Экологическое управление. Виды и функции
Экологическое управление – организация взаимодействия управления элементов системы с целью обеспечения ее устойчивого функционирования и развития.
Виды управления:
- жесткое (субъект - объект);
- мягкое (опосредованное) (субъект – объект – объект);
- самоуправление ( субъект – субъект).
Функции экологического управления:
- самосохранения;
- самоподдержание;
- саморазвитие.
Система экологического управления – это совокупность элементов структур и функций в социальной и природной среде взаимодействие которых осуществляется с целью обеспечения экологически устойчивого развития общества.
2 Схема системы экологического управления
Система ЭУ 1. Управление природой
2. Управление природопользованием.
3. Управление охраной окруж-ей среды
1 2 3
1.1. Природа 1 (естественная природа); 1.1.1. Особо охраняемые природные территории; 1.1.2.. Управление популяцией.
1.2. Природа 2 (культурная природа );
1.3. Природа 3 (техносфера).
Правовое регулирование
Экономическое регулирование
Морально-этическое регулирование
3.1. Законодательная власть (федеральный, местный и субъекта)
Исполнительная власть
Судебная власть.
Проблемы экологического управления в России.
1. Проблема переходного периода в России.
2. Отсутствуют законодательство и нормы, связывающие формы экологического управления.
Формы ЭУ: общественное ЭУ, местное ЭУ, государственное ЭУ, ЭУ хозяйствующего субъекта, координационный экологический совет.
Соотношение понятий экологическое право (ЭП) и правовая экология (ПЭ).
ЭП – это совокупность источников права регулирующих общественно-экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и развития использования ОПС для настоящего и будущего поколения людей.
Правовая экология – это дисциплина (раздел социальной экологии) предметом исследования которой является источники ЭП и общественно-экологические отношения.
Основной задачей ПЭ – совершенствование системы Экологического права.(урегулирование)
5. Система экологического права.
СЭП |
ПЭ (теоретические основания) |
Субъекты ЭП |
Объекты ЭП |
Механизмы ЭП |
Источники ЭП |
234
Нормы Экологических отраслей права. |
Экологизированные нормы других отраслей права. |
- Государственное право (Конституция РФ)
Источники природно-ресурсного права (эксплуатация). |
Нормы природоохранительного права ( охрана) |
- Административное право (Кодекс о право-
нарушениях гл.7)
- Уголовное право (Уголовный кодексгл.26)
- Гражданское право ст.144.
- Закон об ООПС
- Закон об экологической экспертизе
Урегулирование – Закон об особо охраняемых природных территориях
по источникам
- Земельный кодекс.
- Закон о недрах. 3
- Водный кодекс.
2
Особо охраняемые природные объекты (территории биологической воды) |
Юридические лица |
Физические лица |
Экологические права граждан |
Интегрированые природные ресурсы |
Дифференцированные
природные ресурсы
4
Институты ЭП |
Нормы-гаранты |
- Конституционный Суд
Общественно- экологического отношения |
- Институт президентства.
- Система Арбитражных судов.
- Народный суд.
- Институт природы.
- МВД.
- Органы таможенного контроля.
Общественно-экологические
отношения
Природопользования Ресурс природоохранительные
Землепользование – Земельный ресурс – Охрана земельных ресурсов
Недропользование – Недра – Охрана недр
Водопользование – водный ресурс – Охрана водных ресурсов
Атмосфера – Атмосфера – Охранаатмосферы
Лесопользование – Лес – Охрана лесных ресурсов
Использования – Животный мир – Охрана Животного мира
объектов животного мира
6.Правовой метод охраны природы.
Функции правового метода охраны природы :
1. Определение объектов правовой охраны.
2. Установление обязанностей, мерпредупреждения и запретов.
3. Осуществление контроля.
4. Ответственность.
Экологическая ответственность (ЭО)– это экономико-правовой комплекс соединяющий в себе нормы и соответствующий им отношения по предупреждению и возмещению вреда природной среде.
ЭО призваны выполнять 3 функции.
1. Стимулирующая – побуждающая к охране и рациональному использованию.
2. Компенсационная – в случае причинения вреда и ущерба.
3. Превентивная – принятие активных действий к принуждению.
ЭО имеет две формы:
1. Экономическая (экономические санкции).
2. Юридическая (регулирование прав).
Экологическое правонарушение- это несогласованные с интересами охраны окружающей природной среды и нормами природоохранительного законодательства, действия причиняющие вред окружающей природной среде.
Экологическое преступление – это виновно-совершенные общественно-опасные деяния посягающие на установленный экологический правопорядок и запрещенная уголовным кодексом под угрозой наказания.
Административная ответственность. |
Предупреждение |
Штраф |
Изъятие или конфискация орудия промысла |
Изъятие и Конфискация незаконной добытой продукции |
Обязанность устранить причиненный вред |
Лишение прав на природопользование |
Приостановка либо прекращение деятельности. |
Изъятие-не всегда лишение этого средства (штраф).
Конфискация – навсегда (уничтожение и продажа).
Уголовная ответственность |
Штраф (100-700) МРОТ. |
Лишение (ограничения) свободы |
Взыскание суммы в размере з/платы либо иного дохода на срок до 7 месяцев |
Исправительные работы сроком до 2 лет. |
Лишение права заниматься определенную должность либо заниматься определенным видом деятельности на срок до 3 лет |
МРОТ – минимальный размер оплаты труда
Административная и уголовная действует в комплексе.
Экологические функции Правоохранительных органов.(6 представителей)
- Конституционный суд – обепечение соответствия конституции всех принимаемых нормативных актов и решений затрачивающих экологические интересы общества.
- Арбитражный суд (только для юрид. лиц.)
1. Возмещение вреда природной среде и вреда причиненного природной средой.
2. Разрешение управленческих споров.
3. Руководящее разъяснение по вопросам применения норм Экологического Права.
- Народный суд
1. Возмещение экологического вреда здоровью и имуществу граждан.
2. Рассмотрение уголовных дел по фактам экологического преступления.
3. Частные определения (по конкретным юридическим или физическим лицам)
4. Рассмотрение негаторных исков (требование восстановление в правах).
- Прокуратура (если нет природоохранной прокуратуры)
1. Протесты представленные по фактам экологических нарушений.
2. Возбуждение уголовных дел и административного производства.
3. Предъявление исков о возмещение вреда причиненного природной среде.
- МВД
1. Охранительно-контрольная функция.
2. Содействие природоохранительным органам.
3. Охранительно договорная деятельность.
- Органы таможенного контроля– экологический контроль за грузами перемещаемые через государственную границу.
Рациональное природопользование – это система деятельности, призванная обеспечивать экономное использование природных ресурсов и их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.
РЦ |
Изучение |
Охрана |
Освоение |
Преобразование |
Учет и оценка, прогноз развития . Разработка системы управления и использования |
Обеспечение качества Поддержание продуктивности (воспроизводства) |
Эффективность Комплексность и экономичность добычи и переработки |
Улучшение и оптимизация обогащение (количественное и качественное) |
Различные типы ресурсов окружающей природной среды