Оценка территории ленинградской области в условиях массовых перевозок нефтепродуктов
Анализ суммарных загрязнений окружающей среды нефтепродуктами показывает, что преобладающими являются потери нефтепродуктов на магистральных перевозках, включая нефтепродуктопроводы, танкеры и обычные перевозки.
Наибольшие осредненные потери наблюдаются при утечках нефти и нефтепродуктов из магистральных продуктопроводов (25-50 тонн). Второе и третье места (20-25 тонн) делят случаи несанкционированного доступа в магистральные трубопроводы и аварии судов танкерного флота. Далее, в порядке убывания, занимают места случаи разливов нефти при транспортировке железнодорожным транспортом (10-15 тонн), разливы нефти при транспортировке автомобильным транспортом (5-7 тонн), разливы нефти на внутренних водоемах для судов класса «река-море» и утечки со складов ГСМ и нефтехранилищ малой и средней мощности (3-4 тонны).
Нелегальный сброс нефтепродуктов с танкеров класса «река-море» оценивается в значительных объемах – 1,5-3 тонны.
Расчеты рисков возникновения аварийных ситуаций, сопровождающихся разливом нефти и нефтепродуктов для различных видов транспорта, оцениваются от 10-4 до 10-6.
Так, например, расчет рисков проведенных для Балтийской трубопроводной системы показал, что риски, на различных участках БТС колеблются от 9,33х10-5 до 1,05х10-4.
Объем аварийной утечки нефти может составить от 346 м3 до 1716 м3. Средняя величина разлива по области – 794 м-3.
Объемы перевозок грузов в пределах Ленинградской области за 2004 год составили около 103 млн. тонн, грузооборот составил 56070,5 млн. тонно-километров.Объем переработки грузов, выполненный за 2004 год стивидорными организациями, осуществляющими деятельность на акватории портов «Выборг», «Высоцк», «Приморск» и «Усть-Луга», составил около 52 млн. тонн. Порт «Выборг» переработал 1,4 млн. тонн грузов, порт «Высоцк» перевалил 5,2 млн. тонн нефтеналивных грузов, через порт «Усть-Луга» отгружено 803,8 тыс. тонн угля. Производительность БТС к концу 2004 года возросла до 50 млн. тонн, отгрузка нефти через порт «Приморск» составила около 45 млн. тонн.
Прогнозируемые объемы перевозки грузов на акватории Финского залива в недалеком будущем достигнут порядка 190 млн. тонн, объем перевалки нефти и нефтепродуктов составит около 140 млн. тонн.
Необходимо отметить, что организации, эксплуатирующие существующие морские порты, магистральные нефте- и продуктопроводы, филиал «Октябрьская железная дорога», имеют соответствующие аттестованные силы и средства, предназначенные для проведения операций по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, на территории области в эксплуатации находятся емкости для временного хранения нефтепродуктов. Наибольшие объемы сосредоточены в Выборгском (18 тысяч тонн), Волховском (15.6 тысяч тонн), Гатчинском (14.2 тысячи тонн) и Киришском (12 тысяч тонн) районах. Объем резервуарного парка автомобильных заправочных станций (АЗС) оценивается в 20-25 тысяч м3. Всего на территории области общий объем емкостей временного хранения составляет более 1 миллиона м3.
В 2004 году, Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды, совместно с Главным управлением по делам ГО и ЧС Ленинградской области проведена комплексная проверка предприятий Ленинградской области, эксплуатирующих склады ГСМ и нефтехранилища средней и малой мощности, для оценки готовности к ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.
В данных организациях проверялось наличие следующих документов:
· планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, согласованных в установленном порядке;
· заключения экспертизы промышленной безопасности;
· декларация промышленной безопасности;
· договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта;
· заключение Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
· наличие на объекте собственных аттестованных формирований для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, или наличие у организации договора с профессиональным аварийно-спасательных формированием, выполняющим работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и аттестованные в установленном порядке.
Анализ результатов проверки показал, что практически ни одна из подвергшихся проверке организация не соответствует предъявляемым требованиям. У 95 % организаций отсутствуют планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, собственные аттестованные формирования для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов или договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием.
Таким образом, существует необходимость создания на территории Ленинградской области аварийно-спасательной службы, способной оперативно реагировать на аварийные разливы нефти и нефтепродуктов в пределах территории.
Первые шаги для решения данной проблемы уже сделаны. Главным управлением по делам ГО и ЧС Ленинградской области создано и аттестовано подразделение аварийно-спасательной службы, способное проводить первичные мероприятия по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на акватории и территории Ленинградской области. Для наращивания сил и средств при ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды достигнуты соглашения о привлечении двух организаций - ОАО «Региональный поисковый центр» и ЗАО «Газтурбо», дислоцирующихся на территории Санкт-Петербурга и имеющих аттестованные подразделения и соответствующие технические и материальные средства.