Предпочтение корма на кормушках наиболее посещаемыми птицами

Корм Ворон Синица большая Воробей полевой Дятел большой пестрый Сорока
Сало + +   + +
Сухофрукты +     +  
Просо в кожуре     +   +
Овес   + +   +
Подсолнечник + + +    
Семена арбуза   +   +  
Яйцо куриное + +     +

Синица оказалась самой всеядной птицей, на втором месте сорока, за ней – ворон, а затем воробей и дятел.

В целом наиболее часто встречающиеся виды птиц на данной территории можно представить в табл.2.

Таблица 2.

Перечень наиболее часто встречающихся птиц на территории бывшего Арзамасского дендрария.

Отряд Семейство Род Вид
Воробьинообразные Синицевые Синицы Синица большая
Воробьинообразные Синицевые Гаички Буроголовая гаичка
Воробьинообразные Синицевые Длиннохвостые синицы Длиннохвостая синица
Воробьинообразные Синицевые Лазоревки Лазоревка
Воробьинообразные Врановые Вороны Обыкновенный ворон
Воробьинообразные Врановые Сороки Сорока
Воробьинообразные Врановые Вороны Серые вороны
Воробьинообразные Врановые Вороны Грач
Воробьинообразные Врановые Сойки Сойка
Воробьинообразные Воробьиные Настоящие воробьи Воробей полевой
Воробьинообразные Воробьиные Настоящие воробьи Домовый воробей
Совообразные Совиные Неясыти Серая неясыть
Дятлообразные Дятловые Пестрые дятлы Большой пестрый дятел
Дятлообразные Дятловые Трехпалые дятлы Малый пестрый дятел
Дятлообразные Дятловые Зеленые дятлы Зеленый дятел
Дятлообразные Дятловые Желны Желна
Воробьинообразные Вьюрковые Зяблики Зяблик
Воробьинообразные Мухоловковые Соловьи Соловей обыкновенный
Воробьинообразные Иволговые Иволги Обыкновенная иволга
Воробьинообразные Мухоловковые Зарянки Зарянка
Воробьинообразные Дроздовые Дрозды Певчий дрозд
Воробьинообразные Дроздовые Дрозды Рябинник
Воробьинообразные Мухоловковые Настоящие мухоловки Мухоловка серая
Воробьинообразные Мухоловковые Пестрые мухоловки Мухоловка-пеструшка
Воробьинообразные Пеночковые Пеночки Пеночка-трещотка
Воробьинообразные Пеночковые Пеночки Зеленая пеночка
Воробьинообразные Пеночковые Пеночки Пеночка-теньковка
Воробьинообразные Врановые Галки Галка


Глава III. Методические рекомендации по использованию материала в школьном курсе биологии.

1.1 Разработка внеклассного мероприятия «Птицы наши друзья»

Тема: Птицы – наши друзья.

Цель мероприятия

- формирование познавательного кругозора у учащихся, углубление предметных знаний.

Задачи:

Познавательные:

- закрепить и углубить знания, полученные на уроках биологии о происхождении птиц, и особенностях некоторых представителей класса Птицы.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, быстроту мышления, навыки принятия

правильных решений, работая в команде.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в группе, навыки сотрудничества, адекватной

само – и взаимооценки, ответственного отношения к выполняемой работе.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,

карточки с заданиями.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть.

Учитель:Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Кстати, а вы знаете что у птиц тоже есть праздники? Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. А 12 ноября –Синичкин день.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок так или иначе связано с пернатыми.

Ранее в школе вы изучали представителей данного класса. Мне хотелось бы более подробно обсудить с вами их происхождение. Скажите, кто считается предком сегодняшних птиц? (Археоптерикс) Правильно! На сегодняшнее время, это один из распространенных ответов. Однако, есть и другие гипотезы относительно того, кто же все таки является первым предком птиц.

2. Основная часть.

Просмотр видео.

3. Заключительная часть.

А сейчас я хочу предложить вам вспомнить некоторых представителей класса Птицы. Для этого вам нужно разделиться на 2 команды.

(Дети делятся на 2 команды, придумывают название)

1 задание на карточках «8 птиц»

В тексте затаилось 8 птиц, отыщите их название.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

Ворона (2 слайд), сорока (3 слайд), щегол (4 слайд), сойка (5 слайд), сокол (6 слайд), чекан (7 слайд), клест (8 слайд), чечетка (9 слайд).

2 задание “Заморочки из бочки”

Правильный ответ оценивается в 3 балла.

Вопросы:

1. Эти птицы могут часами стоять на одной ноге, не чувствуя усталости, так как в их колене есть специальный запирающийся сустав, который срабатывает как только птица встает на одну ногу. Он как бы фиксирует ногу в таком положении, позволяя расслабить отдельные мышцы. Причем стоит птица и на одной ноге очень устойчиво. (Аист)(10-11 слайд)

2. Первые упоминания об этих птицах относятся к летописям времен А. Македонского. Воины этого полководца, возвращаясь, домой привозили с собой ручных птиц, обученных произношению определенных слов и фраз. Такие птицы стоили баснословно и считались священными. (Попугаи)(12-13 слайд)

3. О том, что гуси Рим спасли, знают все школьники, изучавшие древнюю историю. Когда галлы пытались напасть на римскую крепость ночью, гуси подняли крик. Римляне проснулись и отразили нападение врагов. Как объяснить поведение гусей? (Громкими криками гусь предупреждает своих собратьев об опасности.)(14-15 слайд)

4. Название этой птицы означает "пламя". Взлет стаи этих птиц, когда они все разом раскрывают крылья, похож на закат солнца. Розовый цвет птицы обусловлен пигментом астаксантином. В неволе, где птицы не могут кормиться привычной им едой, они быстро теряют свой великолепный розовый цвет. (Фламинго)(16-17 слайд)

5.Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали её, другие проклинали. Китайцы считали её символом благосостояния, полинезийцы – ночным, злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова)(18-19 слайд)

Это сова. Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – всё тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нежадно, пока за них не заступилась наука. Сова – это единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперёд, и в тоже время, не поворачивая корпус, она может смотреть и в бок и даже назад – голова совы поворачивается на 1800. Бесшумный полёт объясняется устройством её оперения.

6.Послушайте легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрёщивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Что это за птица? (Клест)(20-21слайд)

Клюв у клестов крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных. Сосновые и еловые семена содержат много смолистого вещества. Оно накапливается в организме птицы и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это не вредит, а после смерти тело сохраняется в неизменном виде довольно надолго – иногда до 15 лет.

7.В одном из самых распространенных преданий говориться об этой птице, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Её слёзы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют её бедной вдовушкой, а каково же настоящее её имя? (Кукушка)(22-23 слайд)

Это кукушка. В то время как птицы, выбиваясь из сил, выкармливают своих птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнёзда и ни горя, ни забот не знает. Птицы не замечают, что в их гнездах появилось чужое яйцо. Но это ещё полбеды – главное кукушонок выкидывает из гнезда птенцов законных хозяев. И все-таки кукушка полезна своим аппетитом. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Среди гусениц есть и ядовитые, которых другие птицы не едят, а кукушки поедает их.

8.Это самая красивая и крупная птица из куриных. Впервые Александр Великий увидел птиц во время своего похода в Индию. Тогда птица не сильно была распространена в Европе. Корабли царя Соломона вместе с другими драгоценностями и пряностями во время поездок в Офир привозили и этих птиц. На Самосе эту птицу держали в Храме Юноны и изображали на монетах, эта птица считалась украшением дворцов и парков богатых людей. Что это за птица? (Это павлин). Оперение этой птицы очень необычное и красивое. Голова, шея и часть груди пурпурно-фиолетового цвета, спина – зелёного цвета, крылья белые с поперечными полосами, хвост украшен великолепными пятнами в виде глазков. (24-25 слайд)

9.А вот ещё одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни. У неё необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспособленные для ходьбы ноги, а главное огромный рот. По вечерам эта птица часто вьётся над стадами прямо у самого вымени коз и коров. В Испании её зовут обманщиком пастухов. Как же зовут эту птицу?(Это козодой). Сейчас уже мало кто верит, что эта птица доит коз. Но имя, данное козодою когда-то, осталось. Козодой птица ночная, вьётся она возле коз, чтобы ловить насекомых. А огромный клюв им нужен для охоты на крупных ночных жуков и бабочек. Днём же козодой вообще не летает. Просто сидит на ветке в тени или на земле. (26-27 слайд)

10.Эта птица искусный певец. Поёт, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старших, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поёт хуже. Начинает петь по народной примете «когда напьётся из берёзового листка». Благодаря стихам, песням, легендам многие представляют себе эту птицу чем-то вроде жар-птицы. Однако эта птичка невзрачная. Птаха с большими темными умными глазками и длинными тонкими ногами. Что это за птица?(Это соловей).Петь соловей начинает, когда у берёзы будут такие листочки ,что в них уместятся капли росы. Поет соловей месяца полтора до тех пор, пока не появятся птенцы, певцу тогда не до пения. (28-29 слайд)

А теперь, давайте сыграем в «Свою игру». Для этого Вам нужно разделиться на две команды и придумать название для своей команды. (Приложение 2)

1.2 Разработка рабочей программы кружка «Школа юного орнитолога»

Введение

Птицы - одно из самых заметных и ярких проявлений жизни на Земле. Они являются замечательным объектом для изучения, для развития наблюдательности, выносливости, воспитания эстетических чувств и т. д.

Орнитология - самая "удобная" из зоологических наук для занятий юных любителей природы. Данная программа даёт возможность подготовить поколение любителей, которые, не будучи профессиональными орнитологами, найдут себе дело для души - смогут не только путешествовать, наблюдая и определяя птиц, но также научатся проводить учёты их численности, заниматься фотоохотой, научатся проводить массовые акции, пропагандирующие защиту родной природы. А птицы будут проводниками в мир знаний и увлечений.

Программа дополнительного образования "Школа юного орнитолога", содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевойраздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы дополнительного образования "Школа юного орнитолога". Целевой раздел включает:

· пояснительную записку;

· планируемые результаты;

· систему оценки достижения планируемых результатов.

Содержательныйраздел определяет общее содержание программы.

Организационныйраздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов программы. Организационный раздел включает:

· примерный тематический план;

· систему условий реализации программы.

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Целями реализации программы является создание условий для организации профильного экологического обучения, развития личности обучающихся в процессе исследовательской деятельности.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

Образовательные:

· дать знания учащимся о видовом многообразии и биологии птиц родного края и России в целом;

· научить определять птиц в природе по внешнему виду, голосу, полёту;

· дать знания о циклических явлениях в природе и жизни птиц в частности, познакомить с народным календарём природы;

· научить методам полевых зоологических исследований (составление фаунистических списков, учёты численности, кольцевание, фотографирование и регистрация наблюдений, обработка результатов, их публикация и т. д.), развить умения и навыки практической работы по изучению, привлечению, охране птиц и других животных;

· научить методам изучения отношения людей к различным группам и видам птиц;

· расширять и углублять знания учащихся по экологии, зоологии, краеведению и дисциплинам естественнонаучного цикла;

· знакомить с многообразием и сложностью локальных и общих экологических проблем, причинами их возникновения и путями решения;

· осуществлять сбор научных сведений о птицах родного края, о редких и исчезающих видах, их численности, особенностях биологии;

· обучать школьников основам жизнедеятельности в полевых условиях, оптимальному поведению в природе, работе с приборами и техническими устройствами.

Воспитательные:

· создать условия для развития мотивации личности к познанию, привить интерес к исследовательской работе;

· воспитать экологическое мировоззрение, ответственность за свои поступки и развить навыки экологически грамотного поведения в природе; выработать активную жизненную позицию по отношению к экологическим проблемам; прививать экологическую этику и эстетику;

· создать условия для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе, развития культуры межличностного общения на основе гуманистических принципов; воспитывать у подростков чувства дружбы, коллективизма, ответственности, гуманности, великодушия, доброжелательности, чуткости, духа романтики, культуры общения, умения мыслить аналитически и экологически;

· развить мотивы и интерес к самостоятельному труду и учёбе;

· укреплять здоровье и физическую выносливость, тренировать внимательность, поисковую активность и любознательность, привить навыки самообслуживания и сознательной дисциплины.

Развивающие:

· создать условия для развития творческого потенциала ребенка, выявления его способностей и закрепление его интереса к выбранной области знаний;

· создать условия для реализации индивидуальных способностей учащихся;

· активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения и навыки исследовательской работы в природе;

· развивать наблюдательность и внимание;

· развивать коммуникабельность детей;

· вовлечь их в деятельность по решению локальных экологических проблем.

Содержание программы предназначено для учащихся 6-11 классов, увлекающихся экологией, орнитологией и биологией.

Программа рассчитана на 12 занятий (по 3 ч., всего - 36 ч.), в которых предусмотрено сочетание теории и практики.

Построение программы базируется на знаниях и умениях школьников, полученных на уроках биологии, географии, экологии, математики. Программой предусмотрены теоретические и практические виды занятий. Школьники научатся самостоятельно исследовать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы, а также оформлять результаты исследований в виде схем, диаграмм, таблиц.

Основные направления деятельности и планируемые результаты

Наши рекомендации