Анализ воздействия туристского развития на все аспекты жизни местного населения дестинаций
Туризм может принести местному обществу и его культурным моделям, как выгоды, так и проблемы. Хотя социокультурные воздействия измерить сложнее, чем воздействия экономического или экологического характера, их обязательно следует учитывать при развитии туризма в любом месте. Эти воздействия могут иметь особое значение в странах, в которых сохранились общества и экономики сильного традиционного характера. Туризм может производить социокультурные воздействия, и следует учитывать, что все типы нового развития несут с собой перемены. Туризм является лишь одним из источников перемен в обществе.
Если туризм надлежащим образом планируется, развивается и управляется на основе принципов социальной ответственности, он может принести различные социокультурные выгоды.
Туризм в разной степени воздействует на жизнь общества, его интересы, материальную и духовную деятельность, общественное поведение, систему ценностей.
Характер взаимоотношений между туристами и местным населением определяется тем, что и те, и другие являются носителями разных культур, связь между ними происходит в тот момент, когда туристы отдыхают, а местное население работает, и имеет временный характер.
Влияние туризма на жизнь местного населения может быть как положительным, так и отрицательным.
Положительные стороны воздействия туризма:
• создание рабочих мест, рост доходов, вследствие чего происходит повышение уровня жизни;
• ускоряются социальные и культурные процессы, процесс урбанизации и развития городских служб, инфраструктуры и культурных организаций;
• возрождаются местные культурные ценности, развивается народное творчество, традиции, обычаи, народные ремесла;
• повышается спрос на сельскохозяйственную продукцию и товары местного производства;
• наряду с охраной и восстановлением местных памятников культуры, происходит возрождение местной культурной жизни, повышается привлекательность региона.
Туризм способствует развитию местных предприятий:
• объекты культуры и развлечения (выставки, музеи, кинобизнес, шоу-бизнес, мемориальные комплексы и памятники), которые через налогообложение приносят доход региону и местному населению;
• предприятия по изготовлению сувениров, специального туристского снаряжения и народного промысла (продукция этих предприятий во всем мире направлена натуристов);
• транспортные предприятия и местные фирмы (пункты проката автомобилей, использование автобусов под экскурсии, общественный транспорт, местные авиакомпании в значительной мере ориентированы на доходы от туризма).
Отрицательные стороны:
• возрастание неквалифицированного труда;
• «эрозия» семьи (легкое отношение молодежи к жизни, разводы);
• коммерциализация культуры;
• рост числа отклонений от общественных норм поведения (проституция, алкоголизм, хулиганство);
• потеря уникальности туристского направления;
• конфликты между туристами и местными жителями;
• воздействие туризма на окружающую среду.
В свою очередь, воздействие туризма на окружающую среду также может быть положительным и негативным.
Под негативным воздействием туризма понимается:
• усиление антропогенного пресса, замусоривание природных территорий;
• вследствие работы развлекательных заведений в ночное время возникает дополнительный шум;
• туристы пренебрежительно относятся к окружающей среде, вследствие чего происходит уничтожение местной и дикой фауны;
• вандалами разрушаются исторические памятники. Положительное воздействие туристической деятельности:
• на территории мест отдыха поддерживается чистота;
• присвоение лесным территориям статуса национальных парков и заповедников;
• сохранение лесов, охрана берегов и рифов.
Большинства негативных воздействий можно избежать путем системного планирования развития туризма и внедрения современных методов управления этим процессом (усиление контроля над использованием территорий и ресурсов, проведение политики просвещения местного населения), а также путем определения критериев его наиболее эффективных направлений, которые являются основой для выбора и последовательного их развития.