Экологическая экспертиза (ЭЭ)
Общественная экспертиза
Кроме государственной экологической экспертизы, все большее значение стала приобретать общественная экологическая экспертиза двух видов.Мервый вид - это общественная экспертиза
стихийно организовавшихся разных социальных слоев населения, проживающего преимущественно в одном per ионе или городе. Люди испытывают непосредственно на себе негативные влияния производств, загрязняющих окружающую среду (химические загрязнения, шум, вибрация, электромагнитные поля и т.д.), и других дискомфортных объектов.
Общественная экспертиза стихийно организовавшихся разных социальных слоев населения приносит пользу тем, что выявляет общественное мнение по тем или иным проблемам, связанным с негативным воздействием промышленных производств и других объектов на здоровье населения. Но часто в период прове-дения экологической экспертизы эти стихийно организовавшиесяг руппы осложняют взаимоотношения экспертов-профессионалов с проектировщиками. Иногда решения стихийной общественной экспертизы носят местнический характер, не учитывают государственное значение проектаДОругой вид общественной экспертизы заключается в том, что во инициативе отдельных граж-дан, общественных организаций местные исполнительные власти организовывают параллельно или вслед за проведенной ранее экспертизой общественную, с привлечением профессионалов. Однако решения таких экспертиз носят обычно рекомендательный характер.
После проведения общественных слушаний заказчик корректирует решения по осуществлению намечаемой деятельности. Кор« рсктировка проходит в два этапа. Первый этап осуществляется непосредственно в ходе слушаний в виде эскизных изменений в пред» лагаемом варианте проекта и является одним из важных средств переговорного процесса и вовлечения общественности в перегово. ры, а второй происходит уже после слушаний и представляет собой оформление разработчиком решений по объекту найденных взаимоприемлемых предложений в соответствии с проектными нормами и правилами.
Заключительным шагом заказчика является принятие окончательного решения о возможности и целесообразности осуществления намечаемой им деятельности на конкретной территории. Либо он, понимая, что дальнейшее движение связано с за-тратами и усилиями, которые могут сделать его проект нерентабельным, отказы-вается от своих планов, либо, отдавая себе отчет во всех плюсах и минусах достигнутого соглашения, он приступает к реализации проектного замысла. Что означает при этом выражение «достигнутое соглашение»? Ведь это пока что никем не подписанные проекты документов. Вопрос взаимных гарантий здесь очень важен, но решается он на самом деле достаточно просто. Заказчик деятельности, приняв для себя принципиальное решение о ее реализации в данном месте, должен превратить эти проекты в оформленные и подписанные соответствующими инстанциями документы, и это исключительно его прерогатива. При этом он может быть уверен в том, что на этапах непосредственной реализации не столкнется с чем-то неожиданным, что нарушит или даже разрушит его планы - все было оговорено и продумано заранее. Общественность же, имея на руках копии таких документов, получает фактически возможность гласного и юридически правомерного контроля действий заказчика по выполнению принятых им условий.
Экологический аудит (ЭА)
Термин «аудирование» означает ревизию, проверку.
Экологический аудит - это проверка предприятий, фирм, организаций с точки зрения их воздействия на окружающую среду. ЭА - это один из механизмов регулирования качества окружающей среды.
При проведении аудита не берутся пробы и не выполняются анализы, а используются материалы предприятия, его статистические данные. ЭА по своей сути близок^ ЭЭ. Главное отличие ЭА от ЭЭ в том, что ЭА не осуществляется на этапе планирования, а только в ходе процесса производства.
Функции ЭА:
1. Сбор информации о сбросах-выбросах загрязняющих веществ, удалении отходов и других процессах, вызывающих загрязнение окружающей среды.
2. Оценка этой информации с точки зрения соблюдения природоохранных нормативов.
3. Оказание помощи субъектам хозяйствования (независимо от форм собственности) в определении путей и способов уменьшения риска воздействия на окружающую среду.
Главная цель ЭА - выявление потенциального риска, связанного с производственной деятельностью; установление юридической ответственности за загрязнение окружающей среды; определение путей уменьшения воздействия на окружающую среду.
Экологический аудит позволяет своевременно выявить соответствующие пробелы предприятия и снизить его природоохранные расходы в будущем.
Экологическое аудирование может выполняться как экологическими
организациями (например, союз профессиональных экологов, инспекции и комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды), так и предпринимателями-экологами без образования юридического лица. Во всем мире на настоящее время существует мощная индустрия экологического аудита. Мы движемся по пути ее создания.
Виды экологического аудита. ЭА может быть внутренним и внешним.
Внутренний, или ведомственный проводится службами предприятия самостоя-тельно на добровольной основе. Если предприятие не в состоянии собственными силами" провести аудирование, заключается договор со сторонней организацией либо экологом-предпринимателем. Но в любом случае внутренний аудит подконтролен субъекту хозяйствования. Цель внутреннего аудита - обеспечение руководства предприятия информацией для принятия оптимальных решений по вопросам, связанным с природоохранной деятельностью. Перед внутренним аудитом ставится задача заблаговременно информировать руководство о любой потенциальной проблеме с тем, чтобы ее можно было решить до прибытия государственной инспекции.
Внешний ЭА - это независимая форма аудита, деятельность его неподконтрольна субъекту хозяйствования.Внутренний ЭА не может заменить внешний.
ЭА может быть обязательным или инициативным.
Обязательный ЭА проводится перед изменением форм собственности предприя-тий, перед инвестированием их, а также в др. случаях, установленных законодательством РБ.
Инициативный ЭА проводится по решению субъекта хозяйствования или соб-ственника.
Разные виды аудита имеют одну общую цель - выполнение природоохранного законодательства предприятиями, фирмами и организациями республики, гибкое управление охраной окружающей среды.
Задачи экологического аудита:
• аудирование состояния окружающей среды;
• проверка наличия, применения и эффективности систем защиты окружаю-щей среды;
• проверка на соответствие объектов природоохранного назначения стандартам, правилам и нормам;
• определение необходимых средств защиты окружающей среды и путей устранения (ослабления) вредного воздействия выбросов/сбросов;
• определение экономически выгодных для предприятия мероприятий по за-щите окружающей среды;
• вовлечение в процесс повышения экологичности производства рабочих и служащих предприятия.
Принципы внешнего экологического аудита:
непременная поддержка ЭА и реагирование на его результаты со стороны предприятия;
• независимость функций ЭА от ревизуемой деятельности объекта;
• хорошо подобранная команда аудиторов и высокая их квалификация (аудитом могут заниматься специалисты с высшим образованием и стажем работы не менее 5 лет);
• четко обозначенные цели, задачи, частота и денежные ресурсы проведения ЭА;
• адекватность процесса сбора, анализа и документирования результатов целям аудирования;
• наличие специальных процедур, обеспечивающих качественность, беспри-страстность, аккуратность и достоверность.
кой экспертизы и подготовке входящих в заключения выводов каждого участника эколого-экспертного процесса и комиссии в целом.
Экологическая сертификация
Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды, направленная на защиту интересов государства, общества и его граждан в сфере окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия.
Законодательной основой экологической сертификации в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Экологической сертификацией является деятельность по подтверждению соответ-ствия, осуществляемая органом по сертификации, аккредитованным в Системе ак-кредитации Республики Беларусь, объектов оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды.
Объектами экологической сертификации являются:
- система управления окружающей средой;
- продукция;
- компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды;
- оказание услуг в области охраны окружающей среды;
- иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь об охране окружающей среды принято решение об оценке соответствия.
Государственное регулирование в области экологической сертификации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Научно-методическое руководство по экологической сертификации в Республике Беларусь осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Экологическая сертификация систем управления окружающей средой проводится на соответствие международным стандартам ИСО серии 14000.
Экологическая сертификация услуг в области охраны окружающей среды проводится на соответствие требованиям СТБ 1803-2007.
Вопросы экологической сертификации регулируются Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 № 1982-XII и техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к порядку проведения сертификации различных объектов оценки соответствии.
По состоянию на 1 января 2011 года в Республике Беларусь общее количество предприятий, сертифицировавший систему управления окружающей средой на соответствие требованиям стандарта ИСО 14001, составляет 258, в том числе в 2010 - 39 предприятий.
Цель экологической сертификации — стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.
Для многих видов продукции экологический сертификат или знак является опреде-ляющим фактором их конкурентоспособности.
Под экологической сертификацией понимается деятельность третьей стороны (независимой) по подтверждению соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям. Экологическая сертификация осуществляется в следующих целях:
• контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• создание экологически справедливого рынка.
Нормальное функционирование рынка невозможно без информации о потребительских свойствах товара, она дает покупателю ответ на два главных вопроса:
• удовлетворяет ли товар его потребностям;
• в какой мере продавец может гарантировать качество товара и его стабильность, безопасность для здоровья населения и окружающей среды.
Система экологической сертификации вводится с целью обеспечения нормативно- технического и правового регулирования экологической безопасности. Она устанавливает требования экологической безопасности на производство, распределение и потребление продукции, процессов, работ и услуг и является неотъемлемой частью механизма
управления природопользованием. Основными задачами системы экологической сертификации являются:
• предупреждение неблагоприятного воздействия на условия жизнедеятельности человека и состояния окружающей среды факторов, связанных с процессом производства и применения продукции, утилизацией отходов и использованием природных ресурсов;
• обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства природно- ресурсного потенциала;
• защита потребителей от приобретения товаров опасных для жизни, здоровья и имущества или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду в процессе их использования;
• повышение конкурентоспособности отечественной продукции, содействие экс-порту.
Важное место в экологической сертификации отводится знаку соответствия. Этот знак указывает, что подвергнутый экосертификации объект соответствует предъявляемым к нему экологическим требованиям. Соответствие сертифицируемого объекта экологическим требованиям нормативных документов, используемых при экосертификации, подтверждается путем маркирования объекта знаком соответствия системы. Этим знаком маркируются объекты, прошедшие экологическую сертификацию и получившие экологический сертификат соответствия.
Экологический паспорт
Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести экологический паспорт предприятия. Под экологическим паспортом предприятия понимается документ, включающий данные по использованию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, ресурсов (природных и вторичных) и определению влияния производства на окружающую среду (из статьи 37 Закона).
Данные об используемых природных ресурсах, выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, обращении с отходами, а также об иных видах вредного воздействия на окружающую среду подлежат учету в экологическом паспорте предприятия и государственному статистическому учету в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (из статьи 71 Закона).
Кратко обобщая действующее законодательство, следует заключить, что экологический паспорт необходимо иметь и вести тем юридическим лицам (природопользователям), которые предоставляют хотя бы одну из форм государственной статистической отчетности в области использования природных ресурсов, обращения с отходами производства, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Экологическая экспертиза (ЭЭ)
Экологическая экспертиза - это комплексная оценка хозяйственного воздействия на окружающую среду.
Цель экологической экспертизы - снижение отрицательных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду.
Суть ЭЭ - экологическая экспертиза является механизмом управления, регулирования качества окружающей среды. Отличительная особенность этого механизма в том, что он начинает работать еще на стадии создания проекта На строительство или реконструкцию предприятия, любого хозяйственного или военного объекта. Таким образом, ЭЭ является инструментом государственной коррекции развития производительных сил путем организации контроля за соблюдением установленных природоохранных норм еще на стадии принятия решений. Это чрезвычайно важно для организации рационального природопользования.
Следует подчеркнуть, что в задачи ЭЭ не входит отбор проб, произведение замеров, выполнение научно-изыскательских работ. ЭЭ заключается в изучении и анализе уже готовых представленных материалов.
Осуществление государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в PБ.Проведение ГЭЭ возложено на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В системе Министерства функционирует Специализированная инспекция по ГЭЭ. В составе инспекции действуют три отдела; (1) по ЭЭ проектов мелиоративного и водохозяйственного строительства; (2) по ЭЭ проектов водоснабжения, канализации и охраны атмосферного воздуха; (3) по размещению народнохозяйственных объектов.
В структуре областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды также имеются отделы по ГЭЭ.
Проведение ГЭЭ в республике регламентируется Законом РБ «О государственной экологической экспертизе», который принят в 1993 г. Рассмотрим основные положения этого закона.
1. Задачи государственной экологической экспертизы:
• определение уровня экологической опасности, которая может возникнуть в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности в настоящем или будущем и прямо или косвенно оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения;
• оценка соответствия планируемой, проектируемой хозяйственной и иной дея-тельности требованиям природоохранного законодательства;
• определение достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране окружающей среды.
2. Место ЭЭ в принятии решений. ЭЭ является обязательным элементом процесса планирования, проектирования и принятия
решений о социально-экономическом развитии республики, осуществленияхозяй-ственной или иной деятельности на территории РБ.
Реализация проектов, которые подлежат ЭЭ, без положительного заключения ЭЭ запрещается и не подлежит финансированию.
3. Основные принципы
• приоритет охраны здоровья человека, сохранение экологического равновесия, генофонда и биологического многообразия животного и растительного мира;
• интегральная оценка социального, природоохранного, экономического и др. аспектов планируемой хозяйственной и иной деятельности;
• учет суммарного воздействия выброса в окружающую среду вредных ве-ществ и вредных физических воздействий в результате планируемой хозяйственной и иной деятельности;
• выполнение международных обязательств РБ.
4. Проведение ГЭЭ. ГЭЭ производят специализированные экспертные подразделения с участием в необходимых случаях других органов государственного контроля в области охраны окружающей среды, учитывая заключения общественной экологической экспертизы. В случае необходимости могут создаваться экспертные комиссии с привлечением в качестве внештатных экспертов специалистов различных отраслей народного хозяйства, проектных институтов, ВУЗов, общественных объединений.
5.Объекты ГЭЭ. Государственной экологической экспертизе подлежат:
• предплановая, предпроектная и проектная документация по хо-зяйственной и иной деятельности, которая может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду;
• проекты планов (программ), основных направлений, схем развития и размещения производительных сил и отраслей народного хозяйства;
• действующие предприятия, военные, научные и другие объекты независимо от форм собственности;
экологическое состояние отдельных местностей, регионов и населенных пунктов.
6. Порядок представления документации на ГЭЭ. До принятия решения о реализации планируемой хозяйственной или иной деятельности заказчик ГЭЭ представляет в специализированное экспертное подразделение системы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды документацию, которая характеризует уровень экологической опасности планируемой деятельности, содержит перечень необходимых природоохранных мероприятий, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), а также материалы согласования с органами территориального общественного самоуправления.
Специализированные экспертные подразделения и комиссии имеют право запрашивать и бесплатно получать от всех юридических и физических лиц, которые находятся на территории республики, информацию, необходимую для проведения ГЭЭ.
7.Сроки проведения ГЭЭ. Сроки проведения не должны превышать, как правило 2-х месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более, чем на три месяца.
8.Заключение ГЭЭ. По результатам ГЭЭ Министерство ПРиООС или его органы на местах выдают заключение, которое содержит оценку уровня экологической опасности планируемой хозяйственной или иной деятельности и выводы о целесообразности (нецелесообразности) ее реализации.
При выдаче отрицательного заключения могут определяться условия, при выполнении которых планируемая хозяйственная или иная деятельность возможна.
Контроль за выполнением заказчиком требований заключения ГЭЭ осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его органы на местах. В случае невыполнения заказчиком требований заключения ГЭЭ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды имеет право приостановить дальнейшие работы (проектирование, строительство, эксплуатацию), требовать от банков и организаций приостановить финансирование, а в случае необходимости передавать дела в суд.
9. Обжалование заключений ГЭЭ. Возможно обжалование в течение одного месяца со дня выдачи разрешения. Возможна и передача дела в хозяйственный суд.
10.Ответсвенность экспертов. Эксперты несут ответственность за:
• объективность оценки;
• соответствие заключения требованиям законодательства по охране окружающей среды, требованиям международных договоров, соглашений и конвенций;
• научную обоснованность заключения и соблюдение сроков рассмотрения документации.
11.Финансирование. Финансируется за счет средств государственного бюджета, проведение экспертизы на основе хоздоговоров с заказчиком экспертизы не допускается.
12.Ответственность заказчика экспептизы. Заказчик несет ответственностьза:
• умышленное представление неполной и недостаточной информации;
• невыполнение или некачественное выполнение необходимых научно- исследовательских и проектно-изыскательских работ для оценки воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды;
• уклонение от обсуждения с общественностью планируемой деятельности и сокрытие возможных негативных последствий;
• невыполнение условий, изложенных в заключении ЭЭ.
На основании закона об экологической экспертизе разработана и утверждены «Инструкция о порядке проведения Государственной экологической экспертизы, проектной документации в РБ», «Методические указания о составе и основных требованиях по обоснованию места размещения объектов хозяйственной и иной деятельности в РБ», а также другие нормативные документы.
Ежегодно специализированными экспертными подразделениями ПР и ООС РБ рассматривается около 45 проектных материалов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов хозяйственной деятельности. Из общего количества рассмотренной документации около З0% отклоняется в связи с недостаточной проработкой проектных решений по охране и рациональному использованию природных ресурсов. Чаще всего это касается проектов на строительство объектов теплоэнергетики и промышленных предприятий в крупных городах республики.
Эксперты Мирового банка оценили _закон РБ об экологической экспертизе как крупный шаг вперед.
«Закон о защите окружающей среды» установил возможность проведения общественной экологической экспертизы, но не определил ни процедуры ее проведения, ни взаимосвязь с государственной экспертизой. Закон об ЭЭ запрещает уклоняться от публичного обсуждения проектов, но опять же ничего не говорит о том, как должно проводиться публичное обсуждение.
О Второй недостаток закона связан с требованием подвергать как проекты, так и программы экологической экспертизе. Это может оказаться нереальным, учитывая ограниченную возможность осуществления на практике и отсутствие должного опыта реализации. Эксперты Мирового банка советуют сосредоточить усилия на рассмотрении конкретных проектов.
Основные принципы международной практики экологической экспертизы.Экологическая экспертиза Республики Беларусь отличается от международной практики ЭЭ. Согласно международном нормам, ЭЭ - это процесс, для реализации которого собирают группу экспертов из числа авторитетных специалистов в данной конкретной области, к которой относится рассматриваемый проект. Эксперты подвергают анализу материалы об оценке влияния реализуемого проекта на окружающую среду, и вырабатывают рекомендации в отношении мер по снижению степени этого влияния. Эта группа специалистов изучает представленную документацию и готовит краткий отчет (3-5 страниц) с описанием выводов и рекомендаций. ЭЭ должна осуществляться с участием общественности.
Принцип законности заключений экологической экспертизы состоит в том, что при планировании, проектировании деятельности заказчик (проектировщик) обязан учесть (выполнить, соблюсти) экологические требования, в том числе предусмотренные законодательством об охране окружающей среды и природопользовании.
Если в процессе проведения государственной экологической экспертизы данного объекта эксперты установлено, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта, другими словами, комиссия не вправе вынести положи-тельное заключение государственной экологической экспсргизы.
При оценке объекта экологической экспертизы и подготовке экспертного заклю-чения эксперт ы и экспертные комиссии должны руководствоваться не соображениями политической, экономической и иной целесообразности того или другого решения, вывода, закшочения, а соображениями научной обоснованности, объекгив-ноали законности выводов.
Принцип гласности, участия общественных организаций (отАдинсний), учета общественного мнения при проведении экологическойэксперт изы является проявлением демократизации экологического права и средством реализации права граждаТГнаблагоприятную окружающую среду. Данный принцип устанавливает обязанность субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе; участия общественных организаций (объединений); учета общественного мнения. Невыполнение этой обязанности считается правонарушением и основанием для привлечения виновных лип к отвагствен н ости.
Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересо-ванных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы адресован в основном участникампроведения государственной экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим.законодательством Республики Беларусь.
Сводное заключение (заключение) - это нормативный документ, имеющий следующую структуру:
1. Вводная часть. Состав экспертной комиссии, перечень представленных проектных материалов.
2. История вопроса (проекга).
3. Характеристика проекта и альтернативных вариантов.
4. Оценочная (аналитическая часть) по основным группам экспертной комиссии.
5. Результирующая часть - замечания и предложения.
6. Выводы.
Основные положения проекга Сводного заключения доводятся до сведения про-ектной организации. После заключительной корректировки и редактирования в ряде случаев созывается пленарное заседание экспертной комиссии, на котором председатель и руководители рабочих групп докладывают кратко итоги деятель-ности (выводыпПосле этого заключение подписывается председателем, заместителями, секретарями и всеми членами комиссии. Заключение по объекту экспертизы может быть либо положительным, либо отрицательным; если мнения экспертов в оценке проекта разошлись, то решает большинство. Эксперт, который, подписав Сводное заключение, не согласен с рядом выводов, имеет право
письменно высказать свое особое мнение с указанием причин несогласия, которое прилагается к итоговому документу.
Заключепие, подготовленное экспертной комиссией ГЭЭ, утверждается приказом МГ1Р и приобретает статус официального государственного документа" ГЭЭ, в котором также определен срок действия решения. Положительное заключение является одним из обязательных условий начала финансирования проекта (объекта) экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы может потерять юридическую силу в следующих случаях: '
• при недоработке проекта по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;
• при изменении условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды;
реализации проекта ГЭЭ с отступлением or документации или в случае внесения изменений в указанную документацию;
«.истечения срока действия положительного заключения;
Ј внесения изменений в проектную или иную документацию после получения положительного решения ГЭЭ;
• нарушения правовых норм проведения экспертизы и фальсификации фактов. <
Правовым последствием отрицательного заключения ГЭЭ является запрет реализации объекта ГЭЭ. Отрицательное заключение может быть двух видов: а) о недопустимости реализациипроекта ввиду несоблюдения требований экологической безопасности; б) о необходимости доработки представленных ма-териалов проекта по замечаниям и предложениям./В этом случае заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу -цри условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в Сводном заключении. Заключение государственной экологической эксперт изы может быть оспорено в судебном порядке.
Следует различать ошибки и просчеты в проектировании и ошибки экспертов и недостатки в самой процедуре экспертизы. Анализируя крупные проекты, отмстим их характерные просчеты и недостатки:
2. Чисто формальное рассмотрение разумных альтернатив основному проекту.
3. Рассмотрение природной среды по отдельным компонентам, а не как комплекс различных факторов во взаимосвязи и взаимообусловленности.
4. Отсутствие направленного анализа экологической ситуации и физико-географических условий в сфере возможного влияния промышленных объектов и инженерных сооружений.
5. Неполнота, низкое качество и даже недостоверность исход* ,ных данных, положенных в основу составления ОВОС.
6. Недостаточное информационно-картографическое обеспечение, отсутствие базовых крупномасштабных инженерно-геологических, геоморфологических и ландшафтных карт на ключевые участки; карт физико-географического районирования, т.е. не воспроизводилась полностью «физико-географическая арена» для строительства.
7. Слабая разработка ландшафтного и физико-географического прогноза; слабый учет региональной ландшафтной дифференциации даже в ОВОСах, составленныхфиэико-географами.
8. Нерешенная проблема нормирования состояния ландшафтов относительно удовлетворительно разработанной для атмосферы, водных объектов, меньше - для почвы и грунтов.
9. Слабая разработанность методики обоснования компенсп-ционных мероприятий за негативные эколог ические последствия, особенно в област и непроизводственных сфер.
10. Отсутствие четкого ранжирования отрицательных экологических эффектов.
11. Слабая проработка вопросов предупреждения возможных аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.
12. Некомплсксное решение вопросов утилизации отходов производства и захоронения неутилизированных остатков.
13. Слабое проведение оценок возможных изменений в природных условиях, в социальной обстановке в регионе и здоровье населения.
14. Планирование строительства и ввода природоохранных объектов, очистных сооружений после завершения строительства основных производственных сооружений.
Общественная экспертиза
Кроме государственной экологической экспертизы, все большее значение стала приобретать общественная экологическая экспертиза двух видов.Мервый вид - это общественная экспертиза
стихийно организовавшихся разных социальных слоев населения, проживающего преимущественно в одном per ионе или городе. Люди испытывают непосредственно на себе негативные влияния производств, загрязняющих окружающую среду (химические загрязнения, шум, вибрация, электромагнитные поля и т.д.), и других дискомфортных объектов.
Общественная экспертиза стихийно организовавшихся разных социальных слоев населения приносит пользу тем, что выявляет общественное мнение по тем или иным проблемам, связанным с негативным воздействием промышленных производств и других объектов на здоровье населения. Но часто в период прове-дения экологической экспертизы эти стихийно организовавшиесяг руппы осложняют взаимоотношения экспертов-профессионалов с проектировщиками. Иногда решения стихийной общественной экспертизы носят местнический характер, не учитывают государственное значение проектаДОругой вид общественной экспертизы заключается в том, что во инициативе отдельных граж-дан, общественных организаций местные исполнительные власти организовывают параллельно или вслед за проведенной ранее экспертизой общественную, с привлечением профессионалов. Однако решения таких экспертиз носят обычно рекомендательный характер.
После проведения общественных слушаний заказчик корректирует решения по осуществлению намечаемой деятельности. Кор« рсктировка проходит в два этапа. Первый этап осуществляется непосредственно в ходе слушаний в виде эскизных изменений в пред» лагаемом варианте проекта и является одним из важных средств переговорного процесса и вовлечения общественности в перегово. ры, а второй происходит уже после слушаний и представляет собой оформление разработчиком решений по объекту найденных взаимоприемлемых предложений в соответствии с проектными нормами и правилами.
Заключительным шагом заказчика является принятие окончательного решения о возможности и целесообразности осуществления намечаемой им деятельности на конкретной территории. Либо он, понимая, что дальнейшее движение связано с за-тратами и усилиями, которые могут сделать его проект нерентабельным, отказы-вается от своих планов, либо, отдавая себе отчет во всех плюсах и минусах достигнутого соглашения, он приступает к реализации проектного замысла. Что означает при этом выражение «достигнутое соглашение»? Ведь это пока что никем не подписанные проекты документов. Вопрос взаимных гарантий здесь очень важен, но решается он на самом деле достаточно просто. Заказчик деятельности, приняв для себя принципиальное решение о ее реализации в данном месте, должен превратить эти проекты в оформленные и подписанные соответствующими инстанциями документы, и это исключительно его прерогатива. При этом он может быть уверен в том, что на этапах непосредственной реализации не столкнется с чем-то неожиданным, что нарушит или даже разрушит его планы - все было оговорено и продумано заранее. Общественность же, имея на руках копии таких документов, получает фактически возможность гласного и юридически правомерного контроля действий заказчика по выполнению принятых им условий.