Основания возникновения и прекращения права природопользования.

Право природопользования производно от права собственности. Поэтому собственники природных объектов, за исключением публичных образований, становятся субъектами права природопользования с момента возникновения права собственности на природный объект.
Право собственности на природный объект возникает на основании совокупности юридических фактов, включающих распорядительный акт собственника и акт государственной регистрации права.
Распорядительные акты подразделяются на две группы: гражданско-правовые и административно-правовые.
К гражданско-правовым актам относятся:
• сделки, направленные на передачу природного объекта в собственность (договор купли-продажи, дарения и т. д.);• наследование;• правопреемство.
К административным актам относится государственный акт о передаче природного объекта в частную собственность.
К факультативным видам оснований возникновения права собственности относятся судебные решения, которые заменяют первые два вида оснований в случае возникновения спора о праве на природный объект.
Государство или муниципальное образование реализует свои правомочия собственника природных ресурсов посредством наделения правом природопользования других субъектов и определения требований, предъявляемый к природопользованию.
Основания возникновения производного права природопользования классифицируются в зависимости от вида пользования на две группы: основания возникновения общего природопользования и основания возникновения права специального природопользова-ния.
Общее природопользование возникает непосредственно из закона и не требует государственной регистрации. Характеризуется: Право специального природопользования появляется на основании совокупности юридических фактов, включающих распорядительный акт и акт государственной регистрации права. Распорядительными актами могут являться :1) административный акт о предоставлении природного объекта в пользование;2) договор на природопользование;3) лицензия на природопользование;4) решение суда.
Перечень оснований для возникновения права пользования природными ресурсами определяется отраслевымприродоресурсным законодательством. Так, основанием возникновения права недропользования является совокупность следующих юридических фактов: лицензия на осуществление недропользования и административный акт о предоставлении в пользование конкретного участка недр.Общими основаниями прекращения права природопользования являются:1) смерть гражданина, ликвидация юридического лица, являвшихся природопользователями;2) прекращение оснований права пользования, а именно, расторжение договора о природопользовании, истечение срока лицензии и другие основания;3) отказ от права природопользования;4) применение санкции в виде прекращения права природопользования в случае нарушения природопользователем экологического законодательства;5) изъятие природного объекта для государственных либо муниципальных нужд.
Так же основанием для прекращения права природопользования является понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает совершение ограниченной возможности по совершению и сделок и возможностью находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе. Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».




20. Лицензирование природопользования.
Лицензирование природопользования — это деятельность компетентных государственных органов, связанная с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от организационно-правовой формы, а также физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды (ст. 30 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В лицензии на комплексное природопользование указываются:• данные о предприятии, получившем лицензию;• данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием;• границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием;• перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования;• перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов;• уровни загрязнения компонентов окружающей среды до начала хозяйственной деятельности и предельные уровни загрязнения компонентов окружающей среды;• план природоохранных мероприятий;
• особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность;• сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений;• ответственность за несоблюдение предприятием требований и условий, содержащихся в данной лицензии, в порядке, установленном законодательством.
К функциям лицензий относятся:
1) превентивная, состоящая в предотвращении экологического вреда;2) информационная, в рамках которой собирается и накапливается информация о масштабах, видах и пределах экологически значимой деятельности;3) регулятивная, состоящая в установлении пределов хозяйственного использования и негативного воздействия на природные объекты;4) контрольная, заключающаяся в наблюдении за состоянием природного объекта и проверке соблюдения экологического законодательства.
Первая функция является основной, поскольку отражает конечную цель лицензирования в сфере природопользования. Лицензия является средством обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Требования к содержанию лицензии определяются федеральным природоресурсным законодательством. Лицензия является именным документом, поскольку владелец лицензии указывается в самом документе. Передача прав, удостоверенных лицензией, другим юридическим или физическим лицам запрещается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Виды экологически значимой деятельности, образующей предмет лицензирования в сфере природопользования, можно подразделить на три группы:1) деятельность по использованию природных ресурсов;2) деятельность, связанная с негативным воздействием на окружающую среду;3) природоохранная деятельность (работы в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, экологического аудита и т. д.).Перечень лицензируемых видов деятельности в сфере природопользования определяется федеральными законами, входящими в систему природоресурсного законодательства.
С учетом вида природных объектов, предоставляемых в пользование, выделяют лицензии на использование отдельных видов природных объектов и лицензии на комплексное природопользование.В зависимости от срока природопользования различают долгосрочные и краткосрочные лицензии.
В зависимости от предмета лицензирования выделяют лицензии экономического характера, то есть предоставляемые для целей хозяйственного использования природный ресурсов, и лицензии экологические.Лицензированию подлежит специальное природопользование, осуществляемое в предпринимательских целях.
Не подлежит лицензированию общее природопользование, которое осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав.
За выдачу лицензии на природопользование взимается сбор в размере, определяемом органами исполнительной власти РФ и ее субъектов.
Лицензирование природопользования осуществляется федеральными органами государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.





Наши рекомендации