Сегментация посетителей ООПТ

После того, как определили, что могут предложить туристам охраняемая территория и местное сообщество, необходимо выяснить, какие категории туристов являются вероятны­ми участниками предлагаемых программ. Интересы выбранных категорий посетителей не должны вступать в противоречие с задачами охраняемой территории и местных сообществ, а также должны соответствовать тому, что они могут и готовы предложить туристам.

Результатом уделения недостаточного внимания этим вопросам могут оказаться недоволь­ные посетители, которые не приедут вновь, отсутствие посетителей как таковых (несмотря на немалые средства, вложенные в рекламу) или недоброжелательное отношение местных жите­лей к развитию туризма, подрывающего их традиционный образ жизни и/или не обеспечиваю­щего никаких преимуществ на местах.

Современная стратегия маркетинга рекомендует

• проводить анализ и планирование, чтобы предлагаемая продукция/сервис совпадали с нуждами потребителя;

• фокусировать рекламную деятельность на тех людях, которые с большей вероятностью приобретут вашу продукцию, нежели на массового «неспецифического» клиента;

• развивать методы маркетинга, которые оптимальны для выполнения конкретных задач. Следуя этой концепции, вы не только обеспечите своих клиентов лучшей продукцией, но так­же избежите потери ценного времени и денег на развитие и продвижение невостребованного продукта или сервиса.

Что нужно сделать для выявления целевых категорий посетителей (или, иными слова­ми, определения потенциального сегмента рынка)?

Прежде всего, необходимо оценить текущую ситуацию. Создайте систему сбора статистических данных о ваших посетите­лях. Она должна включать не только количественные характеристики, но также демографиче­ские сведения. Запланируйте серию исследований посетителей (например, регулярное анкети­рование, включая такие вопросы, как: Что Вам понравилось и не понравилось в национальном парке? Откуда Вы узнали о парке? И т.д.).

Например, спектр возможных категорий посетителей ООПТ может выглядеть так:

Высокоспециализированные:

• Ученые различного профиля

· участники научных туров

• Студенты

«Увлеченные» (организованные туристы, целенаправленно приезжающие для путешествия по природным территориям с познавательными целями или желающие оказать практическую помощь):

• Любители природы (участники «классических» познавательных экотуров)

• Наблюдатели птиц (birdwatchers)

• Любители ботаники, зоологии (или интересующиеся какой-либо определенной группой растений или животных—например, грибами), участники обществ любителей природы и т.п.

• Любители археологии, участники культурно-этнографических туров

• Волонтеры

Основной поток (организованные туристы, приезжающие целенаправленно на охра­няемые территории, но «интересующиеся природой от случая к случаю»:

· яПаломники

• Любители «стационарного» отдыха в условиях дикой природы (здесь можно выделить не­сколько групп в зависимости от специфики их потребностей относительно характера де­ятельности и комфортабельности условий проживания — например, молодежные группы, семьи,бизнесмены, и др.)

• Любители активного отдыха, участники приключенческих туров:

пеших или горных

• сплавов на байдарках и катамаранах,

• конных,

• велосипедных,

• лыжных и др.

• Любители рыбной ловли

• Местные экскурсанты (школьники, взрослые и др.)

«Случайные» (для которых участие в экотурах не является целью приезда, но может стать дополнением к их поездке. Кроме этого, они могут пользоваться различными платными услугами на ООПТ):

· Участники неспециализированных туров, компонентом которых может стать посещение охраняемых территорий

• Отдыхающие в пансионатах, санаториях, домах отдыха, турбазах и др.

• Самодеятельные туристы (пешеходники, байдарочники, лодочники и др .)

• Участники «туров выходного дня»

• Автомобилисты

• Любители рыбной ловли

• Лица, приезжающие в данный регион с деловыми целями (командировки, участие в кон­ференциях и др.)

• Дачники

• Сборщики «даров природы»

В целом, значительная часть иностранных посетителей российских ООПТ на данном этапе – представителе категорий «высокоспециализированных» и «увлечен­ных» экотуристов (ученые, бердвотчеры, студенты, наблюдатели птиц, знатоки грибов и др). А также бизнесмены, временно работающие в России или совершающие краткие поездки в ООПТ в дополнение к деловым командировкам (при этом потенциал их спроса на посещение ООПТ может быть достаточно высок). Среди российских посетителей ООПТ, напротив, пока преобла­дают «интересующиеся природой от случая к случаю» и «случайные» (включая самодеятельных туристов).



Наши рекомендации