Распределение учебного времени по модулям (разделам)
дисциплины и видам занятий с указанием учебного времени
Таблица 1
№ п.п. | Наименование модулей и тем дисциплины | Всего | В том числе | Рекомендуемая литература | ||
лекции | практические занятия | Самостоятельная работа | ||||
Модуль 1. Природные ресурсы, проблемы их использования и охраны | 42 (39) | 2 (1) | 8 (4) | 32(34) | 2,3,4,10,13, 18,19 | |
1.1. | Теоретические основы природопользования и природоохранной деятельности | 4,5(4,2) | 0,5 (0,2) | - | 4(4) | |
1.2. | Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал | 15,0(12,6) | 1,0 (0,6) | 4 (4) | 12(12) | |
1.3. | Природная среда и ее загрязнения. Качество окружающей природной среды и его нормирование | 22,5(22,2) | 0,5 (0,2) | 4(-) | 16(18) | |
Модуль 2. Рациональное использованиеи охрана природных ресурсов | 34(36) | 2(2) | - | 32(34) | 1,5,6,8,14,16, 21,22 | |
2.1. | Сущность и основные виды природопользования | 10,5(10,5) | 0,5(0,5) | - | 10(10) | |
2.2. | Общие принципы рационального природопользования | 12,5(14,5) | 0,5(0,5) | - | 12(14) | |
2.3 | Реализация ресурсооохранных мероприятий | 11(11) | 1(1) | - | 10(10) | |
Модуль 3. Ландшафтная дифференциация, компоненты и структура ландшафтов | 32 (33) | 2 (1) | - | 30(32) | 7,11,12,15,17 | |
3.1. | Ландшафты, их морфологическая структура. Компоненты ландшафта | 15 (16,5) | 1(0,5) | - | 14(16) | |
3.2. | Ландшафтная дифференциация | 17(16,5) | 1(0,5) | - | 16(16) | |
Модуль 4. Природно-антропогенные ландшафты, функционирование и их устойчивость | 40 (37) | 2 (1) | 8 (4) | 30(32) | 7,11,12,15,17 | |
4.1. | Функционирование ландшафтов | 15(16,5) | 1(0,5) | - | 14(16) | |
4.2. | Природно-антропогенные ландшафты, их устойчивость | 25 (20,5) | 1(0,5) | 8 (4) | 16(16) | |
Модуль 5. Технические методы обеспечения рационального использования природных ресурсов и предотвращения их загрязнения | 34 (36) | 2(2) | 32(34) | 1,2,3,7,9, 10,13,14,18, 21,23 | ||
5.1. | Природозащитные мероприятия | 8,5(8,5) | 0,5(0,5) | 8(8) | ||
5.2. | Оптимизация природопользования в отраслях народного хозяйства | 17(19) | 1,0(1,0) | 16(18) | ||
5.3. | Современные биотехнологии охраны окружающей природной среды | 8,5(8,5) | 0,5(0,5) | 8(8) | ||
Модуль 6. Хозяйственный механизм природопользования. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды | 34(35) | 2(1) | 32(34) | 1,2,3,19,15, 22,23 | ||
6.1. | Организационные и правовые основы охраны окружающей среды и рационального природопользования | 10,5(12,25) | 0,5(0,25) | 10(12) | ||
6.2. | Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования | 17,0(16,5) | 1,0(0,5) | 16(16) | ||
6.3. | Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды | 6,5(6,25) | 0,5(0,25) | 6(6) | ||
Итого: | 216(216) | 12(8) | 16(8) | 188(200) |
Примечание: в скобках указаны часы для студентов с сокращенным сроком обучения.
Раздел 2. Содержание учебных модулей дисциплины и методические указания по их изучению
Модуль 1. Природные ресурсы, проблемы их использования и охраны
Содержание модуля
Тема 1.1. Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал
Предмет и задачи дисциплины. Понятие природопользования и его составляющие. Сущность природоохранной деятельности.
Тема 1.2. Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал
Природные ресурсы и их классификация по происхождению, видам хозяйственного использования, признаку исчерпаемости. Природно-ресурсный потенциал.
Тема 1.3. Природная среда и ее загрязнения. Качество окружающей природной среды и его нормирование.
Сущность воздействия человека на природные системы. Демографические проблемы и природные ресурсы. Антропогенные нагрузки, их измерение и картографирование. Истощение природных ресурсов. Загрязнение природной среды и его влияние на условия жизнедеятельности человека. Нарушение структуры и деградация ландшафтов. Глобальные, региональные и локальные проблемы природопользования.
Оценка качества природной среды. Санитарно-гигиенические нормативы качества. Нормативы качества в производственно-хозяйственной сфере. Комплексные нормативы качества. Экологические (геоэкологические) ситуации и их оценка. Основные понятия о мониторинге окружающей среды. Методы контроля загрязнений окружающей среды.
Методические указания по изучению модуля
Программа дисциплины предусматривает изучение материала модуля на лекциях, выполнение практических работ, подготовку и собеседование по контрольной работе, работу с тематическими и итоговыми тестами ЭИОС, а также самостоятельную проработку материала модуля по рекомендованной литературе.В соответствии с программой модуля предлагаются темы для написания реферата. Данный вид работы не является обязательным при освоении дисциплины, однако, приводит к более глубокому пониманию учебного материала.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое ресурсы? Что такое природные ресурсы? Какова их роль?
2. Какова классификация природных ресурсов?
3. Приведите примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов
4. Что включает в себя внеэкономическая оценка природных ресурсов?
5. Расскажите о классификации природных ресурсов по видам хозяйственного использования
6. Расскажите о классификации природных ресурсов по происхождению
7. Какие ресурсы относят к: неисчерпаемым;невозобновимым;заменимым; незаменимым?
8. Что такое природно-ресурсный потенциал?
9. Приведите примеры экологической деградации природной среды некоторых территорий.
10. Основные естественные и антропогенные источники загрязнения атмосферы.
11. Назовите основные загрязнители гидросферы. Каковы масштабы антропогенного воздействия на поверхностные и подземные воды Земли?
12. Что отличает земельные ресурсы от других природных ресурсов?
13. Перечислите негативные процессы и явления, происходящие на земле в результате деятельности человека
14. Как современные демографические процессы в России связаны с загрязнением окружающей среды?
15. Перечислите новые экологические проблемы, возникшие в условиях рыночных отношений в России
16. Дайте определение ПДК и ПДВ.
17. Кто и на какой срок утверждает ПДВ и ПДС?
18. Дайте определение понятий «загрязнение окружающей среды», «типы загрязнений», «качество окружающей среды»
19. Что представляет собой экологическое нормирование ПДК, ПДВ, ПДН, ПДС?
20. Что такое мониторинг природной среды?
2.1.4. Задания для самостоятельной работы
При самостоятельной работе необходимо проработать рекомендованную учебную литературу, ответить на вопросы для самоконтроля (при ответах возможно также использование информационно-справочных и поисковых систем)и вопросы заданий тестового контроля, содержащиеся в учебно-методическом комплексе дисциплины.Предлагаемые варианты тестовых заданий:
1. Минеральные ресурсы относят к категории:
1) Возобновимых.
2) Невозобновимых.
3) Относительно возобновимых
2. Дайте определение природных ресурсов:
1) Тела и силы природы, которые используются или могут быть использованы людьми.
2) Все полезные ископаемые, которые содержатся в недрах Земли.
3) Поверхностный плодородный слой почвы, служащий основой для развития сельскохозяйственного земледелия
3. Что такое природно-ресурсный потенциал?
1) Все природные ресурсы и природные условия определенной территории.
2) Все природные ресурсы определенной территории.
3) Все виды исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсов, имеющихся на территории государства.
4. Перечислите исчерпаемые природные ресурсы:
1) Животный мир, растительный мир, плодородие почв, пространство обитания, полезные ископаемые.
2) Определенные виды животных, истребляемые человеком.
3) Энергия земных недр, атмосферный воздух, вода.
5. Какие виды ресурсов объединяют в себе ресурсы сельскохозяйственного назначения?
1) Энергетические, неэнергетические.
2) Водохозяйственные, лесохозяйственные, селитебные.
3) Агроклиматические, почвенно-земельные, водные.