Потенциальные выгоды и проблемы развития туризма на ООПТ.
Однако для успешного развития экологического туризма на территории Российской Федерации необходимо решить ряд актуальных проблем. Рассмотрим данные проблемы более подробно.
1. Отсутствие расчета пропускной способности всех особо охраняемых территорий страны. Для введения экологического туризма без экологических последствий необходимо знать предел рекреационных нагрузок на охраняемую территорию. Так, в 1973 году сотрудником из Тебердинского заповедника Павлом Александровичем Утяковым было посчитано, что заповедник может «безболезненно» для экосистемы пропустить 400-500 тысяч человек в год. Наличие расчетов пропускной способности позволяет эффективно планировать и контролировать состояние охраняемой территории в долгосрочной перспективе [3].
2. Существенно сдерживает развитие туризма на ООПТ - низкая комфортность или полное отсутствие инфраструктуры. Для привлечения турпотока необходимы комфортные условия проживания, транспортная доступность, наличие оборудованных экотроп, организованных туристических маршрутов, наблюдательных вышек и прочих приспособлений, необходимых для «зеленого туризма» и пропаганды бережного отношения к природе.
3. Полное отсутствие или ограниченная информация о возможностях экологического туризма на особо охраняемых территориях. Информационные доски обязательно должны содержать списков видов растений и животных с комментариями, перечень редких и исчезающих видов. Ряд ООПТ располагает экоцентрами, но существующие программы экологического образования нередко ориентированы лишь на «узкоспециализированного туриста». Необходимо разработать такие программы, которые позволят «простому обывателю» познакомится с принципами бережного природопользования. Экологические тропы должны быть доступны для людей разной физической подготовки. Как показывает международная практика, успех экологического туризма также зависит от возможности посетителей получить адекватную информацию еще до начала поездки.
4. Как следствие проблемы № 3, туристский продукт не соответствует стандартам международного туристского рынка и направлен на очень узкий круг людей, чаще всего на ученых или лиц, путешествующих с рюкзаками и палатками. В результате такой немногочисленный сегмент не может принести доход особо охраняемой природной территории.
5. Сотрудники российских ООПТ не имеют должного опыта и знаний, необходимых для успешной организации туризма. Ведение коммерческой деятельности исторически не свойственно российским ООПТ, поэтому качество услуг и правильное ценообразование не соответствует рыночным представлениям. В результате, охраняемые природные территории не в состоянии предоставить туристам разнообразные платные услуги и, как следствие, их доходы от туризма значительно ниже, чем могли бы быть при рыночном ведении хозяйства.
Повысить спрос на экологический туризм на ООПТ возможно путем подготовки кадров, умеющих вести рыночные отношения. Наличие таких специалистов в штате ООПТ значительно бы позволило повысить качество экотуризма и удовлетворенность посетителей даже без изменения имеющейся инфраструктуры.
6. Недостаточно применяются маркетинговые рычаги продвижения. Так, большинство ООПТ не располагают рекламно-информационными материалами. Не имеют даже собственный сайт, а наличие англоязычного сайта позволило бы выйти на международный рынок экологического туризма. Наличие рекламных компаний позволило бы донести информацию о российских ООПТ, их потенциале, уникальности и возможностях их посещения.
Основной проблемой, затрудняющей развитие экологического туризма в ООПТ России, по мнению президента Ассоциации экологического туризма Н.В. Моралевой, является:
- отсутствие единых методов определения рекреационных нагрузок и мониторинга, а также четкого правового обеспечения рекреации в государственных природных заповедниках;
- отсутствие или низкая комфортность инфраструктуры: условия проживания, транспортные средства, организованные туристские маршруты, оборудованные экотропы, наблюдательные вышки и пр.;
- отсутствие подробной информации о районах проведения туров и эколого-познавательных программ, а также специализированной информации, такой, например, как списки видов растений и животных с комментариями, перечни редких и исчезающих видов и др.
- отсутствие маршрутов и программ, разработанных для разных категорий туристов, туристского продукта, соответствующего стандартам международного туристского рынка;
- отсутствие у персонала ООПТ опыта и знаний, необходимых для успешной организации туризма, особенно в области маркетинга, познавательных программ для разных категорий посетителей, ценообразования, обеспечения адекватного качества услуг;
- отсутствие достаточного разнообразия платных услуг, продукции и единых цивилизованных стандартов формирования цен на услуги, предоставляемые туристам;
- отсутствие качественных рекламно-информационных материалов и возможности выхода на международный рынок экотуризма;
- отсутствие механизмов, при которых часть финансовых поступлений от экотуризма направлялась бы на нужды местных жителей, а также недооценка необходимости участия местного населения в развитии экотуризма21.
Развитие экологического туризма является частью внутренних источников инвестиций, доход, получаемый от предоставления услуг туристам, является источником для создания и поддержания инфраструктуры, особенно в отдаленных регионах.
В современных социально-экономических условиях в России возможно эффективное развитие экологического туризма. Для этого необходимо в кратчайшие сроки разрешить существующие проблемы: максимально раскрыть потенциальные возможности развития доходного экологического туризма на ООПТ. Причем наиболее выгодным, с точки зрения экономики, является его развитие на региональном уровне. Охраняемые территории могут стать реальным источником новых рабочих мест и дополнительных доходов в местную (региональную) экономику. Экотуризм экономически помогает сохранению природы: охраняемые территории привлекают туристов, для обслуживания которых создаются рабочие места; природные ресурсы становятся рекреационными, их использование основывается на соблюдении экологических законов. Сохранять первозданную природу становится экономически прибыльно. Развитие экотуризма на охраняемых территориях содействует привлечению в регион инвестиций, что в свою очередь усиливает значимость охраняемых территорий среди местного населения, меняет его отношение к природоохранным проблемам.
Выгоды:
Экологический туризм может рассматриваться как важнейшая, носящая комплексный характер, точка роста местного населения. Среди них можно выделить:
- экономический аспект (как источник дохода для сельского населения в ситуации кризиса аграрного сектора и деградации сельских регионов);
- встраивание в новый динамично развивающийся сектор туриндустрии, предполагающий применение информационных технологий, современную организацию работы отрасли (производство и сбыт конкурентоспособного турпродукта);
- использование преимущественно неисчерпаемых ресурсов, прежде всего природного наследия.
экотуризм при грамотной организации способен принести существенный доход в государственный бюджет, а при условии успешного развития он может сыграть свою роль и в разрешении современного социально-экологического кризиса. Для нашей слабой экономики несколько миллиардов долларов, которые принесет экотуризм в государственную казну, – большие деньги, и Россия не вправе игнорировать такой источник денежных поступлений2.
Помимо этого, развитие экологического туризма в России поможет сделать следующее:
1) сохранить природную красоту уникальных территорий;
2) снизить прессинг на природную среду в целом;
3) повысить грамотность населения и других природопользователей в части эксплуатации природной среды, а также увеличить объем знаний у школьников и опыт общения с природой;
4) повысить эффективность деятельности госструктуры в области контроля и профилактики экологических правонарушений;
5) создать и систематически пополнять базы данных о состоянии природной среды, экологических нарушениях природопользователями3.
Сохранять первозданную природу становится экономически прибыльно. Экологический туризм призван реализовать среди населения принцип повышения природоохранного, экологического и культурного сознания, включающий экологическое просвещение, уважение обычаев и традиционного уклада местных сообществ, а также обмен опытом.