреннее ухо | | 2) | слуховая труба | | 3) | наружное ухо | | 4) | вестибулярный аппарат | | | | A4BF89 | |
В каком отделе мозга расположен гипоталамус? | | 1) | промежуточном | | 2) | мозжечке | | 3) | мосте | | 4) | среднем | | | | A55B6D | |
Профилактику и лечение какого заболевания можно осуществлять, используя данный комплекс упражнений? | | 1) | плоскостопие | | 2) | сколиоз | | 3) | вывих голеностопного сустава | | 4) | нарушение координации | | | |
Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. | | 1) | росянка | | 2) | божья коровка | | 3) | майский жук | | 4) | клещ | | 5) | бычий цепень | | 6) | малярийный плазмодий | | | | 00C90E | |
Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов относят к факторам | | 1) | биотическим | | 2) | абиотическим | | 3) | антропогенным | | 4) | ограничивающим | | | | 0689A5 | |
Изображённый организм в пищевой цепи является | | 1) | только производителем органических веществ | | 2) | только потребителем органических веществ | | 3) | потребителем и разрушителем органических веществ | | 4) | производителем и потребителем органических веществ | | | |
Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь. Целое | Часть | Популяция | … | Жабры | Жаберный лепесток | Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? | | 1) | биосфера | | 2) | вид | | 3) | биоценоз | | 4) | особь | | | | 0824E5 | |
Укажите, какой из организмов пропущен в цепи питания: … → карась → окунь → цапля. | | 1) | водоросль | | 2) | малёк пескаря | | 3) | личинка стрекозы | | 4) | улитка | | | | 9F2FCB | |
Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно? | | 1) | ястреб-перепелятник → славка черноголовка → листорез → листья дуба | | 2) | славка черноголовка → листорез → листья дуба → ястреб-перепелятник | | 3) | листорез → листья дуба → славка черноголовка → ястреб-перепелятник | | 4) | листья дуба → листорез → славка черноголовка → ястреб-перепелятник | | | | A72B46 | |
Вставьте в текст «Биотические отношения в природе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. БИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРИРОДЕ В течение длительной эволюции сформировались различные взаимоотношения организмов в природе. Так, полезные для одновременно двух видов взаимодействия называют __________(А). Примером являются отношения между цветковыми растениями и некоторыми __________(Б). Отношения нападающего и объекта охоты – это пример __________(В). В других случаях возможны косвенные взаимодействия. Они возникают тогда, когда виды используют одинаковые для жизни ресурсы, количество которых ограничено. Такие взаимодействия получили название __________(Г). | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | квартиранство | 2) | насекомые | 3) | нахлебничество | 4) | хищничество | 5) | копытные | 6) | паразитизм | 7) | конкуренция | 8) | симбиоз | | | | | | A8E37C | |
Тип взаимоотношений, который возникает между видами со сходными экологическими потребностями, – это | | 1) | конкуренция | | 2) | паразитизм | | 3) | нахлебничество | | 4) | хищничество | | | | A9BFFF | |
Какой метод борьбы с вредителями относят к биологическим? | | 1) | внесение удобрений | | 2) | опрыскивание растений ядовитыми веществами | | 3) | привлечение насекомоядных и хищных птиц | | 4) | обработка семян марганцовкой | | | | ADA19E | |
Установите соответствие между признаком и видом сообщества, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. | | ПРИЗНАК | | ВИД СООБЩЕСТВА | А) | естественное происхождение | Б) | богатое видовое разнообразие | В) | источник энергии только Солнце | Г) | регулируются человеком | Д) | действие форм искусственного отбора | Е) | неустойчивы | | | 1) | биоценозы | 2) | агроценозы | | | | | |
Сожительство двух организмов, из которого оба извлекают пользу, – это | | 1) | хищничество | | 2) | паразитизм | | 3) | квартиранство | | 4) | симбиоз | | | | B51381 | |
Какие процессы у высокоорганизованных животных активизируются при осеннем сокращении продолжительности светового дня? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. | | 1) | линька | | 2) | выбор гнездовых территорий | | 3) | запасание пищи | | 4) | накопление запасных жиров | | 5) | поиск партнёра для размножения | | 6) | снижение интенсивности обмена веществ | | | | B85EEE | |
Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами. | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | биосфера | 2) | производитель | 3) | разрушитель | 4) | потребитель | 5) | агроценоз | 6) | биогеоценоз | | | | | | B95C53 | |
В чём сходство агроценоза и биогеоценоза? | | 1) | они могут существовать без поддержки человека | | 2) | в них разнообразные сети питания | | 3) | в них отсутствуют потребители | | 4) | в их состав входят производители, потребители, разрушители | | | | BAEDD8 | |
ЗНАЧЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ДЛЯ ЭКОСИСТЕМ По оценкам учёных, океаны и наземные экосистемы поглощают до половины углекислого газа, образующегося при сжигании ископаемых видов топлива. Растения используют углекислый газ для выработки углеводов в процессе фотосинтеза. Продолжится ли этот процесс при более высокой его концентрации в атмосфере? Не приведёт ли увеличение объёма углекислого газа к изменению содержания сахаров, углеводов и защитных соединений в растениях? Более десяти лет продолжается эксперимент по обогащению растений углекислым газом на открытом воздухе. В нём использованы четыре опытных участка, каждый из них окружён кольцом из вертикальных труб, прикреплённых к опорным башням. По трубам подаётся углекислый газ, и все деревья в кольце получают определённое его количество. Сходные эксперименты проводятся примерно в 35 природных и управляемых экосистемах по всему миру, которые по своим размерам колеблются от кружков болота диаметром 1 м или луга диаметром 12 м до 23-метровых кругов сельхозугодий и 30-метровых кругов лесопосадок. Полученные данные подтверждают, что повышенные уровни содержания углекислого газа стимулируют фотосинтез, увеличивая усвоение углерода тканями растений. При проведении лесных экспериментов в США и Италии зафиксировано ежегодное увеличение первичной продуктивности на 23% – концентрация углекислого газа в этих случаях была увеличена с естественного уровня – 388 до 530 частей на миллион. По результатам недавнего моделирования растения положительно реагируют на повышение уровня содержания углекислого газа, хотя при недостатке в почве такого питательного элемента, как, например, азот, эффект может быть ограничен. Увеличение показателей первичной продуктивности повторялось на всех участках в мире, где проводился эксперимент. Однако сам этот показатель обозначает лишь количество углерода, усвоенного растениями, и ничего не говорит о долгосрочном изменении его содержания. Между тем в Северной Каролине в сосновом лесу дополнительный углерод откладывался главным образом в стволах и ветвях деревьев, где он сохраняется десятилетиями. А у растущих в Теннесси амбровых деревьев наибольшее количество углерода содержалось в новых молодых корнях, живущих от нескольких недель до года, после чего происходило их разложение микроорганизмами и значительная часть углерода возвращалась в атмосферу. Пользуясь текстом «Значение углекислого газа для экосистем» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы. 1. К какой группе экологических факторов относят описанный в статье фактор, воздействующий на растения? 2. Какой максимальный размер участка был выбран для эксперимента по обогащению растений углекислым газом? 3. Чему, согласно тексту, будет способствовать возрастание концентрации двуокиси углерода в атмосфере? | | | | BAFB3F | |
Установите соответствие между организмом и его ролью в сообществе. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. | | ОРГАНИЗМ | | РОЛЬ В СООБЩЕСТВЕ | А) | берёза повислая | Б) | гриб-трутовик | В) | скворец | Г) | рябина | Д) | ландыш майский | Е) | бабочка берёзовая пяденица | | | 1) | производитель | 2) | потребитель | | | | | | C7AD64 | |
Рассмотрите пищевую цепь. Какой организм в данной цепи является производителем органических веществ? | | 1) | хищная птица | | 2) | змея | | 3) | мышь | | 4) | растение | | | | 0C1512 | |
Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно? | | 1) | опавшая листва → дождевой червь → ёж → лиса | | 2) | ёж → дождевой червь → лиса → опавшая листва | | 3) | дождевой червь → опавшая листва → ёж → лиса | | 4) | лиса → ёж → дождевой червь → опавшая листва | | | | 105EB2 | |
Какую роль в биогеоценозах играют автотрофные организмы? | | 1) | разрушителей и потребителей органических веществ | | 2) | только производителей органических веществ | | 3) | потребителей органических веществ | | 4) | только разрушителей органических веществ | | | | 10DE14 | |
Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит | | 1) | понижение температуры воздуха | | 2) | уменьшение количества кислорода в почве | | 3) | выпадение обильных осадков | | 4) | сокращение длины светового дня | | | |
акая пищевая цепь составлена правильно? | | 1) | опавшая листва → дождевой червь → скворец → пустельга | | 2) | дождевой червь → опавшая листва → скворец → пустельга | | 3) | скворец → опавшая листва → дождевой червь → пустельга | | 4) | пустельга → скворец → канюк обыкновенный → дождевой червь | | | | 146BFA | |
Какой экологический фактор служит сигналом к отлёту у насекомоядных птиц? | | 1) | низкие температуры | | 2) | выпадение осадков | | 3) | изменение окраски листьев | | 4) | укорочение светового дня | | | | 17C2B4 | |
Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. | | 1) | свет | | 2) | осушение болот | | 3) | вечная мерзлота | | 4) | состав растительности | | 5) | ловля рыбы | | 6) | атмосферное давление | | | | 1B008A | |
Клубеньковые бактерии играют важную роль в круговороте | | 1) | азота | | 2) | углерода | | 3) | кислорода | | 4) | серы | | | | 1B0348 | |
Факторы, снижающие жизнеспособность организмов, называют | | 1) | ограничивающими | | 2) | экологическими | | 3) | сезонными | | 4) | стихийными | | | | 2090CF | |
Установите соответствие между парой животных и типом их взаимоотношений. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. | | ПАРА ЖИВОТНЫХ | | ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ | А) | божья коровка тля | Б) | росянка муха | В) | человек аскарида | Г) | собака блоха | Д) | щука плотва | Е) | корова овод | | | 1) | хищничество | 2) | паразитизм | | | | | | 219D44 | |
К какой функциональной группе в пищевой цепи относят бактерии? | | 1) | потребители I | | 2) | потребители II | | 3) | производители | | 4) | разрушители | | | | C9AE5D | |
Для белки обыкновенной абиотическим фактором является | | 1) | урожай семян ели | | 2) | численность куниц | | 3) | наличие в лесу старых деревьев с дуплами | | 4) | высота снежного покрова | | | | D05912 | |
Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно? | | 1) | злаки → горностай → ястреб → полёвка | | 2) | злаки → горностай → полёвка → ястреб | | 3) | злаки → полёвка → горностай → ястреб | | 4) | злаки → ястреб → полёвка → горностай | | | | D4DE87 | |
Примером действия какого экологического фактора является поедание животными молодых побегов лиственных деревьев в лесу? | | 1) | абиотического | | 2) | антропогенного | | 3) | сезонного | | 4) | биотического | | | |
Наши рекомендации