Поведение как форма адаптации организмов
Особенности поведения живых организмов.Выживание орг низмов вомногом определяется их способностью взаимодействовать с окружающей средой. Это в наибольшей степени достигается через реализацию ц лого ряда поведен-ческих реакций.
Поведение — совокупность всех действий организма.
Поведенческие реакции тем более очевидны, чем заметнее изменение силы действия экологических факторов. При этом в поведенче кой реакции может быть задействована либо только какая-то функция или орган, либо весь орга-низм. Например, при встрече хищника и жертвы жертва подвержена испугу и часто вынуждена спасаться бегством. При этом в ответной реакции жертвы при-нимает участие большинство систем органов : нервная, дыхательная, опорно-дви-гательная, кровеносная, пищеварительная. Это , по сути, и есть тот суммарный ответ на внешнее воздействие, который и прин то называть поведением.
Известно, что определенные поведенческие реакции вызываются не только внешним, но и внутренним воздействием. Так, при длительном отсутствии пищи
в крови хищника снижается количество питательных веществ (глюкозы, амино-кислот). Этот недостаток воспри имается хеморецепторами и далее посредством нервных импульсов поступает в центр голода головного мозга. Таким образом
у хищника формируется чувство голода, которое толкает его на поиски добычи (этот процесс носит характер алгоритма).
В зависимости т эв люци нного положения организма поведенческие реак-ции и средства достижения определенных потребностей различны. В то же время единым для всех о г низмов является то, что возникшая потребность побуждает
к действию, н пр вленному на ее удовлетворение. Такое побуждение к действию называется мотив цией. Например, при снижении количества корма в среде обитания и одноклеточные протисты, и хищные млекопитающие способны про-являть сходное поведение. Они изменяют территорию поиска, переходя на но-вые участки, то есть совершают сходные поведенческие акты, хотя их механизмы различны.
Для выживания организму необходимы адекватные поведенческие реакции как на внешние воздействия, так и на внутренние. В случае, если организм не сможет адаптироваться к изменившимся условиям среды, он погибнет.
Правообладатель Народная асвета
174 Глава 6
Поведение играет очень важную роль в выживании живых организмов, так как поведенческие реакции самые быстрые и характеризуют общее физиологи-ческое состояние организма. Например, в тень от прямых солнечных лучей че-ловеку спрятаться гораздо проще и быстрее, чем ждать, пока кожа загорит и станет менее чувствительной.
Уровни поведения и эволюция.Выделяют пять уровней(форм)поведения,характерных для животных. Их можно объединить в две группы: врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (с р о ипные) формы поведения — таксисы, рефлексы и инстинкты. Они прак ич ски не меняются
в течение жизни и чаще всего носят наследст енный характ р. Приобретен - ными формами поведения являются те, которые раз и аются в течение жизни индивида, — научение и рассудочная деятельно ть. По мере усложнения ор-
ганизации врожденные формы поведения по тепенно уступают место приобре-тенным. Например, таксисы чаще проявляют я у протистов, в меньшей степе-ни — у червей и исчезают у примитивных млекопитающих. У пчел преобладает инстинктивное поведение, а у собак оно сменяется способностями к обучению. Высший уровень — рассудочная де тельность — начинает формироваться у низ-ших млекопитающих, усиливается у высших приматов и максимальна у человека.
Врожденные формы поведения (т ксисы, рефлексы, инстинкты)являют-
ся полезными реакциями орг изма, сформировавшимися и закрепленными в
генотипе в результате действия естественного отбора. Данные формы поведения
очень разнообразны и постоянны для
видов, а также для более крупных так-
сономических единиц (родов, семейств,
отрядов). Поэтому врожденные формы
поведения можно использовать в ка-
честве систематического признака при
классификации животных. Например,
представители семейства волчьих на
охоте используют длительную погоню,
основанную на выносливости и изну-
рении жертвы. Представители же ко-
шачьих предпочитают выжидательный
способ охоты. Они набрасываются на
жертву, подстерегая ее в укрытии. | ||
Рис. 84. Хемотаксис у насекомых: бабочки | Простейшей врожденной формой | |
поведения являются таксисы (рис. 84). | ||
слетелись на сладковатую жидкость, | ||
выделяемую растениями | Таксис —форма пространственной |
Правообладатель Народная асвета
Поведение как форма адаптации организмов |
ориентации организмов по отношению к источнику раздражения. Если движе-ние осуществляется к источнику раздражения — это положительные таксисы, если в противоположную сторону — отрицательные. В зависимости от приро-ды раздражителя выделяют фото-, термо-, хемо- и другие таксисы. Примером положительного термотаксиса служит скопление водных беспозвоночных в верх-них, наиболее прогреваемых участках водоема. Примером хемот ксиса является
распознавание насекомыми половых партнеров, пахучих вещес в, кже мест своего обитания даже на значительном удалении.
Рефлексы представляют собой стереотипные реакции организма на опре-деленные воздействия, происходящие при участии нервной сист мы. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма пище, воде, безо-
пасности и др. Безусловные рефлексы одинаковы у ех жи отных одного вида,
и именно на них основаны все формы врожденного по едения. Условные рефлек-сы, открытые И. П. Павловым, были положены в о нову научения — приоб-ретенной формы поведения. Их можно рассм трив ть к к звено между врожден-ными и приобретенными формами поведения . Примером рефлекторной формы поведения может быть пассивно-оборонительный рефлекс у животных, когда они замирают при появлении хищника или незнакомом звуке.
Интересной формой стереотипного поведения являются инстинкты. Инс-тинкты —цепи сложных безусловных рефлексов.Инстинкты возникли в про-цессе эволюции в качестве приспособле ий к типичным условиям существования вида. Благодаря наследстве ой закрепленности инстинкты проявляются в лю-бой момент жизнедеятельности орга изма и не требуют специального обучения. Инстинктивное поведение направле о а повышение выживаемости организмов. Примером инстинкт в является еятельность насекомых, птиц и других живот-ных по добыванию пищи, п стр йке гнезд и выведению потомства. При строи-тельстве гнезда певчий д зд, например, смазывает лоточек глиной, а дрозд бе-лобровик этого не делает. Синица ремез строит из растительного пуха сложное гнездо в виде мешочка, подвешенного к ветвям дерева. У млекопитающих только что родившиеся детеныши сразу начинают сосать материнское молоко, а птенцы лебедей и уток, только вылупившись, уже умеют плавать.
Индивидуально приобретенные формы поведения (научение, рассудочная деятельность).Рассмотренные выше врожденные формы поведения обеспечива-ют только некоторые приспособления для удовлетворения основных жизненных потребностей организма при неизменных условиях внешней среды. Для выжива-ния в динамически изменяющихся условиях организмам необходимо менять свои поведенческие реакции. Этой способностью в форме приобретенных условных рефлексов в наибольшей степени обладают птицы и млекопитающие. В данном
Правообладатель Народная асвета
176 Глава 6
случае животное обучается реаги-ровать на новый, безразличный в старых условиях стимул.