Концепция «Самых красивых деревень».
Ассоциация "Самые красивые деревни России" объединяет сельские населённые пункты, обладающие выдающимся историко-культурным и природным наследием, в целях содействия сохранению и лучшему задействованию этого наследия, развитию сельского туризма, вовлечению сельских жителей в процессы саморазвития и повышению привлекательности сельских территорий. Присоединиться к Ассоциации могут "живые" (не музеефицированные) деревни, сёла, посёлки, станицы, аулы и прочие сельские населённые пункты численностью населения не более 2 000 человек, сохранившие, хотя бы отчасти, сельский уклад жизни и имеющие выраженное желание развиваться в соответствии с целями и задачами Ассоциации, соблюдая её критерии (ссылка).
Миссия
Вдохновлять людей на любовь к сельской России!
Цель
Сохранение и эффективное задействование сельского культурно-исторического и природного наследия, человеческого потенциала села.
Задачи
- Создание позитивных примеров сельского развития на основе более комплексного задействования имеющихся рекреационных потенциалов села.
- Создание предпосылок для развития сельских населенных пунктов через усиление их известности, увеличение посещаемости туристами и, таким образом, содействие их устойчивому развитию.
- Стимулирование местных инициатив и содействие появлению новых привлекательных рабочих мест в сельской местности, в том числе для молодежи и женщин.
Импульсом к созданию Ассоциации самых красивых деревень России послужили слова Послания Президента Федеральному собранию РФ в декабре 2012 года: « Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, то есть быть и оставаться Россией». Создание Ассоциации непосредственно будет способствовать выполнению этой задачи, так как 26 % населения России проживает на селе, и именно оно, является колыбелью и носителем национальной культуры, потенциальной гражданской активности, традиционного уклада жизни и при этом осуществляет социальный контроль за обширными сельскими территориями. Село менее космополитично по сравнению с городом и благодаря этой связи с историческими корнями оно сохраняет идентичность.
Утрата сельского природного наследия - в России совсем не уделяется внимание качеству пейзажа, повсеместно существуют системные проблемы сбора и переработки отходов. Пейзаж является важнейшей экономической категорией, оказывающей влияние на: • ее рекреационный потенциал; • степень привлекательности территории для проживания населения; • выбор территории для инвесторов; • конкурентоспособность.
Исчезновение собственных авторитетов приводит к доминированию стратегии подражания при строительстве в сельской местности: • неуместный, бесконтрольный перенос стилей на российский исторический ландшафт; • пародийно и вульгарно выглядящие названия коттеджных поселков; • зачастую свои красивые ландшафты люди называют, например, второй или малой Швейцарией. А ведь лучше быть первым Алтаем, Кавказом, Капустиным…
Вернакулярное (обыденное, неохраняемое) наследие – важнейший потенциал сельского туризма, повышения привлекательности проживания на селе.
Утрата гастрономического наследия села: в наших кафе и ресторанах практически нет региональных и локальных меню, интересующих горожан и туристов.
Выводы: • Существующая подходы не решают задачи сохранения и преумножения сельского наследия • Невнимание государства и общества к сельскому наследию лишило российские деревни индивидуальности и привело к резкому снижению привлекательности сельских ландшафтов для жителей и инвесторов, подрыву основ развития туризма, сокращению муниципальных бюджетов, рабочих мест и оттоку сельского населения в города • Одним из путей решения вышеозначенных проблем является создание Ассоциации самых красивых деревень России по примеру Франции и многих других стран. Данный проект является проектом сенсибилизации (повышения чувствительности, внимания) властных структур, бизнеса и населения к возможностям задействования сельского наследия в целях устойчивого развития сельских территорий.
Модель для адаптации: ассоциация «САМЫЕ КРАСИВЫЕ ДЕРЕВНИ ФРАНЦИИ» (с 1982 г)
Идея получила поддержку в ряде регионов РФ, но они не смогли самостоятельно ее реализовать
Акценты нашей ассоциации: Россия, несмотря на значительные утраты, еще обладает большим природным, культурным и этническим разнообразием деревень
В 2003 году была основана Ассоциация самых красивых деревень Земли. В 2011 она была преобразована в Федерацию самых красивых деревень Земли. В настоящий момент в нее входят ассоциации Франции, Италии, Бельгии (Валлонии), Японии и Канады (Квебека). Национальная ассоциация (региональная, там где нет национальной) имеет возможность войти в Федерацию через пять лет после своего основания. Остальные ассоциации являются ассоциированными членами на вступление в данную Федерацию, среди них ассоциации России, Испании, Румынии, Германии (Саксонии).
Целью Федерации является обеспечение устойчивого развития деревень–членов входящих в нее национальных ассоциаций, обладающих значимым материальным и нематериальным наследием путем их наилучшего задействования (валоризации).
В настоящее время разрабатываются совместные проекты по защите, восстановлению, развитию и продвижению этих деревень и их наследия.
10 мая 2014 года новым Президентом Федерации самых красивых деревень Земли сроком на два года стал Президент Ассоциации самых красивых деревень Италии господин Фиорелло Прими.
Включение сельских населенных пунктов в Ассоциацию самых красивых деревень России с последующим вхождением в Федерацию самых красивых деревень Земли является сильным маркетинговым инструментом, дающим узнаваемость и привлекательность всему региону. • Это позитивный ответ на потребность в идентичности без ущерба территориальному единству страны: – Улучшит имидж страны, укрепит связи с миром. Покажет туристам разнообразие нашей страны, доброжелательность людей, – Объединит регионы и этносы. Содействует усилению общероссийской гражданской идентичности и гражданского патриотизма – Будет содействовать демографическому росту на сельских территориях стимулированием рурализации (обратной внутренней миграции).
Цель и задачи ассоциации
Цель: Сохранение и валоризация (эффективное задействование) сельского культурно- исторического и природного наследия, человеческого потенциала села В области туризма • Создание предпосылок для развития туризма через усиление известности и посещаемости сельских поселений - членов ассоциации и содействие, таким образом, их экономическому развитию и поддержанию численности сельского населения. • Содействие появлению новых привлекательных рабочих мест в туризме и смежных сферах. • Содействие развитию культурного, сельского, экологического и гастрономического туризма. В области культуры • Содействие сохранению и преумножению сельского культурно-исторического и природного наследия. • Содействие сохранению культурного, этнического и гастрономического разнообразия. • Содействие улучшению вернакулярного (обыденного) наследия и качества пейзажа . • Содействие сохранения традиционного сельского образа жизни, уклада. Поддержка местных традиций и ремесел. В области экономики • Содействие развитию взаимопонимания и сотрудничества между крупными предприятиями и сельскими поселениями (сосуществованию укладов). Сглаживание негативных культурных, социально-экономических и других последствий от деятельности этих предприятий на основе интегрированного и комплексного подхода к территориальному развитию, стимулирование кооперации между крупными и малыми предприятиями, содействие усилению социальной ответственности бизнеса. • Содействие формированию инфраструктуры и атмосферы повышающих привлекательность сельских территорий для проживания и ведения бизнеса. • Содействие диверсифицированному и устойчивому развитию сельской экономики, наиболее полному и устойчивому задействованию местных социально-экономических и природных ресурсов.
Задачи
В области регионального развития, устойчивого развития сельских территорий • Содействие повышению идентичности и узнаваемости сельских поселений в т.ч. через защиту и продвижение бренда "Ассоциация самых красивых деревень России" и улучшение инвестиционного климата и конкурентоспособности территорий. • Популяризация сельского образа жизни, содействие привлечению новых жителей (рурализации). • Продвижение, распространение информации, маркетинговая поддержка. • Содействие развитию устойчивого сельского хозяйства, в т.ч, сохранению исторических пород и сортов. Усиление взаимосвязей аграрного сектора с местной гастрономией и туризмом. • Выработка моделей устойчивого сельского развития, служащих примером (ориентиром) для сельских поселений не являющимися членами НП. • Содействие демографическому росту на сельских территориях стимулированием рурализации (обратной внутренней миграции). В области экологии • Популяризация внедрения экологически ориентированных и малозатратных технологий. • Содействие внедрению прогрессивных методах сбора и переработки бытовых, сельскохозяйственных и промышленных отходов.
В области поддержки сельских населенных пунктов – членов Ассоциации • Содействие усилению чувства ответственности и самоуважения у участников НП за принадлежность к узкому кругу причастных к сохранению и преумножению уникального деревенского наследия России, передачи его потомкам. • Содействие развитию обмена между членами НП передовыми знаниями и опытом, техническим, финансовыми, маркетинговыми, регламентационными, административными и др. практическими решениями в области устойчивого развития сельских территорий и преумножения сельского наследия. • Содействие в налаживании сотрудничества и обмена опытом с национальными ассоциациями самых красивых деревень и Федерацией самых красивых деревень Земли, в т.ч. организация прямого обмена между российским и зарубежными участниками ассоциаций самых красивых деревень. • Представление интересов членов НП перед властями, международными организациями и проектами и др. организациями. • Информационно-консультационная, научно-исследовательская и образовательная поддержка членов НП . • Содействие вовлечению сельского населения в процессы устойчивого сельского развития, формированию социально-ответственного гражданского общества. • Стимулирование желания к вступлению новых членов и соревновательного духа у кандидатов.