Ен.02. экологические основы природопользования
Методические указания
для выполнения контрольной работы
по дисциплине
ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
для специальности заочного отделения:
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий;
(базовый уровень)
Красноярск 2016
Методические указания для выполнения контрольной работы разработаны на основе программы учебной дисциплины ЕН.02. Экологические основы природопользования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Организация-разработчик: Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства.
РАЗРАБОТЧИК Преподаватель | _____________ | Рахимулина В.Н. |
ОДОБРЕНО Цикловой методической комиссией общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и общего естественнонаучного цикла и общепрофессиональных дисциплин ППССЗ Протокол № ___ от «____» _________ 2016 г. Председатель ЦМК | _____________ | Грачева Л.В. |
РЕКОМЕНДОВАНО Методическим советом колледжа Протокол № ___ от «____»__________ 2016 г. Председатель Методического совета | _____________ | А.А Полежаева |
СОДЕРЖАНИЕ | СТР |
1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | |
2. Содержание учебной дисциплины | |
3.Методические указания для выполнения контрольной работы | |
4. Контрольные вопросы | |
5. Контрольные тестовые задания(10 вариантов по 12 вопросов) | |
6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические указания разработаны для студентов заочного отделения по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
Дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к циклу ОГСЭ и ЕН дисциплин. По учебному плану для заочного отделения предусмотрено выполнение одной контрольной работы и дифференцированного зачета.
Пособие включает в себя содержание учебной дисциплины, методические указания по выполнению контрольной работы, варианты тестов, перечень контрольных вопросов для самопроверки и список рекомендуемой литературы.
Экология – это одна из наук, изучающая общие закономерности взаимоотношений организмов и окружающей среды. Проблемы природопользования сейчас касаются каждого из нас, поскольку от состояния природных условий и ресурсов зависит наше благосостояние и здоровье. В России согласно закону «Об охране окружающей природной среды», введено обязательное экологическое образование. Каждый гражданин РФ должен овладеть минимумом экологических знаний.
Курс природопользования, интегрирующий и развивающий знания по проблеме природопользования и охране окружающей человека среды.
Экологический подход становится необходимым при решении производственных и научно-технических задач. Экологическая направленность образования должна содействовать развитию у человека разумного использования природных ресурсов, понимания того, как можно не только сохранить, но и приумножить богатства.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
уметь:
использовать представление:
- о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
- о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
- об экологических принципах рационального природопользования;
знать:
-об экологических принципах рационального природопользования;
- правовые вопросы экологической безопасности;
- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора
Перечень формируемых компетенций:
Технолог-конструктор должен обладать общими компетенциями,включающими в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
для специальности заочного отделения 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | ||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | ||
Самостоятельная работа (всего) в том числе: работа с информационными источниками выполнение домашней контрольной работы | ||
Итоговая аттестация | Дифференцированный зачет |
Содержание учебной дисциплины:
Введение.
Современная экология как наука. Её структура, термины и понятия. Экологические законы Барри Коммонера. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого в биосфере. Биологические системы. Экосистема, принципы функционирования. Природопользование как часть прикладной экологии. Принципы и методы природопользования.
Методические указания
В процессе изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» студент выполняет одну контрольную работу. Задания к домашней контрольной работе представлены в виде тестов в 10 вариантах по 12 вопросов. Студент должен выбрать себе вариант работы в соответствии с последней цифрой индивидуального шифра.
Начинать работу надо с изучения методических рекомендаций по изучаемой дисциплине, подобрать необходимую литературу, изучить учебный материал, ответить на вопросы для самоконтроля, а затем уже приступить к ответам на вопросы теста.
Работа включает в себя 2 этапа:
1 этап - ответы на вопросы теста: переписываются вопросы теста, напротив каждого вопроса записывается буквенный вариант ответа, а затем текстовой вариант ответа, например: Вопрос: 1. Все то, что создала природа, из чего организм черпает энергию и получает необходимые для жизнедеятельности вещества это: в) ресурсы.
2 этап – составить терминологический словарь, в котором должны быть пояснены термины, используемые для ответов вашего варианта. Эти пояснения должны аргументировать выбор ответа на вопросы теста.
Контрольная работа выполняется в тетради с полями синей или чёрной пастой, или в печатном виде. При выборе правильных ответов на вопросы контрольного задания используйте указанную литературу, как основную, так и дополнительную, ресурсы Интернета. В конце работы необходимо дать список использованной литературы, ссылки на Интернет, поставить дату выполнения задания и расписаться. Выполненная контрольная работа сдается (высылается) в колледж на рецензирование в соответствии с учебным графиком. Работа считается зачтенной, если правильные ответы составляют не менее 50%. и приведен словарь терминов.
Работа должна быть выполнена в соответствии с указанными требованиями в срок, установленный учебным графиком.
Контрольные вопросы
для самоконтроля при изучении дисциплины Экологические основы природопользования студентами заочного отделения:
Введение
1. Что такое экология?
2. Формы организации живой материи (живой организм, популяция, сообщество, экосистема, биосфера).
3. Биосфера, ее составляющие и основные функции.
4. Что такое экологический фактор? Классификация факторов.
5. Какие существуют формы пищевых связей?
6. Сформулировать основные принципы существования и развития экосистем.
7. Что означает понятие биогеоценоз и какова структура биогеоценоза?
8. Чем представлена биотическая часть биогеоценоза?
9. Что включает в себя трофическая структура?
10. Правило экологической пирамиды.
11. Что обеспечивает устойчивое развитие биоценозов в экосистемах?
12. Экологическая ниша, экологическая сукцессия.
Природоохранный потенциал
1. Что послужило основой выделения особых периодов во взаимодействии общества и природы?
2. Компоненты социоэкосистемы.
3. В чем особенность социоэкосистем?
4. Что такое урбанизация?
5. Основные экологические проблемы современного города.
6. В чем заключается сущность экологической проблемы?
7. Почему нарушается динамическое равновесие в социоэкосистемах?
8. Экологическая проблема и ее составляющие.
9. Каковы глобальные экологические проблемы, с чем они связаны и каковы их последствия?
10. Экологическое бедствие и экологическая катастрофа.
11. В чем состоит проблема отходов?
12. Что такое утилизируемые и неутилизируемые отходы?
13. Какие вы знаете способы переработки отходов, существующие в мире? В России?
14. Какие пути можно предпринять для решения проблемы городского мусора?
15. Что означает понятие охрана природы?
16. Какие природные территории являются особо охраняемыми (ООПТ)?
17. Какая территория является национальным парком?
18. В чем отличие заповедника от заказника?
Дополнительной литературы
Основные источники:
1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования (15-е изд., стер.): учебник - Издательский центр «Академия», 2014
2. Экологические основы природопользования : учебник / Т.П. Трушина, О.Е. Саенко. — Москва : КноРус, 2017. СПО. — ISBN 978-5-406-02355-6.
Дополнительные источники:
1. Хван Т.Е., Шинкина М.В. Экологические основы природопользования: учебник для СПО.-М.: Юрайт,2015
2. Колесников С.И. Экологические основы природопользования: Учебник /С.И.Колесников. - М.: Дашков и К, 2016
3. Протасов В.Ф. Экологические основы природопользования: Учебное пособие / В.Ф. Протасов. – М: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013
4. Хандогина Е.К. Экологические основы природопользования: Учебное пособие / Е.К. Хандогина, Н.А. Герасимова, Н.В. Хандогина. – М. : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013
Электронные ресурсы:
1.Кодексы и Законы РФ 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roskodeks.ru,
2. Проблемы окружающей среды, защита окружающей среды [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.inet.de
3. Информация о заповедниках, их охране [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.zapovedniki.ru.
Перечень электронных словарей, размещенных в Интернете:
1. Справочники по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecoportal.ru/dict.php
2. Экологический словарь-справочник. В словаре дано толкование более 5 000 терминов, которые используются при описании проблем экологии, природопользования и охраны природы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rosdnh.narod.ru/ekolslov.htm
3. Экологический словарь. Термины и понятия, помещенные в словарь, охватывают разделы общей и прикладной экологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cntd.ru/noframe/com-spec-ecology
Методические указания
для выполнения контрольной работы
по дисциплине
ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
для специальности заочного отделения:
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий;
(базовый уровень)
Красноярск 2016
Методические указания для выполнения контрольной работы разработаны на основе программы учебной дисциплины ЕН.02. Экологические основы природопользования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Организация-разработчик: Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства.
РАЗРАБОТЧИК Преподаватель | _____________ | Рахимулина В.Н. |
ОДОБРЕНО Цикловой методической комиссией общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и общего естественнонаучного цикла и общепрофессиональных дисциплин ППССЗ Протокол № ___ от «____» _________ 2016 г. Председатель ЦМК | _____________ | Грачева Л.В. |
РЕКОМЕНДОВАНО Методическим советом колледжа Протокол № ___ от «____»__________ 2016 г. Председатель Методического совета | _____________ | А.А Полежаева |
СОДЕРЖАНИЕ | СТР |
1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | |
2. Содержание учебной дисциплины | |
3.Методические указания для выполнения контрольной работы | |
4. Контрольные вопросы | |
5. Контрольные тестовые задания(10 вариантов по 12 вопросов) | |
6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические указания разработаны для студентов заочного отделения по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
Дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к циклу ОГСЭ и ЕН дисциплин. По учебному плану для заочного отделения предусмотрено выполнение одной контрольной работы и дифференцированного зачета.
Пособие включает в себя содержание учебной дисциплины, методические указания по выполнению контрольной работы, варианты тестов, перечень контрольных вопросов для самопроверки и список рекомендуемой литературы.
Экология – это одна из наук, изучающая общие закономерности взаимоотношений организмов и окружающей среды. Проблемы природопользования сейчас касаются каждого из нас, поскольку от состояния природных условий и ресурсов зависит наше благосостояние и здоровье. В России согласно закону «Об охране окружающей природной среды», введено обязательное экологическое образование. Каждый гражданин РФ должен овладеть минимумом экологических знаний.
Курс природопользования, интегрирующий и развивающий знания по проблеме природопользования и охране окружающей человека среды.
Экологический подход становится необходимым при решении производственных и научно-технических задач. Экологическая направленность образования должна содействовать развитию у человека разумного использования природных ресурсов, понимания того, как можно не только сохранить, но и приумножить богатства.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
уметь:
использовать представление:
- о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
- о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
- об экологических принципах рационального природопользования;
знать:
-об экологических принципах рационального природопользования;
- правовые вопросы экологической безопасности;
- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора
Перечень формируемых компетенций:
Технолог-конструктор должен обладать общими компетенциями,включающими в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
для специальности заочного отделения 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | ||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | ||
Самостоятельная работа (всего) в том числе: работа с информационными источниками выполнение домашней контрольной работы | ||
Итоговая аттестация | Дифференцированный зачет |
Содержание учебной дисциплины:
Введение.
Современная экология как наука. Её структура, термины и понятия. Экологические законы Барри Коммонера. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого в биосфере. Биологические системы. Экосистема, принципы функционирования. Природопользование как часть прикладной экологии. Принципы и методы природопользования.