Занятие № 3. Знакомство с систематикой и экологическими группами птиц
Цель:Знакомство обучающихся с многообразием птиц родного края.
Содержание
Многообразие птиц. Систематические группы птиц. Основные отряды птиц средней полосы России. Места обитания птиц. Приспособления птиц к местам обитания. Основные экологические группы птиц. План описания птицы.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся узнают:
· Признаки основных отрядов птиц и их представителей.
· Признаки основных экологических групп птиц и их представителей.
Обучающиеся научатся:
· Составлять характеристику птиц по предложенному плану.
Занятие № 4. Методы изучения птиц
Цель:Знакомство обучающихся с основными методами изучения птиц.
Содержание
Основные группы методик учёта птиц. Методика линейных трансектов (маршрутный учёт). Методика точечных учётов. Методика картирования территорий (площадочные учёты). Статистические методы обработки материала. Экскурсия в природу "Знакомимся с птицами".
Ожидаемые результаты
Обучающиеся узнают:
· Методик количественного учёта птиц: маршрутного учёта, учёта на точках, учёта на постоянной площадке.
· Общую схему организации исследования, включая подготовку к учётам, технику проведения учётов.
Обучающиеся научатся:
· Закладывать маршруты и площадки для учётов птиц.
· Вести записи и обрабатывать материал.
Занятие № 5. Определение птиц по внешнему виду
Цель:Знакомство обучающихся с методикой определения птиц с помощью атласа-определителя
Содержание
Признаки, необходимые для определения вида птицы: величина птицы, окраска оперения, манеры поведения, способ передвижения, особенности места обитания.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся узнают:
· Характерные признаки внешнего облика птиц, необходимые для определения вида.
· Правила пользования атласом-определителем птиц
Обучающиеся научатся:
· Определять птиц по внешнему облику
· Пользоваться атласами-определителями птиц
Занятие № 6. Определение птиц по голосам
Цель:Знакомство обучающихся с методикой определения птиц по голосам
Содержание
Голос как элемент определения птицы. Основная песня, позыв. Виды позывов: крики тревоги, ссоры, спаривания, призыва птенцов и других особей. Виды записи пения птиц.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся узнают:
· Особенности звуков, издаваемых птицами, их песни и позывы.
Обучающиеся научатся:
· Различать голоса птиц
· Пользоваться электронным приложением голосов птиц
· Определять виды птиц по издаваемым ими звукам
Занятие № 7-10. Изучение видового состава местной орнитофауны.
Количественный учёт птиц
Цель: Проведение полевых исследований по изучению видового и количественного состава орнитофауны разных местообитаний.
Содержание
Биотоп. Характеристика биотопа. Видовой и количественный состав орнитофауны. Доминирующий вид. Карта учёта видового и количественного состава орнитофауны.
Ожидаемые результаты
· Обучающиеся получат данные, характеризующие видовой состав и численность певчих птиц разных местообитаний
Занятие 11. Контроль знаний и умений
Цель:Выявление уровня сформированности знаний и навыков обучающихся.
Содержание
Проведение итогового тестирования (Приложение 1).
Занятие 12. Подведение итогов
Цель:Подведение итогов работы "Школы юного орнитолога".
Содержание
Обсуждение достигнутых результатов. Проведение социологического опроса среди участников школы и лагеря. Вручение сертификатов.
III. Организационный раздел
Примерное тематическое планирование(Приложение 2)
Календарно-тематическое планирование учебного материала (Приложение 3)
Система условий реализации программы
Материально-технические и природные условия
"Школа юного орнитолога" работает на базе МБОУ СШ №58 и бывшего Арзамасского дендрария.
Для проведения полевых исследований имеются бинокли, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, планшеты. Теоретические и практические занятия проводятся классе. Проведение таких занятий обеспечено ноутбуками, мультимедийным проектором и экраном, принтером, сканером, программными инструментами, электронными наглядными пособиями. Имеется библиотека учебной и научно-популярной литературы.
Социальные партнеры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №58. Нижегородское отделение Союза охраны птиц России.
Итоговый зачёт(Приложение 1)
Теоретическая часть
Выберите один правильный ответ
Задание 1
Как называется наука, изучающая птиц?
А. Зоология Б. Экология В. Орнитология Г. Биология
Задание 2
Бёрдвотчинг – это
А. Наблюдение за птицами В. Кольцевание птиц
Б. Охрана птиц Г. Учёт численности птиц
Задание 3
К птицам лугов и полей относится
А. Жаворонок Б. Дятел В. Лебедь Г. Синица
Задание 4
К ночным хищным птицам относится
А. Ястреб Б. Коршун В. Сова Г. Орёл
Задание 5
Какой метод используется для получения приблизительных данных о численности птиц в разных биотопах?
А. Метод линейных трансектовВ. Метод точечных учётов
Б. Метод картирования территорий Г. Метод площадочного учёта
Задание 6
В какое время суток нужно проводить учёт птиц?
А. В полдень Б. Вечером В. Ночью Г. Ранним утром
Задание 7
В какую погоду проводят учёт птиц?
А. В ветреную В. В дождливую
Б. В безветренную и без дождя Г. В любую погоду
Задание 8
Какой учёный разработал программы «полевой экологии» для детей
А.Формозов А.Н. Б. Боголюбов А.С. В. Вернадский В.И. Г. Вавилов Н.И.
Практическая часть
Определите птиц по внешнему виду
Задание
А. Ворона Б. Грач В. Сорока Г. Галка
Задание 10
А. Пеночка Б. Варакушка В.Воробей Г. Соловей
Задание 11
А. Ласточка Б. Зяблик В. Дрозд Г. Трясогузка
Задание 12
А. Иволга Б. Королёк В. Соловей Г. Щегол
Задание 13
А. Дятел Б. Кукушка В. Овсянка Г. Зарянка
Примерное тематическое планирование(Приложение 2)
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе | ||||
теория | практика | экскурсии | контроль | семинар | |||
Введение | |||||||
Как наблюдать за птицами или как стать хорошим бердвотчером. Птицы рядом с нами | |||||||
Знакомство с систематикой и экологическими группами птиц | |||||||
Методы изучения птиц | |||||||
Определение птиц по внешнему виду | |||||||
Определение птиц по голосам | |||||||
7-8 | Изучение видового состава местной орнитофауны | ||||||
9-10 | Количественный учёт птиц | ||||||
Контроль знаний и умений | |||||||
Подведение итогов. Дерево ожиданий | |||||||
Всего часов |
Календарно-тематическое планирование учебного материала(Приложение 3)
№ | Дата | Время | Мероприятие | Форма проведения |
10-00 | Введение. Знакомство с планом и режимом работы школы и расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности. Дерево ожиданий | Организационное собрание | ||
10-00 | Как наблюдать за птицами или как стать хорошим бердвотчером. Птицы рядом с нами | Лекция Экскурсия | ||
10-00 | Знакомство с систематикой и экологическими группами птиц | Лекция | ||
10-00 | Методы изучения птиц | Лекция Экскурсия | ||
10-00 | Определение птиц по внешнему виду | Лекция Работа с электронным определителем | ||
10-00 | Определение птиц по голосам | Лекция Работа с электронным определителем Экскурсия | ||
6-30 | Изучение видового состава местной орнитофауны. Составление отчёта | Полевые исследования | ||
6-30 | Изучение видового состава местной орнитофауны. Составление отчёта | Полевые исследования | ||
6-30 | Количественный учёт птиц. Составление отчёта | Полевые исследования | ||
6-30 | Количественный учёт птиц. Составление отчёта | Полевые исследования | ||
10-00 | Контроль знаний и умений | Тестирование | ||
10-00 | Подведение итогов | Семинар |
Заключение.
Птицы населяют все экосистемы земного шара, включая внутренние части Антарктиды. Согласно данным Международного союза орнитологов, на август 2017 года науке известно 10 694 вида ныне живущих птиц (20 074 подвида), а также 158 видов, вымерших в современное историческое время. Это привлекает немалый интерес к ним со стороны человека. В рамках экологизации населения проводятся различные мероприятия, направленные на изучение и сохранение фауны птиц. Школьный курс биологии предполагает изучение данной темы только в 7 классе, поэтому необходимо вовлекать школьников в мир пернатых. На внеклассных мероприятиях дети смогут вспомнить и систематизировать ранее полученные знания о птицах, а кружок поможет юным орнитологам узнать о пернатых от и до.
Список литературы.
1. Авданин В.О., Калашникова О.А. Методические рекомендации для учителей для вовлечения учащихся в массовую орнитологию. – М: Клуб «Птицы и люди», 2007 г. – 26 с.
2. Бабенко В.Г., Кузнецов А.А. Береги природу!:Птицы Красной книги СССР. – М.:Педагогика,2006 г. – 110 с.
3. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю., Денисов Д.А., Одрова Л.Н. Ключевые орнитологические территории Нижегородской области. Методическое пособие. – Н.Новгород: Экоцентр "Дронт", 2014.– 356 с.
4. Баянов М.Г., Маматов А.Ф. Птицы Южного Урала. – Уфа: Китап, 2009. – 376 с.
5. Бёме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. – М.: «Лесная промышленность», 2007.– 234 с.
6. Бёме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств. Полевой определитель. М.: "Просвещение", 2003.– 312 с.
7. Боголюбов А.С. Изучение численности птиц различными методами. Методическое пособие. – М.: Экосистема, 2002. – 25с.
8. Жердев Э.С. Пернатая радуга. Справочное пособие. М: «Лесная промышленность», 2002.– 199 с.
9. Жидкин В.И. Экологический практикум: Учебное пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та,, 2001.– 256 с.
10. Ильичев В.Д. Экология и управление поведением птиц. – М.: Знание, 2008 г. – 64 с.
11. Ильичев В.Д. Управление поведением птиц. М.: Наука,2004. – 303с.
12. Ильичев В.Д., Карташев Н.Н., Шилов И.А.: Общая орнитология. – М.: Высшая школа, 1982 г. – 464 с.
13. Исследовательская деятельность школьников в экологическом лагере. Методическое пособие (авторы-составители - О.А. Некипелова, Н.Ю. Киселёва). - Н. Новгород: Поволжье, 2015.– 348 с.
14. Кайгородов Д. Наши птицы. М: АСТ, 2001. – 330 с.
15. Маматов А.Ф. и др. Птицы городов Среднего Поволжья и Предуралья. Казань: Мастер Лайн, 2001.– 258 с.
16. Маматов А.Ф. Чайки и крачки Башкортостана: справочное пособие для охотников. – Уфа:РИО БашГУ,2003 г. – 46 с.
17. Маматов А.Ф. Водоплавающая дичь Башкортостана: Справочное пособие для охотников. – Уфа.:РИОБашГУ, 2003г.– 53 с.
18. Маматов А.Ф. Птицы всякие нужны, птицы всякие важны.//Табигат. – 2000 г. – №6.–с.4.
19. Лернер. Г.И. Уроки биологии. Животные. Тесты, вопросы, задачи., 7-8 классы. Учебное пособие. М.: Эксмо, 2005.–528с.
20. Карякин И. В. Методические рекомендации по учету пернатых хищников и обработке учетных данных.//Орнитофауна и изменение среды. Новосибирск: Манускрипт, 2000.–с.32.
21. Красная книга РБ т. 3 Животные/под ред. М.Г.Баянова/ Уфа:Башкортостан, 2004. – 180 с.
22. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2006. – 302 с.
23. Никишов A.M. и др. Внеклассная работа по биологии. - М.: Просвещение, 2007.– 167 с.
24. Певичие птицы. Первое издание/пер. В.Фельдмана, под.ред. Г.С.Матвеевой, В.А.Лобачева и Г.М.Рыхтаржиковой/Изд-во Артия, Прага,2006г. –316 с.
25. Рахилин В.К. Орнитогеография России. – М:Полиграфия,1997 г. – 253 с
26. Рябицев В.К. Хищные птицы. Екатеринбург: Изд-во Уральский Унив-т, 2000. –457 с.
27. Фадеева Г.А. Международные экологические конференции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления./авт.-сост. Г.А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 123 с.