Потенциальные выгоды и возможные проблемы от туризма на ООПТ.
Рекреационное использование в России заповедников и заказников практически отсутствовало на протяжении всего периода существования особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Однако развитие экологического туризма в современной России - одно из наиболее перспективных направлений.
Потенциальные выгоды - охраняемые территории могут стать реальным источником новых рабочих мест и дополнительных доходов в местную (региональную) экономику. Экотуризм экономически помогает сохранению природы: охраняемые территории привлекают туристов, для обслуживания которых создаются рабочие места; природные ресурсы становятся рекреационными, их использование основывается на соблюдении экологических законов. Сохранять первозданную природу становится экономически прибыльно. Развитие экотуризма на охраняемых территориях содействует привлечению в регион инвестиций, что в свою очередь усиливает значимость охраняемых территорий среди местного населения, меняет его отношение к природоохранным проблемам.
Возможные проблемы развития туризма на ООПТ очевидны. Рост числа туристов, нерациональное использование природных ресурсов, строительство инфраструктуры влияют на окружающую среду как прямым, так и косвенным образом. Если прямое воздействие обусловлено непосредственным присутствием туристов и их деятельностью, то косвенное влиянием транспорта и инфраструктуры, без которых невозможно развитие туризма (что например приводит к приводит к уплотнению и эрозии почвы, угнетению травяного покрова, а затем и остальных ярусов растительности, к обеднению животного мира.)
Решающим фактором являются экологические ограничения. Таким образом, интересы туристов не должны вступать в противоречие с основными задачами ООПТ, а также должны соответствовать тому, что в ее пределах возможно и желательно предложить туристам.
22. Роль и координация государственного и частного секторов в реализации плана (программы) развития туризма на местном уровне
В настоящее время в условиях всемирного экономического кризиса туризм может и должен стать весомым фактором стабилизации всего социально- экономического процесса муниципальных образований и регионов, обеспечивая приток денежных средств, создавая рабочие места прежде всего для местного населения, стимулируя производство товаров и продуктов, строительство средств размещения, улучшая инфраструктуру и коммуникации.
В настоящий момент органы местного самоуправления всех уровней имеют право осуществлять полномочия по развитию туризма, а также имеют возможность использовать для этого соответствующие материальные и финансовые средства. Субъектами Российской Федерации с учетом положений федерального законодательства могут решаться такие важные вопросы, как развитие туристской индустрии, сохранение и развитие туристских ресурсов, поддержка социального туризма, поддержка туризма в целом, обеспечение безопасности туристов и другие. Кроме того, в целях более эффективного осуществления мероприятий по поддержке и развитию туризма, органы местного самоуправления всех уровней имеют возможность создавать соответствующие органы муниципального управления туристской сферой.
Федерации, являясь государственными образованиями в составе федерации, имеют полное право заниматься регулированием туристской индустрии на своих территориях. С принятием новых изменений в Законе сельские и городские поселения российских регионов также получили возможность заниматься туристской деятельностью, получать инвестиции и консолидировать средства.
Государственный сектор принимает участие в развитии туристской отрасли в порядке реализации своих функциональных обязанностей и полномочий. Он несет ответственность за результаты выполнения государственных и муниципальных программ и планов развития туризма, а также разделов отраслевых программ, связанных с туризмом.
Функции негосударственного регулирования в сфере туризма исполняют некоммерческие туристские организации (ассоциации, общественные организации и объединения, федерации, профессиональные клубы) деятельность которых направлена на создание условий, благоприятных для развития туристского бизнеса и туризма как социального явления.
Негосударственный сектор управления в сфере туризма выполняет задачу по созданию основ для внутренней самоорганизации в сфере туризма и усиления общественных стимулов, являющихся необходимым условием развития туристской отрасли в целом.
Государство и муниципальные образования сотрудничают с негосударственным сектором управления в сфере туризма и оказывают поддержку его деятельности через размещения государственных и муниципальных заказов на выполнение задач по программам и планам развития туризма