Ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда, причиненного окружающей среде, и материального ущерба, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 1 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения, сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:
1.разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;
2.анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;
3.принятие решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
4.проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
5.обеспечение процесса ликвидации ЧС;
6.жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.
Разведка в зоне ЧС
Основными видами разведки являются биологическая; инженерная; медицинская; радиационная; санитарно-эпидемиологическая; химическая; пожарная.
Биологическая разведка данных определяет масштабы и границы зон заражения; выявляет источники, определяет вид и характер заражения; ведет постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.
Инженерная разведка должна определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности, состояние дорог и мостов на путях движения сил ликвидации ЧС; места, границы и характер разрушений, пожаров, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС; состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС; установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС.
Медицинская разведка должна выявить пораженных, их численность и состояние; наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации; определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.
Радиационная разведка должна выявить источники радиоактивного загрязнения; определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС; определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации; вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки; предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.
Санитарно-эпидемическая разведка должна определить санитарно-эпидемическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС; предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (усиленное медицинское наблюдение, обсервации и карантина); вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.
Химическая разведка должна выявить источники химического заражения; определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС; определить обходы участков химического заражения; предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности; вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.
Пожарная разведка должна определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров; оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров; определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС; выявить потенциально опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров; определить состояние систем противопожарного водоснабжения.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС
Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.
К аварийно-спасательным работам относят:
- поисково-спасательные работы;
- оказание первой медицинской помощи пострадавшим в зоне ЧС;
- десантирование спасателей и грузов;
- тушение пожаров;
- разборка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;
- укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений;
- радиационный, химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, аварийно-спасательных средств, населения, объектов внешней среды;
- проведение работ по дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, демеркуризации и дератизации;
- горноспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных и технических работ по спасанию людей, оказанию помощи пострадавшим, локализации аварий и ликвидации последствий при взрывах взрывчатых материалов и рудничных газов, пожарах, загазованности, обвалах, выбросах горной массы в результате геодинамических процессов, затоплениях и других видах аварий в условиях подземных и открытых горных выработок);
- газоспасательные работы в зоне ЧС (аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые с применением средств индивидуальной защиты в условиях наличия в окружающей среде токсичных, пожаро- и взрывоопасных веществ);
- ликвидация (локализация) гидродинамических аварий (прорыв плотин, дамб, шлюзов) и катастрофических затоплений;
- противофонтанные работы;
- работы, проводимые в условиях повышенной радиации;
- работы по ликвидации (локализации) на водных акваториях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ. Аварийные подводно-технические (водолазные) работы;
- проведение взрывных, взрывотехнических работ для ликвидации (локализации) ЧС;
- доставка гуманитарного груза в зону ЧС для пострадавшего населения.
Неотложные работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории.
Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают:
- разведку в интересах проведения указанных работ;
- инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;
- локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;
- поиск, спасение, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;
- создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения;
- обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;
- мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.
Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.
Экстренная медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают:
- проведение биологической и медицинской разведок;
- определение состояния пораженных, их диагностирование и сортировку;
- оказание пораженным первой медицинской и врачебной помощи;
- оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
- создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее.
Лечебно-эвакуационные мероприятия проводятся в соответствии с ГОСТ 22.3.02.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия предусматривают:
- проведение санитарно-эпидемической разведки;
- установление характера инфекционной патологии;
- активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС;
- предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;
- выявление лиц, подвергшихся риску заражения и медицинское наблюдение за ними;
- соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных болезней из зоны ЧС;
- введение при необходимости системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина);
- проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;
- осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемическим показаниям;
- проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.
Охрана общественного порядка в зоне ЧС.
Мероприятия по охране общественного порядка в зоне ЧС предусматривают:
- оцепление и охрану места происшествия;
- оказание помощи подразделениями МЧС в проведении неотложных противопожарных и первоочередных аварийно-спасательных работ;
- обеспечение общественного порядка и безопасности в зоне оцепления и вокруг нее путем выставления усиленных нарядов, перевода части сил на патрулирование территорий с использованием автомобилей и бронетехники (где это необходимо);
- обеспечение контрольно-пропускного режима;
- охрану имущества и материальных ценностей, оставшихся без присмотра;
- оказание в пределах имеющихся возможностей первой медицинской помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в зоне в беспомощном или опасном для жизни и здоровья состоянии;
- учет потерь и установление личностей погибших.
Обеспечение процесса ликвидации ЧС
Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.
Основными видами обеспечения являются: инженерное; медицинское; противопожарное; радиационная, химическая и биологическая защита; транспортное; дорожное; материальное; техническое; финансовое; метрологическое; гидрометеорологическое.
Требования к обеспечению: высокая готовность; надежность; гибкость.
Инженерное обеспечение организуется в целях создания необходимых условий для выполнения комплекса инженерных задач силами и средствами ликвидации ЧС.
Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.
Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.
Радиационная, химическая и биологическая защита организуется в целях максимального снижения потерь личного состава и населения при действиях в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения.
Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.
Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.
Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС.
Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС.
Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС.
Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки гидрометеорологических условий, своевременного предупреждения об опасных и стихийных явлениях погоды, гидрологического режима, оценки их возможного влияния на действия сил и средств, проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.
Организация и руководство ликвидацией ЧС
Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется согласно:
- порядку действий, установленному для них при возникновении и развитии ЧС;
- плану ликвидации ЧС на обслуживаемом объекте или территории;
- плану взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах или территориях;
- решению уполномоченных на то должностных лиц республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, осуществляющих руководство деятельностью аварийно-спасательных служб.
Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб к ликвидации ЧС за пределами территории Республики Беларусь осуществляется в порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.
Непосредственное руководство аварийно-спасательными службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС, и обеспечение их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации ЧС.
Жизнеобеспечение населения в ЧС
Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях - соблюдение правовых норм, выполнение эколого-защитных, отраслевых или ведомственных требований и правил, а также проведение комплекса правовых, организационных, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение угрозы жизни и здоровью людей, потери их имущества и нарушения условий жизнедеятельности в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Жизнеобеспечение населения в ЧС осуществляют с целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах их отселения.
Жизнеобеспечение населения в условиях ЧС должно обеспечивать создание условий для выживания пострадавшего в ЧС населения на основе удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг.
При создании и поддержании условий жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения должны соблюдаться следующие его основные принципы:
- приоритетность функции государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС;
- рациональное распределение функций по жизнеобеспечению населения в ЧС между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;
- территориально-производственная (отраслевая) организация жизнеобеспечения населения в ЧС;
- персональная ответственность должностных лиц за выполнение нормативных актов по жизнеобеспечению населения в ЧС:
- заблаговременность подготовки страны (региона) к жизнеобеспечения населения в ЧС;
- обеспечение социальной защищенности и психологической поддержки всех граждан в зоне ЧС;
- обеспечение физиологической и энергетической достаточности норм жизнеобеспечения населения в зонах ЧС;
- первоочередное ориентирование системы жизнеобеспечения населения в ЧС на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;
- открытость процесса жизнеобеспечения населения в ЧС за счет использования ресурсов от непострадавших регионов страны и зарубежной помощи;
- способность к быстрому восстановлению системы жизнеобеспечения населения в ЧС после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС.
Удовлетворение первоочередных потребностей населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг осуществляют:
- обеспечением водой, продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости;
- информационным, медицинским и санитарно-эпидемиологическим, транспортным и коммунально-бытовым обеспечением.
Обеспечение водой населения в ЧС должно предусматривать удовлетворение:
- потребностей в воде лечебно-медицинских мероприятий, санитарно-гигиенической обработки и профилактики населения;
- хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения и личного состава спасателей.
Обеспечение продуктами питания пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение потребностей в зерне, муке, хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и мясопродуктах (консервах), молоке и детском питании, рыбе и рыбопродуктах (консервах), картофеле и овощах, соли, сахаре и чае, а также фураже для животноводства.
Обеспечение жильем пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать развертывание и сооружение при необходимости в зоне ЧС временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т. п.), а также использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, пансионатов, военных городков, детских лагерей и т. п.) для размещения пострадавшего населения в местах его отселения и эвакуации.
Обеспечение предметами первой необходимости пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение его потребностей в верхней одежде, обуви, головных уборах, постельных принадлежностях, простейшей бытовой посуде, минимуме предметов галантереи и парфюмерии (нитки, иголки, мыло и т. п.) и прочих товарах (табачные изделия, спички, примусы, керосин и т. п.).
Информационное обеспечение населения в ЧС должно предусматривать своевременное оповещение его и органов управления всех уровней о возможности и факте возникновения бедствия, возможных его последствиях, правилах поведения в зоне ЧС.
Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в ЧС должно предусматривать оказание первой помощи пострадавшему в зоне ЧС населению, обеспечение его простейшими медикаментами и медицинским имуществом, сортировку пораженных и оказание им квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи подвижными формированиями службы «Медицина катастроф» в зоне ЧС с последующей (при необходимости) эвакуацией пострадавших в лечебные учреждения для стационарного лечения, а также выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Транспортное обеспечение населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению потребностей в транспортных средствах для решения задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения и подвоза материальных ресурсов ЖОН в зону ЧС.
Обеспечение коммунально-бытовыми услугами населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению его минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном, ритуальном обслуживании.
Создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в ЧС, обеспечивают на основе устойчивого функционирования системы его жизнеобеспечения с учетом необходимости снижения ее потребностей и повышения возможностей.
Устойчивое функционирование системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивают:
- соблюдением основополагающих принципов жизнеобеспечения населения в ЧС;
- заблаговременным планированием и проведением в установленном порядке мероприятий, обеспечивающих защищенность и стойкость системы, подсистем и объектов жизнеобеспечения населения в ЧС от воздействия дестабилизирующих факторов природных бедствий и техногенных катастроф, характерных для данного региона;
- способностью сохранять свойства системы на заданном уровне в течение всего периода жизнеобеспечения населения в ЧС;
- созданием защищенных запасов ресурсов жизнеобеспечения населения в ЧС в потенциально опасных зонах (регионах) с учетом рациональных соотношений между объемами государственных, региональных и местных фондов;
- созданием в регионах защищенных запасов ресурсов для восстановления ослабленной бедствием системы жизнеобеспечения населения в ЧС, а также обеспечением способностей к восстановлению основной ее части за время, не превышающее периода жизнеобеспечения населения в ЧС;
- взаимодействием с силами (органами), участвующими в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также с силами поддержания общественного порядка;
- подготовкой в установленном порядке системы и объектов жизнеобеспечения населения в ЧС в районах эвакуации к функционированию в случае отселения и эвакуации населения из зоны ЧС;
- разработкой (наличием) норм и нормативов решения задач жизнеобеспечения населения в ЧС в зависимости от различных видов ЧС, природно-климатических, социально-экономических и других условий в потенциально опасных зонах и регионах;
- устойчивостью управления системой жизнеобеспечения населения в ЧС в регионе (зоне ЧС);
- подготовкой в установленном порядке транспортных средств к работе в условиях ЧС;
- своевременностью и полнотой информирования населения и органов управления о характере возможной опасности, об угрозе возникновения ЧС, о правилах поведения и порядке действий в зоне ЧС;
- соблюдением требований нормативных актов по жизнеобеспечения населения в ЧС;
- созданием условий для маневрирования внешними и внутренними ресурсами сил, средств и услуг.
Снижение потребностей системы жизнеобеспечения населения в ресурсах обеспечивают:
- заблаговременной подготовкой региона ГСЧС к возможным природным и техногенным ЧС;
- повышением эффективности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;
- отселением пострадавшего населения в часть региона, не подвергшуюся воздействию ЧС;
- эвакуацией пострадавшего населения в сопредельные непострадавшие регионы;
- заблаговременным планированием мероприятий по восстановлению нарушенного в ЧС сельскохозяйственного производства, защите, спасению, ветеринарному обеспечению, обеспечению водой и фуражом сельскохозяйственных животных, по их эвакуации (перегону), в случае необходимости, в безопасные районы.
Повышение возможностей системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивают:
- формированием ресурсов жизнеобеспечения населения в ЧС (денежного и материально-вещевого фондов) путем государственного и целевого страхования, налогообложения и взимания квоты с ведомств, отраслей экономики, коммерческих структур и предприятий за риск возникновения ЧС, а также за счет государственных резервов, региональных и местных резервов;
- перераспределением ресурсов жизнеобеспечения населения в ЧС страны в пользу пострадавшего региона ГСЧС;
- ввозом ресурсов жизнеобеспечения населения в ЧС из сопредельных регионов.