Контрольная работа №19. Правовые аспекты регуляции взаимодействия общества и природы

План

1. Концепция регуляции природы.

2. Регуляция природы и общества.

3. Задача регуляции социоприродного взаимодействия.

Методические указания

Концепция регуляции природы, по сути, глубоко отличается от идей покорения природы. Покорение природы предполагает управление ею со стороны разумного субъекта, а также подавление творческого эволюционного потенциала природы. Регуляция (регулирование) – это, прежде всего, внесение порядка и предсказуемости во взаимоотношении природы и общества. Она не только не исключает, но и предполагает раскрытие творческого потенциала как природы, так и общества. Регуляция призвана направить природную и социальную эволюцию к общей цели – бессмертию и воскрешению. Идее регуляции присущ и консервационистский оттенок.

Регуляция природы, общества и их взаимодействия может потребовать перевода привычных систем социального регулирования – политико-правовой, этической, традиционно-обычной и религиозной систем регулирования – на качественно новый уровень. Логико-математические модели социального регулирования могут быть применимы и к этой новой системе.

Задача регуляции социоприродного взаимодействия, должна включать в себя предотвращение вытеснения биосферы техносферой, формирование трансбиосферы и метабиосферы, гарантирующих сохранение нынешней биосферы, ее разнообразия. Мотивы постановки такой задачи и выбора такого пути развития – это вопрос внутреннего принятия, носящий религиозную окраску.

Контрольная работа № 20. Становление и сущность экологической психологии

План

1. Категориальный аппарат экологической психологии.

2. 4 элемента экологической психологии.

3. 3 критерия и 3 уровня понятий.

Методические указания

Категориальный аппарат экологической психологии — система понятий, в которых отражаются предмет, объект и основные задачи психологической науки об экологии, ее знания, методы и научные проблемы относительно такой реальности, которой является экологическое сознание. Категориальный аппарат экологической психологии, находится в стадии становления и разработки. Строится он на познавательных принципах теории отражения. Вполне естественно, что категории, законы и принципы психологической науки используются в этом процессе в качестве основополагающих. Вместе с тем, категориальный аппарат экологической психологии по содержанию, системно-логической организации, уровням познания и психосоциальной феноменологии должен обозначать новую область научного знания, где на первый план выступают проблемы экологии в своеобразной форме психического отражения человеком своей жизненной среды. Поэтому экологическая психология, как и другие науки, широко использует философские понятия, применяет терминологию медицины и педагогики, социологии, этики и эстетики, а вместе с тем создает собственную разветвленную сеть понятий и представлений типа "экологические натурнализации", "совметральные" и "совмиссийные" экодиспозиции, "экосентенции" и др.

Совершенно очевидно, что в таком важном деле, как разработка тезауруса и глоссария новой отрасли исследований, не обойтись без научных дискуссий, однако практика не ждет, а побуждает использовать "рабочие" варианты терминов в решении актуальных проблем экопсихологической действительности, в частности, тех, которые связаны с последствиями Чернобыльской катастрофы.

Бытовое сознание спонтанно породило понятие "чернобыльский синдром". И хотя это понятие собственно психологическое, специалисты психологи еще не осмыслили и не объяснили его достаточно полно. Требуют изучения и понятия "экологическое сознание", "экологическое мышление", которые широко употребляются в обыденной практике и в печати. Следует здесь отметить, что и сознание, и мышление, как и другие психологические явления, не преобразуются и не "перерождаются" в своем значении от сочетания их с термином экологическое в категории экологии, экономики или политики. Если обыденное сознание может устраивать реверсивность специальных понятий, что делает их расхожими, то экологическая психология никак не может удовлетвориться этим и пытается понять ту сущностную основу сознательной деятельности человека, благодаря которой она интенциирована экологическим смыслом.

Трудности создания и развития экологической психологии как новой отрасли психологической науки состоят прежде всего в формировании понятийного аппарата и концептуального ее строя. Это — фундамент любой науки, и создается он годами, десятилетиями, а возможно, и тысячелетиями. Издавна закладывался и понятийный фундамент экологической психологии. От древних мифов и легенд, сказок и былин, поговорок и притч доходят до нас представления экологического сознания наших предков.

Если внимательно всмотреться в исторические представления как в прообразы экопсихологических понятий, то можно выделить в них четыре существенных элемента:

1) ценности;

2) отношения;

3) правила или нормы организации отношений;

Наши рекомендации