А2. Насос-дозатор рулевого управления МТЗ
Насосы-дозаторы предназначены для установки в объёмный гидропривод рулевого управления сельскохозяйственных машин по ГОСТ 28174-89 и других самоходных колёсных машин по ГОСТ 27254-87, имеющих скорость движения не более 50 км/час.
Насос-дозатор осуществляет нормированную подачу рабочей жидкости к гидроцилиндрам рулевого управления пропорционально углу поворота вала насоса-дозатора.
Насосы-дозаторы с подаваемым объёмом до 250см3 позволяют управлять машиной в аварийном режиме при неработающем питающем насосе за счёт мускульной силы оператора.
Насос-дозатор рулевого управления МТЗ (рисунок А2.1) включает в себя качающий узел (I), распределитель (II), обратный клапан (9), два противоударных клапана (7), предохранительный клапан (6) и два противовакуумных клапана (8).
Героторный качающийся узел состоит из закрепленного на корпусе статора (1) и вращающегося ротора (2), связанного с золотником (3) через приводной вал (4). Распределитель состоит из корпуса (10), гильзы (5) и золотника (3), соединенного шлицами с хвостовиком привода вала рулевой колонки.
Насос-дозатор рулевого управления - это устройство, представляющее собой следящий гидрораспределитель 1 (рисунок А2.2), соединенный с героторным гидромотором 2 обратной связи и входным сигналом для вращение приводного вала 3. Объем рабочей жидкости, который подается от насоса-дозатора к гидроцилиндру, пропорционален углу поворота приводного вала. Когда питающий насос не работает (аварийный режим) то он работает как ручной насос с помощью вращения приводного вала от рулевого колеса.
При прямолинейном движении трактора полости цилиндра заперты поясками золотника насоса - дозатора и масло от насоса питания, поступая к насосу - дозатору, возвращается в масляный бак ГОРУ (рисунок А2.3).
При повороте рулевого колеса золотник насоса - дозатора смещается относительно гильзы, обеспечивая подачу масла в гидроцилиндр поворота в количестве, пропорциональном углу поворота рулевого колеса (рисунок А2.4).
При неработающем двигателе насос - дозатор при повороте руля засасывает из гидробака масло и подает его в соответствующую полость гидроцилиндра, обеспечивая поворот направляющих колес. Усилие на рулевом колесе при этом резко возрастает.
Рисунок А2.1 – Насос-дозатор рулевого управления МТЗ
Рисунок А2.2 – Гидравлическая схема насоса-дозатора | Рисунок А2.3 – Гидравлическая схема насоса-дозатора: прямолинейное движение |
Рисунок А2.4 – Гидравлическая схема насоса-дозатора: поворот направо и налево
Насос-дозатор с открытым центром - это устройство, принцип работы которого заключается в следующем: при появлении управляющего воздействия он подает поток рабочей жидкости в полость рабочего цилиндра. Когда управляющее воздействие на приводной вал отсутствует - он свободно пропускает рабочую жидкость от питающего насоса на слив, не реагируя на воздействие дороги на колеса, не передавая их через гидроцилиндр на приводной вал и рулевые колеса.
Встроенный предохранительный клапан 4 (рисунок А2.2) выполняет функцию защиты питающего насоса от перегрузки по давлению. Он ограничивает максимальное давление в нагнетательной магистрали в пределах 14... 15 МПа (140...150 кгс/см2).
Обратный предохранительный клапан 5 предотвращают вытекание рабочей жидкости во время обрыва трубопровода питания.
Противоударные предохранительные клапаны 6 выполняют функцию защиты гидросистемы от скачков давления во время ударных воздействий дороги на колеса. Они ограничивают давление в магистралях цилиндров при ударной нагрузке. Давление настройки противоударных клапанов — 20...21 МПа (200...210 кгс/см2), т.е на величину 6 Мпа выше давления настройки предохранительного клапана.
Противовакуумные предохранительные клапаны 7 выполняют подпитку противоположной полости гидроцилиндра при срабатывании противоударного клапана и для предотвращения кавитации.