Тема № 16: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЯМ

ЗНАТЬ:

  1. Гигиенические требования к планировке территории ЛПУ.
  2. Назначение и устройство боксов и полубоксов, приемных отделений больниц, родильных домов, инфекционных больниц, палатных секций.
  3. Внутренняя отделка помещений.
  4. Нормативы площади палат и их гигиеническое значение.
  5. Отопление, вентиляция, освещение ЛПУ.
  6. Факторы, способствующие возникновению внутрибольничных инфекций.
  7. Гигиенические требования к условиям труда медицинского персонала.

УМЕТЬ:

Использовать полученные знания в организации охранительного и санитарно-

эпидемиологического (противоэпидемического) режима в ЛПУ.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

  1. Задачи больничной гигиены – обеспечение наиболее благоприятных условий для лечения больных в ЛПУ и оптимальных условий труда медицинского персонала.
  2. Виды ЛПУ. Системы застройки больниц: централизованная, смешанная, блочная и децентрализованная.
  3. Территория больницы, ее планировка
  4. Требования к внутренней планировке больницы.
  5. Санитарно-гигиенический режим в ЛПУ.
  6. Личная гигиена персонала больницы.
  1. Задачи больничной гигиены – обеспечение наиболее благоприятных условий для лечения больных в ЛПУ и оптимальных условий труда медицинского персонала

Больничная гигиена – это раздел общей гигиены, разрабатывающий нормативы и правила, направленные на обеспечение наиболее благоприятных условий для лечения больных в ЛПУ и оптимальных условий труда медперсонала.

Первые больницы в России были построены при Петре 1 – в Петербурге, 1702 г. Это были коридорно-казарменные отделения на 100-200 чел., состоящие из серии палат на 30-40 чел,, объединенные проходом посередине и с печным отоплением.

  1. Виды ЛПУ. Системы застройки больниц: централизованная, смешанная, блочная и децентрализованная

В Российской Федерации существуют следующие лечебно-профилактические учреждения: больницы, поликлиники, диспансеры, МСЧ, ФАП, здравпункты, родильные дома, дома ребенка, санаторно-курортные учреждения, учреждения скорой помощи, санитарно-эпидемиологическое учреждения; станции переливания крови и т.д. Но основное ЛПУ – это больница (госпиталь, стационар). Больница предназначена для оказания населению стационарной помощи. Больницы могут проектироваться в комплексе с поликлиникой, станцией скорой медицинской помощи, роддомом и т.д.

В зависимости от района обслуживания многопрофильные больницы подразделяют на: участковые, районные, центральные районные (ЦРБ), городские и областные (краевые). Самостоятельными типами больниц являются больницы скорой помощи, детские, восстановительного лечения (реабилитационные). Для оказания стационарной помощи определенного профиля существуют специализированные больницы: инфекционные, туберкулезные, психиатрические, родильные дома и т.д.

Строительство и реконструкция больниц ведется в соответствии с санитарными правилами «Градостроительство. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных поселений» (1989) и «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (2003).

. В современном больничном строительстве в России проектируется 4 вида архитектурно-планировочных решения: павильонная, централизованная, блочная и смешанная системы.

  1. Павильонная– это децентрализованная система, когда различные по профилю больничные отделения располагаются в отдельных корпусах. Плюсы: эта система позволяет осуществить хорошую изоляцию отделений, создает условия для пребывания больных на свежем воздухе и поддержания лечебно-охранительного режима. Так размещают инфекционные, психиатрические и туберкулезные отделения.
  2. Централизованная система– при ней все лечебные, лечебно-диагностические и вспомогательные отделения объединены в одном здании. Обычно это отделения соматического профиля –терапевтическое, хирургическое, неврологическое. Плюсы: такая система позволяет удобно осуществлять взаимосвязь отделений, сокращает маршруты движения больных и персонала при проведении лечебно-диагностических процедур (рентген, физиотерапевтические, лечебная гимнастика и т.д.), быстрой доставке пищи из кухни в палаты.
  3. Блочная система- больница состоит из отдельных корпусов, но они объединены в центре.
  4. Смешанная система когда есть главный корпус и ряд вспомогательных отдельно стоящих: инфекционное, детское и др. отделения, кухня, патологоанатомический корпус, поликлиника и функциональные отделения.
  1. Территория больницы, ее планировка

Гигиенические требования к планировке территории ЛПУ: сформулированы в «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (2003).

Участокбольницы должен быть удален от промышленных предприятий и других источников шума и загрязнения воздуха – они должны располагаться с наветренной стороны. Специализированные больницы на 1000 коек располагают в пригородной зоне, в 1 км от жилой зоны (обычные больницы – в 50 м). Рельеф должен быть спокойным, с небольшим уклоном для стока осадков, сухой почвой и уровнем стояния грунтовых вод не менее 0,5 м. Площадь участка зависит от системы застройки и числа коек: норма – 80-400 м2 на койку. Плотность застройки участка не должна превышать 15% общей территории. Под зеленые насаждения отводится 60% площади, норма – 25 м2на койку. По периметру участка должны быть высажены в 2 ряда зеленые насаждения – деревья/кусты. Все подъездные пути и пешеходные переходы должны быть покрыты твердым покрытием.

На участке больницы должны быть предусмотрены 4 зоны: зона лечебных зданий с садом, поликлиника, патологоанатомический корпус и хоздвор. Зоны должны быть отделены защитными полосами зеленых насаждений не менее 15 м. Патологоанатомический корпус и хоздвор должны иметь отдельный выезд с другой стороны улицы. На территории инфекционной больницы выделяется «грязная» и «чистая» зоны, изолированные друг от друга полосой колючих зеленых насаждений, а у выезде с «грязной» половины должна быть асфальтированная площадка для дезинфекции автотранспорта.

Уборка территории должна производиться ежедневно. Мусоросборники снабжаются плотными крышками, стоят на асфальтированных площадках, не менее 25 м от корпусов. Мусор и пищевые отходы вывозятся ежедневно, а мусороприемники дезинфицируются.

  1. Требования к внутренней планировке больницы

Лучшая ориентация больничных палат в средних широтах – с В на З, инфекционных отделений – на Ю, ЮВ,В; операционных, реанимационных и родовых помещений – на С, СВ,СЗ; остальных – как придется.

В продолжительность выздоровления больных вносит свой вклад и сама больница, и система организации в ней больничного режима. В современной больнице выделены 10 основных структурных подразделений: 1) приемное отделение и помещение выписки больных, 2) палатные отделения, 3) лечебно-диагностические отделения: опер-блок, отделение функциональной диагностики, рентгенологическое, реанимационное, 4) лаборатории, 5) центральное стерилизационное отделение, 6) аптека, 7) служба приготовления пищи, 8) патологоанатомическое отделение, 9) АХО-служба и 10) прачечная.

Приемное отделение служит для регистрации, медосмотра, обследования, санитарной обработки поступающих больных и оказания им неотложной помощи. Планировка приемного отделения должна предусматривать принцип поточности движения поступающих и выписывающихся больных. Основные помещения приемного отделения: ожидальня с регистратурой, гардероб, справочная, смотровая, кабинет дежурного врача, помещения для санитарной обработки (раздевальная, душевая, одевальная), манипуляционная с перевязочной, боксы и диагностические палаты для больных с неясным диагнозом, санузел и подсобные помещения.

В приемном покое акушерского отделения предусматриваются две смотровые – для поступающих в физиологическое отделение и отделение патологии беременных.

В детских и инфекционных отделениях предусматриваются приемно-смотровые боксы, число которых зависит от мощности больницы : до 60 коек – 2 бокса, до 100 –3 и т.д. Приемно-смотровой бокс является основным помещением приемного отделения детской больницы. В него входят: входной тамбур (наружный), смотровое помещение, туалет, предбокс, служащий шлюзом для входа персонала из коридора приемного отделения.

Палатная секцияявляется основой больничного отделения. Обычно в ней 30 коек для взрослых или 24 – для детей до 1 года. Это место круглосуточного пребывания больных, поэтому в них должны быть созданы комфортные условия, способствующие скорейшему выздоровлению. В палатную секцию соматического отделения входят: палаты, помещения для дневного пребывания больных, процедурная, столовая, лечебно-вспомогательные и хозяйственные помещения: кладовая для чистого белья, помещение для мытья суден, клизменная. Лучше палаты - на 2-4 койки, для тяжелобольных – однокоечные. На каждого больного должно приходиться 25 м3 воздуха. Такой воздушный куб обеспечивается при высоте пола 3,2 –3,5 м и площади на 1-го больного – 7-7,5 м2 (дети – 6,5м2) на койку – это норма.

Размеры палат зависят от профиля и возраста больных: в палатах общего типа на взрослого или ребенка – 9 м2, в 2-х-коечных – соответственно 7 и 6 м2; в ожоговых – 10 м2, интенсивной терапии – 13 м2.

Отделение – это объединение нескольких палатных секций. В нем предусматриваются: кабинет зав.отделением, комната старшей сестры, ординаторская, комната сестры-хозяйки, туалет для персонала.

В инфекционных отделениях имеются: полный бокс, полубокс и боксированные палаты. Полный бокс (22 м2) – полностью изолирован от отделения, оборудован наружным входом с тамбуром, ванной, унитазом, палатой на 1 койку, шлюзом, где персонал переодевается в дополнительный халат, одевает маску и дезинфицирует руки. Имеется шкаф для посуды и бачок для дезинфекции посуды и пищевых отходов. Для предупреждения выноса воздушной инфекции в боксе имеется самостоятельная вентиляция, в которой вытяжка преобладает над притоком, а воздушные каналы изолированы от больничной вытяжки.

Полубокс оборудован как бокс, но имеет выход через шлюз в отделение.

Боксированные палатыимеются в детских отделениях, когда каждая койка отделена от соседней неполной стеклянной перегородкой, что предупреждает реинфекцию.

Операционный блок размещают обособленно от палат. В него входят: операционная, предоперационная, стерилизационная, наркозная и материальная. В современных операционных вход осуществляется через санпропускник, а для больных – через шлюз. Оперблок должен иметь два изолированных непроходимых отделения – септическое и антисептическое. Потоки в операционной делят на 1) «стерильный» - для прохода хирургов, операционных сестер и 2) «чистый» - для доставки больного, прохода анестезиологов и младшего медперсонала, удаления отходов и использованного белья. Они не должны перекрещиваться или соприкасаться. Окна операционной должны ориентироваться на Север, а световой коэффициент должен составлять 1:5, может быть кондиционер или приточно-вытяжная вытяжка.

  1. Санитарно-гигиенический режим в ЛПУ

Для предупреждения внутрибольничных инфекций большое значение имеет соблюдение гигиенических правил содержания больничных помещений и личной гигиены персоналом. Рассмотрим основные правила поддержания санитарно-гигиенического режима в ЛПУ.

  1. При поступлении в стационар больные в зависимости от состояния проходят санитарную обработку в приемном отделении: принятие душа/ванны/мокрое обтирание, стрижка ногтей, осмотр на педикулез и при его выявлении соответствующую обработку волос. После санобработки больным выдается комплект чистого нательного белья и тапочки, а в палате – постельное белье. При выписке больных нательное и постельное белье сдается в стирку.
  2. В палате отделения у больного должны быть индивидуальные стакан, ложка, зубная щетка, полотенце, мыло и могут быть – зубная паста и бритва.
  3. Гигиенические помывки – 1 раз в неделю с отметкой в истории болезни.
  4. Гигиенический уход за тяжело больными – умывание, протирание кожи лица и частей тела, полоскание полости рта – проводятся после приема пища и при загрязнении тела.
  5. Обслуживающий медперсонал должен иметь комплект сменной рабочей одежды – халат, шапочка и обувь.
  6. Перед осмотром каждого больного и после «грязных процедур» – медперсонал должен мыть руки путем 2-кратного намыливания.
  7. Для поддержания чистоты и предупреждения инфекций проводится влажная уборка – не менее 2 раз в день с применением моющих (мыльно-содовых растворов) и дезинфицирующих средств и использованием маркированного инвентаря: мытье полов, протирка мебели, оборудования, дверей;
  8. Один раз в 10 дней проводится генеральная уборка помещений - обметают потолки, стены, моют панели и полы, меняют постельное белье, пылесосом очищают одеяла
  9. Соблюдается санитарно-противоэпидемический режим в ЛПУ: а) унитазы и писсуары ежедневно обрабатываются 0,5% раствором хлорной извести; подкладные судна после каждого использования дезинфицируют 0,2% раствором хлорной извести; б) для уменьшения микробной обсемененности периодически включают бактерицидные лампы с непрямым облучением.
  10. От пребывания в больнице у больных возникает беспокойство и недовольство от больничной обстановки, что вызывает ухудшение их состояния. Поэтому в больницах должен соблюдаться лечебно-охранительный режим, заключающийся в устранении неблагоприятных раздражителей и включением мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на организм больного. Особое внимание придается мероприятиям, щадящим психику больного: а) необходимо помнить, что неосторожно сказанное слово может вызвать волнение и ухудшение состояния больного; б) больные стремятся прочитать историю болезни и от этого могут расстроиться – поэтому надо упорядочить хранение историй болезни; в) большое значение для покоя имеет удлинение физиологического сна – соблюдается дневной сон, в это время должна быть тишина в отделении, разговаривать тихо; использовать световую сигнализацию; г) персонал должен носить мягкую обувь; д) уборку в палатах делать после подъема больных; е) немаловажное значение имеет устранение неприятных «больничных» запахов, опрятное содержание помещений, уютная обстановка в палатах и отделении; ж) сюда же входит диетическое питание с учетом патологии больного и з) строгое соблюдение распорядка дня со стороны больных и персонала.

Планировка палат и боксов рассчитана на предупреждение внутрибольничных инфекций, которыми заражается до 10% госпитализированных больных, причем из них 2% погибает. Внутрибольничные инфекции – это абсцессы после инъекций, циститы и уретриты после катетеризации, инфекционный гепатит, гнойничковые и грибковые заболевания. Согласно определению ВОЗ, «внутрибольничная инфекция – это любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, поражающее больного в результате госпитализации или посещения ЛПУ с целью лечения, а таже больничный персонал при осуществлении им деятельности…».Собственно госпитальная инфекция – это инфекционные заболевания, которые возникают во время или после стационарного лечения (у рожениц – мастит, у новорожденных - сепсис; поступил больной с пневмонией - заболел дизентерией, гепатитом). Инфекция может быть занесена как больными, так и персоналом, а также вынесена персоналом из больницы в свою семью. Чем дольше ребенок лечится в стационаре, тем больше вирусов проникает в его организм, что определяется по антителам в крови, и это увеличивает пребывание ребенка в стационаре в среднем на 14 дней.

Откуда берутся патогенные стафилококки в отделении? При обследовании обслуживающего персонала выявляются носители – 54% (в т.ч. медсестер - 54%, санитарок - 70%, врачей – 42%) , среди детей – 60%, в смывах с предметов больничной среды в палатах для новорожденных – 8%, в детском отделении – 12% и хирургическом – 14%.

Основные причины внутрибольничных инфекций:

А) Внутрибольничные причины:

  1. Неполная диагностика: поступление больного с одним диагнозом, при том что он уже болен другой инфекционной болезнью (грипп, ОРЗ).
  2. Неудовлетворительный медосмотр больных при поступлении (стафилококковые заболевания в роддоме при пропущенных гнойничках).
  3. Недостаточная изоляция больных, особенно ослабленных – контакты в общих палатах, коридорах, туалетах.
  4. Недостаточный контроль медперсонала за пациентами: у больного ОРЗ ребенка невыявленный понос и он заражает других.
  5. Неудовлетворительный внутрибольничный санитарно-противоэпидемический режим: в общих местах плохая дезинфекция, белья не кипятится, палат неудовлетворительно дезинфицируются после выписки рожениц; развертываются дополнительные койки в коридорах и непалатных помещениях (что запрещается).
  6. Плохая стерилизация шприцев и инструментария (положительная бензидиновая проба на скрытую кровь).

Б) Социальные причины:

  1. Внедрение ассортимента новых диагностических и лечебных манипуляций, увеличивающих число вмешательств медаппаратуры и препаратов внутрь организма.
  2. Расширение применения лекарственных средств, подавляющих иммунитет (иммунодепрессантов).
  3. Привыкание микроорганизмов к типовым антибиотикам, что определяет эволюцию микробов.
  4. Недостаточная социально-экономическая обеспеченность больниц: скопление в одном отделении с неизлечимыми болезнями пожилых или ослабленных пациентов, требующих не столько лечения, сколько ухода в социальном учреждении.

Проблема снижения внутрибольничных инфекций – дело не только младшего и среднего медперсонала, но и лечащего врача и работников санэпидслужбы, а также руководителей здравоохранения и властных структур.

Наши рекомендации