Сегментация посетителей ООПТ
После того, как определили, что могут предложить туристам охраняемая территория и местное сообщество, необходимо выяснить, какие категории туристов являются вероятными участниками предлагаемых программ. Интересы выбранных категорий посетителей не должны вступать в противоречие с задачами охраняемой территории и местных сообществ, а также должны соответствовать тому, что они могут и готовы предложить туристам.
Результатом уделения недостаточного внимания этим вопросам могут оказаться недовольные посетители, которые не приедут вновь, отсутствие посетителей как таковых (несмотря на немалые средства, вложенные в рекламу) или недоброжелательное отношение местных жителей к развитию туризма, подрывающего их традиционный образ жизни и/или не обеспечивающего никаких преимуществ на местах.
Современная стратегия маркетинга рекомендует
• проводить анализ и планирование, чтобы предлагаемая продукция/сервис совпадали с нуждами потребителя;
• фокусировать рекламную деятельность на тех людях, которые с большей вероятностью приобретут вашу продукцию, нежели на массового «неспецифического» клиента;
• развивать методы маркетинга, которые оптимальны для выполнения конкретных задач. Следуя этой концепции, вы не только обеспечите своих клиентов лучшей продукцией, но также избежите потери ценного времени и денег на развитие и продвижение невостребованного продукта или сервиса.
Что нужно сделать для выявления целевых категорий посетителей (или, иными словами, определения потенциального сегмента рынка)?
Прежде всего, необходимо оценить текущую ситуацию. Создайте систему сбора статистических данных о ваших посетителях. Она должна включать не только количественные характеристики, но также демографические сведения. Запланируйте серию исследований посетителей (например, регулярное анкетирование, включая такие вопросы, как: Что Вам понравилось и не понравилось в национальном парке? Откуда Вы узнали о парке? И т.д.).
Например, спектр возможных категорий посетителей ООПТ может выглядеть так:
Высокоспециализированные:
• Ученые различного профиля
· участники научных туров
• Студенты
«Увлеченные» (организованные туристы, целенаправленно приезжающие для путешествия по природным территориям с познавательными целями или желающие оказать практическую помощь):
• Любители природы (участники «классических» познавательных экотуров)
• Наблюдатели птиц (birdwatchers)
• Любители ботаники, зоологии (или интересующиеся какой-либо определенной группой растений или животных—например, грибами), участники обществ любителей природы и т.п.
• Любители археологии, участники культурно-этнографических туров
• Волонтеры
Основной поток (организованные туристы, приезжающие целенаправленно на охраняемые территории, но «интересующиеся природой от случая к случаю»:
· яПаломники
• Любители «стационарного» отдыха в условиях дикой природы (здесь можно выделить несколько групп в зависимости от специфики их потребностей относительно характера деятельности и комфортабельности условий проживания — например, молодежные группы, семьи,бизнесмены, и др.)
• Любители активного отдыха, участники приключенческих туров:
пеших или горных
• сплавов на байдарках и катамаранах,
• конных,
• велосипедных,
• лыжных и др.
• Любители рыбной ловли
• Местные экскурсанты (школьники, взрослые и др.)
«Случайные» (для которых участие в экотурах не является целью приезда, но может стать дополнением к их поездке. Кроме этого, они могут пользоваться различными платными услугами на ООПТ):
· Участники неспециализированных туров, компонентом которых может стать посещение охраняемых территорий
• Отдыхающие в пансионатах, санаториях, домах отдыха, турбазах и др.
• Самодеятельные туристы (пешеходники, байдарочники, лодочники и др .)
• Участники «туров выходного дня»
• Автомобилисты
• Любители рыбной ловли
• Лица, приезжающие в данный регион с деловыми целями (командировки, участие в конференциях и др.)
• Дачники
• Сборщики «даров природы»
В целом, значительная часть иностранных посетителей российских ООПТ на данном этапе – представителе категорий «высокоспециализированных» и «увлеченных» экотуристов (ученые, бердвотчеры, студенты, наблюдатели птиц, знатоки грибов и др). А также бизнесмены, временно работающие в России или совершающие краткие поездки в ООПТ в дополнение к деловым командировкам (при этом потенциал их спроса на посещение ООПТ может быть достаточно высок). Среди российских посетителей ООПТ, напротив, пока преобладают «интересующиеся природой от случая к случаю» и «случайные» (включая самодеятельных туристов).