Ландшафтно-геохимические исследования.

Город Пикалево расположен в юго-восточной части Ленинградской области, на территории Бокситогорского района, в 45 километрах от Бокситогорска по автомобильному шоссе, у железнодорожной станции Пикалево-II. Площадь территории, подведомственной городу - 38,1 квадратных километров (0,04% территории Ленинградской области). Численность постоянного населения на 1 января 2002 года составила 25,6 тысяч человек (1,6% населения Ленинградской области). Расстояние от Пикалева до Санкт-Петербурга - 246 км.

Город расположен на склонах Тихвинской гряды. Большая часть территории города находится на высотных отметках 170-180 метров над уровнем моря, занимая одно из самых высоких положений в рельефе Ленинградской области. Недалеко от станции Пикалево находится известковый рудник с дробильно-сортировочной фабрикой. Около Пикалева на реке Рядань построена плотина, образовавшая водохранилище.

Основу экономики г. Пикалево составляют цветная металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Главные промышленные предприятия города - ОАО ПО "Глинозём" (переработка нефелинового концентрата с Кольского полуострова), в состав которого входят цементный завод, шиферный завод и теплоэлектроцентраль; завод железобетонных изделий.

Исследуемая площадь представляет собой территорию города Пикалево, включая весь жилой массив, промышленную зону, железнодорожную станцию Пикалево-1, и ограничена с северо-востока железнодорожными путями Санкт-Петербург-Вологда, с юго-запада – водохранилищем и рекой Рядань. Общая площадь обследования составила 14,84 км2. Территория обследования представлена на 20% селитебным типом ландшафтов: зонами жилой застройки и рекреационными зонами. Промышленные и дорожные ландшафты примыкают к жилой зоне с севера. Источники интенсивного техногенного воздействия на данной территории распределены неравномерно: промышленные объекты сконцентрированы в основном в северной части города; транспортные магистрали представлены коридором автотрассы и железнодорожной ветки Санкт-Петербург - Вологда.

Естественный почвенный покров в пределах города в значительной степени замещен на сложную смесь привозных и «искусственных» грунтов, которые за продолжительный период времени обогатились, кроме того, золовой составляющей. Поэтому для обозначения этих образований в дальнейшем используется термин «почво-грунты», которые по своему составу наиболее близки песчаным разностям дерново-подзолистых почв.

Tехногенные ландшафтыс учетом особенностей техногенного вида миграции для г. Пикалево можно подразделить на следующие группы: сельскохозяйственные, селитебные, промышленные, дорожные, свалочные.

Селитебныеландшафты на обследованной площади включают зоны жилой застройки, составляющие около 20% от площади работ и незначительные рекреационные зоны, представленные небольшими скверами.

Промышленные ландшафты занимают значительную часть (около 29%) обследованной территории и представлены единой промышленной зоной, расположенной к северу и к северо-востоку от жилой зоны.

Техногенное поступление химических элементов в окружающую среду из промышленных зон происходит за счет производственных отходов, дымов и выбросов в атмосферу, потерь при погрузке и транспортировке сырья, из водных растворов, из-за диффузии и простейшего химического перемещения из зон складирования и утилизации материалов и отходов.

Транспортные ландшафты представлены автомобильными и железными дорогами, и сопровождающими их дренажными системами. Их отличительной особенностью является значительная протяженность при малой ширине. Этот тип ландшафтов пересекает остальные и, следовательно, характеризуется сложным набором элементов-загрязнителей.

На исследованной территории дорожные ландшафты протягиваются в виде коридора с северо-запада на юго-восток и составляют около 27% от площади работ. Ландшафты железных дорог представлены веткой Октябрьской железной дороги, ограничивающей участок с северо-востока. Большая доля поступлений химических элементов в почвы на территории железных дорог связана с потерями при транспортировке и перегрузке сырья, вследствие чего могут появляться локальные аномалии элементов-загрязнителей с очень высокими концентрациями, однако, ввиду того, что рассматриваемая ветка характеризуется низким грузооборотом и эксплуатацией преимущественно электровозного парка, влияние этого фактора незначительно.

Автотранспорт наряду с промышленными предприятиями является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Автомобильная дорога с примыкающей полосой - это ландшафт, в котором за счет выхлопных газов и других воздействий автомашин меняется состав атмосферы, почв, растений. Воздействие автомагистралей распространяется на всю обследуемую территорию, однако, наибольшее воздействие все-таки происходит вдоль автомагистралей с наиболее интенсивным (особенно грузовым) движением. Крупными автомагистралями на обследованной площади являются улица Советская и Ленинградское шоссе.

Свалочные ландшафтыпредставлены городской свалкой, комплексом водоочистных сооружений, находящихся в западной части участка, а также отвалами переработанной породы на ПО «Глинозем», находящимися в северо-восточной части участка. Общая площадь свалочных ландшафтов составляет 18% обследованной территории.

Сельскохозяйственные ландшафтыпредставлены двумя сходными по виду землепользования территориями – дачными массивами на юго-востоке города и деревенскими северо-западными окраинами города. Эти ландшафты занимают 6% обследованной территории. Техногенное поступление в почвы целого ряда элементов в сельскохозяйственных ландшафтах связано с внесением минеральных и органических удобрений. Верхний горизонт почв на приусадебных участках подвергается постоянному техногенному механическому перемешиванию в результате перекапывания, при этом происходит усреднение содержаний элементов, находящихся в почвах, увеличивается возможность взаимодействия с водами и вероятность перехода части элементов из минеральной формы в водные растворы.

Загрязнение почво-грунтов тяжелыми металлами.Статистические характеристики распределения содержаний элементов в почвах обследованной части г. Пикалево приведены в таблице 32, на основании которой можно констатировать крайне неравномерное распределение содержаний свинца, цинка, кадмия ртути и меди, и плащеобразном характере загрязнения большей части остальных элементов.

Ряд накопления для почв города Пикалево в целом имеет вид:

Cr6 – Mn4 -(Cd, Cu, Sr)3 – (Hg, Pb, As, Zn, Sb, V, W)2.

Следует обратить внимание на коэффициенты вариаций, фиксирующие неоднородность выборок – то есть равномерность или неравномерность загрязнения. Например, для большей части элементов 1-го класса опасности величина коэффициента превышает 1 и свидетельствует о наличии локальных пятен с высокими содержаниями при средних содержаниях на большей части территории.

В Таблице 32 приведены коэффициенты концентраций и вариаций химических элементов раздельно по типам геохимических ландшафтов (видам использования). На основании этой таблицы видно, что ряды накопления для различных типов ландшафтов города имеют вид:

сельскохозяйственный: Cr3 – Mn4 – V3 -(As, Zn, Mo, Cu, Sb)2

селитебный: Сr5 – Mn4 – (Hg, Cd, Zn, Mo, Cu, Sb)3 – (Pb, V, Sr)2

транспортный: Сr7 – Mn6 – Cu5 –Sr4 -Mo3 -(Hg, Pb, Cd, Zn, Sb, V, Ba)2

промышленный: Cr8 – (Pb, Mn)4 –(Hg, Cu, Sb, Sr)3 – (As, Zn, Ni,)2

свалочный: (Cr, Cu)8 – (Cd, Mn, Sr)4 –(As, Sb, Ba)3 – (Hg, Zn, Mo, V)2

Таблица 32

Статистические значения содержания тяжелых металлов в почвах города Пикалево (n=150) (в мг/кг)

Элемент Фонов.значение Минимальное Максимальное Среднее
элементы 1 класса опасности
Hg 0,03 0,01 0,71 0,07
Pb 19,11 4,00 679,60 33,61
As 2,62 1,50 46,00 5,05
Cd 0,17 0,025 3,17 0,46
Zn 43,1 15,0 1000,0 100,6
элементы 2 класса опасности
Ni 15,3 5,0 150,0 19,6
Co 4,1 2,5 15,0 5,3
Cr 12,5 0,0 500,0 74,6
Mo 1,08 0,5 5,0 2,65
Cu 18,0 1500,0 58,92
Sb 0,15 0,07 2,35 0,36
элементы 3 класса опасности
Mn 117,7 150,0 3000,0 508,3
V 16,2 5,0 100,0 36,22
Sr 111,0 66,6 1500,0 292,43
Ba 202,0 66,6 2000,0 225,71
W 1,0 0,66 10,0 1,53
прочие элементы
Ti 1522,0 30,0 4000,0 1728,17
Zr 139,8 50,0 300,0 147,41
Nb 5,4 3,84 16,66 6,04
Ag 0,01 0,02 3,0 0,08
Sn 1,37 0,5 30,0 2,33
Ge 0,59 0,38 2,0 0,64
Ga 11,0 1,5 41,66 5,42
Be 0,7 0,76 3,0 1,27
Y 16,7 4,16 41,66 14,52
P 302,9 150,0 10000,0 642,30
Li 15,8 5,0 70,0 21,18
Bi 0,19 0,05 1,28 0,13
Tl 0,29 0,11 3,35 0,39
Zc   3,20 104,48 24,13

Рассматривая поведение химических элементов в различных типах ландшафтов можно отметить следующие закономерности:

1. Во всех типах ландшафтов города Пикалево отмечаются повышенные коэффициенты концентрации хрома и марганца, и во всех, кроме, сельскохозяйственных –меди.

2. Жилой тип ландшафта аналогичен транспортному по значениям концентраций свинца и кадмия, что, по-видимому, связано с тем, что отдельные транспортные магистрали в черте города Пикалево проходят вблизи жилых массивов.

3. Наименее подвержены загрязнению тяжелыми металлами сельскохозяйственные ландшафты г. Пикалево, представленные деревенскими массивами в северо-западной части контура обследования, а также дачными массивами в юго-восточной части. В них наблюдаются более низкие и равномерные содержания тяжелых металлов, чем в остальных видах ландшафтов.

Наши рекомендации