Плата за пользование природными ресурсами и негативное воздействие на окружающую среду
За 2004 год сумма поступлений ресурсных платежей в бюджетную систему Российской Федерации составила 1021,9 млн.руб. это выше поступлений 2003 года на 209 млн.руб.
Из общей суммы поступивших платежей в федеральный бюджет перечислено 399,4 млн.руб. , в областной 622,5 млн.руб.
Структура межбюджетного распределения приведена на рис.1.
Структура платежей за пользование природными ресурсами в 2004 году выглядит следующим образом (рис. 2):
Где:
1 - Налог на добычу полезных ископаемых – 104,3 млн.руб.
2 - платежи за пользование лесным фондом – 413.1 млн.руб.
3 - плата за пользование водными объектами – 338.5 млн.руб.
4 -платежи за негативное воздействие на окружающую среду – 157.6 млн.руб.
5 - прочие платежи – 8.4 млн.руб.
Доля платежей за пользование природными ресурсами в доходах областного бюджета 2004 года составила 3,4% (без учета земельного налога)
Структура ресурсных платежей областного бюджета представлена на рис.3.
Где:
- Налог на добычу полезных ископаемых – 94 млн.руб.
- платежи за пользование лесным фондом – 59.9 млн.руб.
- плата за пользование водными объектами – 338.5 млн.руб.
- платежи за негативное воздействие на окружающую среду – 127.4 млн.руб.
- прочие платежи – 2.7 млн.руб.
В структуре ресурсных платежей основной удельный вес занимают платежи за пользование лесным фондом – 41 %. Они взимаются в виде:
- лесных податей за древесину отпускаемую на корню при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Сумма этих платежей в 2004 году составила 73,7 млн.руб., в бюджет Ленинградской области поступило 11.2 млн.руб.
- арендной платы за пользование участками лесного фонда. Сумма
арендной платы составила 335.5 млн.руб., в бюджет Ленинградской области поступило 44,9 млн.руб.
- платы за прочие виды лесопользования (побочное лесопользование,
пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, заготовки второстепенных лесных ресурсов, живицы).Сумма платы за прочие виды лесопользования в 2004 году составила –3.9 млн.руб.
Динамика поступления доходов от использования лесного фонда выглядит следующим образом:
| ||||||||||
Всего | ||||||||||
лесные подати | ||||||||||
арендная плата | ||||||||||
Заготовку древесины в 2004 году осуществляло 762 лесопользователя. Из них 149 лесопользователей получили участки лесного фонда в аренду от 5 до 49 лет. Наибольшие объемы заготовленной древесины были в муниципальных образованиях Подпорожский, Бокситогорский, Выборгский, Тихвинский и Лодейнопольский районах.
Плата за пользование водными объектами (водный налог) занимает второе место в структуре ресурсных платежей и составляет 33 % от общей суммы ресурсных платежей поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Плательщиками платы являются предприятия, организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением технических сооружений, технических средств или устройств, подлежащих лицензированию.
На территории Ленинградской области деятельность по использованию водных объектов осуществляло около 6,5 тысяч организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Ими перечислено в бюджет Ленинградской области 338,5 млн.руб., что на 47,1 млн. руб. выше по сравнению с поступлениями 2003 года.
Наибольшее количество организаций и предпринимателей осуществляющих водопользование и уплачивающих в бюджет плату за пользование водными объектами зарегистрировано на территориях муниципальных образований Кировский район, Выборгский район, Гатчинский район, г. Гатчина.
Динамика поступления платы за пользование водными объектами приведена в Таблице 1
Таблица1
| |||||
Водный налог |
Таблица 1
Плата за пользование водными объектами до 2005 года в полном объеме поступала в бюджет Ленинградской области. С 2005 года в соответствии с изменениями внесенными в бюджетный кодекс Российской Федерации в 2004 году плата за пользование водными объектами ( водный налог) поступает в федеральный бюджет.
Налог на добычу полезных ископаемых в структуре ресурсных платежей занимает третье место.
Удельный вес данного налога в общей сумме ресурсных платежей составляет 10% или 104,3 млн.руб.
В федеральный бюджет перечислено 10,3 млн.руб., в областной – 94 млн.руб. или 117,8% к 2003 году.
От общей суммы налога поступившей в 2004 году в областной бюджет 88%. приходится на налог по добыче общераспространенных полезных ископаемых. На долю необщераспространенных полезных ископаемых приходится 12% налога.
Динамика поступлений НДПИ показана в Таблице 2
Таблица 2
| ||||||||||
Итого | ||||||||||
Необщераспростанен-ные п.и.. | ||||||||||
общераспростаненные п.и.. |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду Закон относит:
· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
· сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
· загрязнение недр, почв;
· размещение отходов производства и потребления;
· загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
· иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Плательщиками платы являются предприятия, учреждения, организации, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
В Ленинградской области состоит на учете около 8 тысяч плательщиков, хотя их потенциальное число значительно выше.
Удельный вес данного платежа в общей структуре ресурсных платежей составляет 15,6 %.
Динамика поступления приведена в Таблице 3
Таблица 3
| ||||||||||
Плата за негативное воздействие на окружающую среду | ||||||||||
68609,8 | ||||||||||
Прочие платежи за пользование природными ресурсами составляют около 1 % в структуре ресурсных платежей консолидированного бюджета Российской Федерации.
К прочим платежам относятся:
- Сбор за пользование объектами животного мира и пользование водными биологическими ресурсами. В 2004 году сумма сбора составила 3651 тыс.руб. в том числе за пользование объектами животного мира 1341 тыс.руб.
Динамика поступления в областной бюджет сбора за право пользования объектами животного мира приведена в Таблице 3
Таблица 3
Как видно из диаграммы, сбор за пользование объектами животного мира по сравнению с 2002 и 2003 годами сократился вдвое.
Это связано с тем, что с 1 января 2004 года вступили в силу глава 25.1. Налогового Кодекса Российской Федерации «Сбор за право пользования объектами животного и право пользования водными биологическими ресурсами».
Статья 333.3 главы 25.1 Налогового Кодекса установлен перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания является объектом налогообложения. Установлены ставки сбора за их добычу.
Однако, в данный перечень не включены охотничья дичь (гуси, казарки, рябчик, утки, куропатки, кулики, перепел, голуби) и пушные виды охотничьих животных (белка, горностай, енотовидная собака, зайцы, лисица, ондатра, хорь), которые ранее являлись объектами налогообложения.
Сборы за добычу указанных объектов животного мира, в связи с ее массовостью и доступностью, составляли около 80 % от суммы поступлений в бюджет Ленинградской области по статье «плата за право пользования объектами животного мира» и являлись источником финансирования программы по воспроизводству объектов животного мира.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (в части погашения задолженности прошлых лет) составили 1 125 тыс.руб.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы с введением главы 26 Налогового Кодекса «налог на добычу полезных ископаемых» отменены.
В бюджет поступают только отчисления в части погашения задолженности прошлых лет.