Принципы ведения мониторинга земель

Лекция 1

Государственный мониторинг земель

Введение.

1. Основные понятия государственного мониторинга земель.

2. Содержание мониторинга земель.

3. Принципы ведения мониторинга земель.

4. Единая система экологического мониторинга в РФ.

Земля – особый, наиболее ограниченный и дефицитный ресурс современного мирового сообщества. Земля - ресурс особого рода, она пространственно ограничена и ничем не заменима. Контроль над ней является основным условием существования государства.

Специфичность землисостоит в том, что она одновременно выступает в пяти ипостасях: земля – территория страны, главная государствообразующая составляющая; земля – всеобщий пространственный базис, постоянно поддерживаемый за счет определенного соотношения категорий земель; земля – главное средство производства в сельском и лесном хозяйствах; земля – основной компонент окружающей природной среды; земля – кладовая водных, минеральных, лесных, и других ресурсов.

Среди особенностей земли, как средства производства чаще всего выделяют следующие:

- земля обладает уникальным свойством – плодородием;

- земля – основа всего живого на планете, включая и человека;

- земля не является результатом человеческого труда, как другие средства производства, она – продукт природы;

- земля пространственно ограничена и ничем не заменима;

- земля, в отличие от других средств производства, в меньшей степени подвержена моральному и физическому износу;

- земля характеризуется постоянством местоположения;

- земля, как средство производства, используется в тесном взаимодействии с другими природными ресурсами (водой, солнечной энергией, воздухом и т. д.);

- земля изменчива в пространстве.

Основные понятия государственного мониторинга земель

Загрязнение всех компонентов окружающей среды и необходимость в детальной информации о состоянии биосферы заставляют вести постоянные наблюдения за содержанием тех или иных загрязняющих веществ в окружающей среде, то есть мониторинг и, в частности, мониторинг земель. Необходимость в общем мониторинге человеческой деятельности постоянно возрастает. Достаточно сказать, что за последние годы синтезировано более 4 млн. новых химических соединений. Ежегодно производится более 30 тыс. видов химических веществ в количестве более 1 т. каждое.

Идея глобального мониторинга окружающей человека природной среды и сам термин “мониторинг”(от лат. мonitor – предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий)появились в 1971г. в связи с подготовкой к проведению Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде. На первом Межправительственном совещании по мониторингу (г. Найроби, 1979) мониторингом было принято называть систему повторных наблюдений одного или более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой.

Мониторинг земель является составной часть мониторинга за состоянием окружающей природной среды и входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ), предусмотренную Министерством экологии и природных ресурсов РФ Приказ от 27 ноября 1992 года №13 «О создании и развитии Единой государственной системы экологического мониторинга России».

Мониторинг земель -система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объектом государственного мониторинга земель являются все земли Российской Федерации.

Цель мониторинга - информационное обеспечение, управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2. информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3. обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Выделяется также глобальный мониторинг. Глобальный мониторинг –система наблюдений за общепланетарными изменениями биосферы. Глобальный мониторинг земель проводят в соответствии с Международной геосферно-биосферной программой “Глобальные изменения”. Он позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли с целью предупреждения возникающих экстремальных ситуаций. Наблюдение ведут базовые станции в различных регионах планеты, которые чаще всего располагаются в биосферных заповедниках.

Структура мониторинга земель по административно-территориальному делению имеет следующие уровни:

1. Мониторинг земель Российской Федерации;

2. Мониторинг земель республик в составе Российской Федерации;

3. Мониторинг земель автономных областей и автономных округов, краев и областей;

4. Мониторинг земель районов и городов.

На каждом уровне административно-территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:

1. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

2. Мониторинг земель населенных пунктов;

3. Мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

4. Мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5. Мониторинг земель лесного фонда;

6. Мониторинг земель водного фонда;

7. Мониторинг земель запаса.

Мониторинг сельскохозяйственных земель является частью государственного экологического мониторинга и призван обеспечить наибольшую эффективность в достижении целей, для которых он организован, оптимальное взаимодействие его с природными и социальными факторами, надёжную и всестороннюю охрану земель, их рациональное использование.

Мониторинг земель включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Ведениегосударственного мониторинга земель в настоящее время возложено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).Оно функционирует в составе Министерства экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития). Ответственными за сбор и обработку данных, полученных в ходе проведения мониторинга земель, являются территориальные органы и организации Федерального агентства кадастра объектов недвижимостии другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, участвующие в осуществлении мониторинга.

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период, раз в 3 года и более);

в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (Госфонд материалов землеустройства).

Данные мониторинга земель необходимы для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, других субъектов земельных отношений. Данные мониторинга используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ, ежегодно представляемого в Правительство РФ.

Порядок предоставления данных мониторинга земель установлен административным регламентом Роснедвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного приказом Минэкономразвития №376 от 14 ноября 2006 года «Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Содержание мониторинга земель

В состав мониторинга земель входят систематические наблюдения (съемки, обследования, изыскания) за их состоянием, выявление изменений, а также оценка:

- состояния землепользований, угодий, полей, участков;

- процессов изменения плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потеря гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами;

- состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;

- процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;

- состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

Принципы ведения мониторинга земель

Цели и задачи мониторинга земель обуславливают следующие принципыего ведения.

1. Совместимости и сопоставимости разнородных данных. Работы по мониторингу должны проводиться с применением единых классификаторов, форматов, данных нормативно-технической базы, единой государственной системы координат и высот. Это основной принцип ведения мониторинга земель.

2. Единства методов и технологий. Должна быть налажена согласованность ведения мониторинга земель.

3. Достоверности и точности. Соответствие данных мониторинга земель фактическому состоянию и использованию земельного фонда.

4. Полноты сведений мониторинга. Информация должна быть полной и достаточной для решения конкретных задач.

5. Непрерывности ведения мониторинга земель. Мониторинг должен проводиться систематически.

6. Наглядности. Наглядность подразумевает использование текстов, карт, атласов, схем и др.

7. Доступности. Сведения мониторинга земель должны быть доступными для пользователей. Исключением являются сведения, составляющие государственную тайну.

8. Экономичности и эффективности.Мониторинг должен вестись на современном уровне при минимальных затратах средств и труда, с применением методов, технологий, способов, обеспечивающих получение, систематизацию и хранение данных мониторинга земель.

9. Централизованного руководства. Правильное ведение мониторинга земель в масштабах государства возможно, если руководство осуществляется из единого центра.

Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методологических и нормативно-технических документов, утвержденных Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) соответствующих фондов данных.

Наши рекомендации