Экологическая политика государства. Цели и принципы экологической политики РФ
Взаимоотношение общества и природы. Экологический кризис. Концепция устойчивого развития.
Ускоренное развитие научно-технического процесса производствен. деятельности привело к существен. изменению естественной среды обитания. Эти процессы усугубляют противостояние между природой и обществом. Остановить научно-технический процесс невозможно и сегодня ОС (Окружающая Среда) и соц. экономическая сфера является единым целым, они не могут рассматривать как изолирован. области, невозможно представить, что общество не может жить без ОС, без ее ресурсов и не загрязнения ОС. Современное состояние отношений м/у обществом и ОС можно рассматривается как экологический кризис-это такая стадия взаимоотношения м/у обществом и природой на которой до предела обостряются противоречия м/у экономикой и экологией, м/у экономическими интересами общества в потребности и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения ООС. Значимость экологических проблем и необходим. их скорейшего решения осознается мировым сообществом и общество стремится выработать новую стратегию общепланетарного развития. На конференции ООН по ОС и развитию (1992 г. Рио-Де-Жанейро) был принят пакет документов: декларация Рио по ОС и развитию, повестка дня на 21 век, содержащих основные положения новой концепции развития, концепция устойчивого развития.
Устойчивое развитие – представляет, собой социально-экономическое развитие осуществляется в гармонии с ОС и предполагающее удовлетворение настоящих общественных потребностей без нанесения ущерба интересам будущих поколений. Основа устойчивого развития -это сбалансированное развитие осуществляется путем совместного развития социально -экономических и природных систем. Для перехода на модель устойчивого развития необходимо обеспечить:
1)стабильность численности населения и его дальнейший рост;
2)экономически стабильное развитие за счет рациональной деятельности на основе малоотходных и ресурсосберегающих технологий;
3)изменение структуры производства и потребления;
4)сокращение разрыва м/у «богатыми» и «бедными» странами;
5)предотвращение военных конфликтов.
К числу решений касающихся устойчивого развития относятся: 1)защита атмосферы; 2)рационального использование земельных ресурсов; 3)борьба с уничтожением лесов; 4)сохранение биоразнообразия; 5)охрана и рациональное использование ресурсов пресной воды.
Основные формы перехода к устойчивому развитию:
глобальный уровень-принятие документов ООН по принципам устойчив. развития. Подписание и реализация международных договоров, соглашений и конвенций по отдельным аспектам ООС планетарного значения.
национальный уровень -разработать и совершенствовать национальные законодательства по ООС. Разработать и реализация национальный планов действий по ООС. Формирование экономического механизма природопользования и ООС.
региональный уровень-реализация экономических механизма ООС. Разработка и реализация региональных и локальных планов действий по ООС.
уровень предприятия -внедрение систем административного управления ООС на основе международных стандартов ISO 14000.
Экологическая политика государства. Цели и принципы экологической политики РФ.
Экологическая политика на уровне государства рассматривается с позиции комплекса политических решений характерных для любого общества.
Главными принципами экологической политики являются:
- соотв. конституции страны
- соблюдение условий превентивности (предупреждение, предотвращение)
- наличие правовой поддержки и законодательной базы
- одобрение всеми членами общества
- открытость и доступность для обсуждения и корректировки.
Основные стадии экологической политики:
1)формулировка целей и программ экологической политики определенных методов их достижения; выработка стратегии развития страны. В РФ цели и стратегии развития страны определяемых следующими документами: - указ президента РФ «о государств. стратегии РФ по ООС и обеспечению устойчивого развития» 1994 г.; - «концепция перехода РФ к устойчивому развитию» 1996 г.; - «национальными планы действий РФ по ООС »; - «экологическая доктрина».
2)обеспечение политической поддержки, т.е разработка природоохранного законодательства и нормативно правовой базы соотв. принятой политики, распределение полномочий м/у ветвями власти. Основным федеральными законом являются «ФЗ об охране ОС» - он закрепляет основные принципы государств экологической политики. Ответственными за выполнение требований природоохранных законодательств и реализацию намеченных целей экологической политики являются все три ветви государственной власти.
3)О финансировании выработанных решений, программы финансирования предполагает наличие экономической и финансовых механизмов природопользования.
4)внедрение экологической политики, разработка, реализация мероприятий, планов, программ и контроль за их реализацией.
5)оценка результатов экологической политики
6)корректировка целей
Экологическая политика должна быть совместима с социальной политикой, а так же с экономической политикой и обеспечив. ее результатами эколого-экономического учета и оценки природных ресурсов, стимулировать экономические и финансовые механизмы управления и формирования рынка. Экологическая политика должна быть совместима с бюджетной политикой.
Целями государственной экологической политики РФ :
- в области природы являются формирование экологически ориентированной экономики, характеризующейся минимально-негативным воздействием на окружающую среду, малой ресурсоемкостью и высокой энергоэффективностью;
- обеспечение соблюдений требований экологического законодательства;
- сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества;
3. Понятие «управление в области экологии». Объекты и субъекты экоуправления. Цели, задачи, принципы управления в данной области.
Управление природопользования и ООС – это составная часть соц. управления одна из важнейших функций государства. Оно выражено в организации деятельности государства, его органов, органов муниципального образований, а так же общественных организаций по разработке и выполнению правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и ООС. В узком смысле слова, если речь идёт только о правовом механизме ООС под управлением понимаются: - дача обязательных для выполнения предписаний; - контроль за их исполнением и применение соотв. санкций за не исполнение предписаний. В широком смысле слова под управлением понимается: - многогранная деятельность различных государственных органов выражается в следующем: функции управления: 1) установление правовых основ регулирования ПП и ООС в целях рационального использования природ. ресурсов и обеспечение экологической безопасности; 2) определения основных направлений экополитики; принятие (утверждение) разного рода экопрограмм, планов, их финансового и материально -технического обеспечения; 3)установленного порядка осуществления государства экологического контроля и его проведения; 4)в учете ресурсов; ведение их кадастров, осущ. мониторинга ОС в целом и ее отдельных объектов; оценка природных ресурсов и прогнозирование состояния ОС; 5)установление лимитов использования природных ресурсов: выдача разрешения на сбросы, выбросы загрязн. в-в и размещение отходов; 6)утвержденых нормативов платы за использования природных ресурсов, сбросы, выбросы, захоронение ЗВ и отходов; 7)организация и проведение государственной экологической экспертизы; 8)применение санкций к нарушит. экологич. зак-ва; и др.
Таким образом управление признано способствовать:
1)обеспечению выполнения программ, планов, мероприятий в сфере ПП и ООС; 2)неукоснительному соблюдению требований экологич. зак-ва; 3)достижению качества ОС необходимого для сохранения здоровья людей, а так же природных объектов и ресурсов.
Управление – процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержание в установленном режиме. Субъектамиуправления природопользованием, в том числе и природоохранной деятельностью, выступают государственные органы общей компетенции, специально уполномоченные органы по ООС, а также органы местного самоуправления. На уровне предприятий субъектами управления являются службы ПП или отдельные работники. Эти органы имеют различную компетенцию и особенности деятельности, но используют все методы управления в той или иной степени, в том числе и экономический метод, образующийся в целом экономический механизм ПП. К государственным органам общей компетенции относятся : президент, федеральное собрание, правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ. Государственные и муниципальные органы ведают вопросами охраны природной среды наряду с множеством других вопросов. К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые правительственными актами уполномочены выполнять природоохранные функции. Органы специальной компетенции подразделяют на три вида : комплексные, отраслевые и функциональные. Компетенция местного самоуправления по ООС отраженна в уставах. Объектами управления являются все природопользователи как юридические, так и физические лица независимо от характера и направлений их деятельности. Связи и отношения между субъектами и объектами управления в процессе ПП и ООС строятся двумя способами: на основе компетенции, представленной ими нормативно – правовыми актами, и на основе договоров между ними.
Принципы управления ПП и ООС:
1)законность; 2)приоритет ООС; 3)плановость; 4)сочетания гос. управления с местным самоуправлением; 5)сочетание демографич. начал с единоначалием. Демографич. начала-рынок.
Цельюгосударственной системы управления природной средой является согласование экономических и экологических интересов общественного производства как вертикальных – федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных – территориыльных и ведомственных и между предприятиями.
Для управления охраной природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов образованны соответствующие ведомства, на которые возложено решение следующих задач:
- осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью;
- разработка и проведение единой научно-технической политики в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, координация деятельности в этой области;
- государственный контроль за использованием и охранной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экологической зоны, а также всех полезных ископаемых;
- подготовка и представление правительству предложений и рекомендаций для включения их в Государственную программу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение принятой программы;
- разработка предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, утверждение экономических нормативов, правил, стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий;
- осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил республик и отраслей народного хозяйства, контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники и технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство и реконструкцию предприятий, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов;
- совместно с территориальными органами управления выдача разрешений на захоронение и складирование промышленных и бытовых отходов, на выбросы вредных веществ в окружающую среду, водопользование и потребление атмосферного воздуха, предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, утверждение расчетной лесосеки и осуществление контроля за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;
- руководство заповедниками и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства, а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги;
- распространение знаний о природе среди широких слоев населения, воспитание граждан в духе бережного отношения и любви к природе;
- планирование и осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями.