Понятие экологического фактора, уровни организации живого вещества, экосистема и биогеоценоз
Все компоненты прир. среды, прир. условия, а также результаты деятельности человека наз-ся экол. элементами.
К экол. факторам относятся только те элементы, изменение кот. вызывает ответную реакцию данного организма или данной группы организмов вплоть до их исчезновения из среды обитани. По своему происхождению и специфике влияния эколог. факторы делят на три основные группы:
— абиотические факторы— это св-ва неживой природы, кот-е прямо или косвенно влияют на живые орг-мы, определяя условия их существ-я (температура, свет, влажность, атм. давление, осадки, ветер и т.п.). Они бывают химические, физические и климатические;
— биотические факторы— это все формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм испытыв. прямое или косвенное влияние других особей, вступает во взаимоотношения с представителями своего или иных видов (растений, животных, микроорг-мов), зависит от них или сам оказывает возд-е;
— антропогенные факторы— все формы деят-ти чел-ка, кот-ые приводят к изменению природы как среды обитания др. видов или непосредственно сказываются на усл-ях их существования. К таким факторам относится возд-е промышл-ти, с/х произв-ва, транспорта и всех др. форм ведения хоз-ва.
Несмотря на большое разнообразие экол. факторов, в характере их возд-я на орг-мы и в ответных реакциях живых существ есть ряд общих закономерностей:
1. При определённых значениях фактора созд-ся условия наиболее благоприятные для ж/д-ти организмов. Они наз-ся оптимальные.
2. Чем больше отклонение знач-я экол. фактора от оптимал., тем сильнее угнет-ся ж/д-ть особей. Выдел-ся граница их нормал. ж/д-ти.
3. Диапазон знач-й фактора, за границами кот. нормал. ж/д-ть особей явл-ся невозможной, наз-ся пределом выносливости.
Лимитирующий фактор-фактор, кот. за пределами своего оптимума приводит к стрессов. состоянию организма. Эврибионтные виды могут приспосабливаться к колебаниям различн. экол. факторов в широких пределах.Стенобионтные виды могут существовать в строго определённых условиях.
Под возд-ем экол. факторов живые орг-мы объед-ся в опред-е иерарх. сис-мы, кот-ые представл. собой разные уровни организации живого вещ-ва: особи, популяции, сообщества и экосистемы.
Популяцией назыв. группу особей одного вида, занимающую определенное пространство и обладающ. необход. возможн-ми для поддержания своей численности в постоянно изменяющихся условиях среды. Основные признаками популяции: численность, плотность, возрастной состав, смертность, плодовитость и т.д.
В природе популяции разных видов объединяются в сис-мы более высокого ранга — сообщества. Сообщество (биотическое) — это совок-ть популяций, населяющих определ. территорию. Наименьш. ед-цей, к кот. может быть применен термин "сооб-во", явл. биоценоз.
Биоценозами назыв. группировки совместно обитающих и взаимосвязанных орг-мов. Для биоценоза хар-ны целостность и способ-ть к самоорганизации, устойчивые связи между популяциями, но не отдельными особями системы. На уровне биоценоза постоянно функционирует система самоподдержания.
Б и о т а-совок-ть видов растений, животн. и микроорг-мов, объедин-х общей областью распространения. В отличие от биоц-за, может характер-ся отсутствием экол. связей между видами.
Простр-во, занимаем. биоценозом, назыв. биотопом.Биоценоз и его биотоп представл. собой два нераздельных элемента, образующих более или менее устойчив сис-му – биогеоценоз.
Сукцессия - последовательная смена одного биогеоценоза другим.
Экол. система, или экосистема— это единое прир. пространство, образованное живыми организмами и средой их обитания, в котором все компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии.
Биогеоценоз и экосистема — понятия сходные, но не тождественные. Экосистема — понятие безразмерное: от капли до океана.
Биогеоценоз - это экосистема, границы котю очерчены ареалом распространения растительного покрова — фитоценоза.
Каждая экосис-ма содержит совок-ть животн. и растит. орг-мов, кот. по формам питания можно разделить на 2 группы:
♦ автотрофы (кормящие себя сами) — зел. растения, способные осуществл. фотосинтез и использующ. минер. элем-ы для роста и воспр-ва. Фотосинтез — это сложный процесс превращения воды и углекисл. газа в сахара с помощью солнечн. энергии. Автотрофные растения — это продуценты экосис-мы, создающие орган. вещ-ва из неорган.
♦ гетеротрофы (питающиеся другими) — орг-мы, кот. для питания необходимы орган. вещ-ва. Все гетеротрофы подразд. на орг-мы-потребители (консументы) и орг-мы, разлагающ. органич. вещ-ва на исходн. неорган. компоненты (редуценты).
5.Задачи экономики природопользования, методы эколого-экономических исследований.
ЭП как ветвь науки зародилась в 70-80 гг. 20 века.
ЭП – это наука об эффективно использовании людьми огранич. прир. ресурсов для удовлетворения своих экол-ресурсных и ресурсно-сырьевых потребностей. – это наука об эффективном воспроизводстве жизни.
Задачи рассматриваются на микро-, макро- и международном уровнях.
Осн. задачи экол-эк микроанализа:
5. Эк. оценка прир. ресурсов и услуг окр. среды.
6. Обоснование критериев и показателей эффективности природоохранной деятельности.
7. Анализ внешн. эффектов природопол-я и их интернализация, согласование индивид. и соц. оптимума пользования окр. средой.
8. Разработка методов оценки экол-эк ущерба и применение полученных результатов для решения конкретных задач экол. политики.
Сущность экол-эк микроанализа:
5. Разработка макроэк. моделей с учётом требования экол. безопасноти и реализации нац. концепций устойчивого развития.
6. Включение экол. прир-ресурсных параметров в систему нац. счетов, анализ воздействия экол. политики на макроэк. модели.
7. Учёт экол. аспектов и критериев устойчивого развития при разработке макроэк. политики.
8. Разработка и обоснование нац. экол. политики в соответствии с требованиями эк. эффективности, экол. безопасноти и соц. справедливости.
На международном и глобальном уровне задачами ЭП явл-ся:
3. Эк. оценка последствий трансграничного и глоб. загрязнения окр. среды.
4. Разработка соответствующих инструментов регулирования.
Методологическая основа экономики природопол-я явл-ся эк. теория, изучающая законы общественного воспроизводства, распределения и потребления. Методы:
1. Диалектический – исследование и изучение экол. и эк. процессов в единстве и развитии.
2. Исторический – анализируетя динамика взаимоотношений природы и общества.
3. Системный – изучается структура исследуемого объекта, совокупность его внутренних связей и отношений.
4. Нормативный – экол. нормативы определяют границы допустимых антропогенных нагрузок на прир. среду.
5. Экономико-математический – применяются при оценке прир. ресурсов, подсчёте экол., соц., эк. ущерба и др. расчётах.
6. Картографический – способствует оценке прир. ресурсов, прогнозируемых прир. явлений.
7. Аэрокосмический – изучение объектов природы и экол. обстановки на глобальном уровне.
34. Сущность и задачи мониторинга окр. среды. Организация системы наблюдения за состоянием прир. среды в Беларуси.
Мониторинг окр. прир. среды — это постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием — загрязнением, прир. явлениями, кот. происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окр. прир среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием прир. сред: воздушн. среды, поверхн-х вод и водн. экосистем, геолог-й среды и наземн. экосис-м.
Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблюдение и контроль за состоянием атм. воздуха, водн., минерал-сырьевых и биолог. ресурсов.
По содержанию различают несколько видов мониторинга:
• биосферный (глобальный);
• медицинский;
• импактный - слежение за прир процессами и явлениями под влиянием антропоген. факторов в особо опасных для состояния прир. среды районах и точках;
- локальный (наблюдение за воздействием на окружающую среду промышленных объектов или отдельных источников);
• биолог-й-слежение за биолог.объектми(растит и животн.миром);
• базовый — слежение за общебиосферными явлениями
• экологический (окружающей среды, при котором, обеспеч-ся пост. оценка экол. усл. среды обитания чел-а и биолог. объектов).
Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении соврем-й и достоверной информ-й системы управл-я экол. безопасностью. Осн задачами экол. мониторинга явл-я наблюдение за источниками и факторами антропоген возд-я, за состоянием прир. среды и происходящими в ней процессами, оценка фактич. сост-я прир. среды,прогноз ее динамики и состояния в буд.
1930-Создание Гидрометеорологической службы Беларуси. Наряду с гидрометеорологической формируется санитарно-эпидемиологическая служба системы здравоохранения и другие ведомственные сети мониторинга окружающей среды.
Закон Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности” (1999) Она обязана обеспечивать проведение мониторинга состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв и радиоактивного загрязнения окружающей среды. Гидрометеорологическая сеть Беларуси состоит из 4 гидрометеорологических обсерваторий (Минская головная, Гомельская, Брестская и Витебская зональные).
Мониторинг атмосферного воздуха: ежесуточно (3—4 раза) производится отбор проб на основные (пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота) и специфические загрязняющие вещества. Мониторинг состояния поверхностных вод: контроль качества поверхностных вод проводится по гидрохимическим и гидробиологическим показателям в соответствии с утвержденными стандартами. Мониторинг земель (почв) включает наблюдения за загрязнением почв пестицидами и токсичными веществами промышленного происхождения. Центр радиационного контроля и мониторинга природной среды (измерение доз гамма-излучений). +лесной растительности+общее содержание озона
Существуют государственная, ведомственные и локальные сети лесного мониторинга, а также элементы сетей мониторинга луговой и водной растительности.
МЧС: отслеживает техногенные и прир явления и катастрофы, если происходят, то их прекращают
В связи с принятием Закона “Об охране окружающей среды” (1992) -создание Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС). НСМОС призвана решать следующие задачи:
• выполнять регулярн наблюдения за состоянием прир. экосистем;
• осуществлять сбор, обработку (обобщение), хранение и использование экол. информации;
• проводить оценку фактического состояния прир экосистем, выявление критич. ситуаций и источников экол. опасности;
• формировать оптимальную структуру сети мониторинга;
• составлять кратко- и долгосрочн прогнозы состояния окр. среды;
• осуществлять оповещение о катастрофах, стихийных бедствиях и экологически опасных явлениях;
41. Зарубежный опыт экономического стимулирования ресурсосберегающей и природоохранной деятельности.
Модели, кот. существуют в США, Японии, Западной Европе отрабатывались с начала 20 в.
На Западе применяются как бы 2 разновидности эк. методов регулир-я экол. сферы – ценовое, или налоговое, регулирование и собственно рыночные механизмы.
Основные инструменты ценового экол. регулир-я ведущих западных стран:
1. Платежи за загрязнение окр. среды: выплата предприятиями-природопол-ми опред-х сумм в бюджет гос-ва за сброс сточных вод в водоёмы, выбросы в атмосферу, за складир-е твёрдых отходов. Эти платежи не нашли широкого применения, т.к. предприятию выгоднее делать отчисления, чем снижать объёмы выбросов.
2. Платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями: это плата за услуги местных органов власти. Стоки, твёрдые отходы передаются на очистные сооружения и мусороперерабатывающие заводы.
3. Ресурсные платежи: плата за право пользования прир. ресурсами, их воспроизводство и охрану. Для исчерпаемых ресурсов применяются: налог на объём продаж; налог на прибыли
4. Экологический налог в ценах на продукцию: надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окружающую среду. Служит средством вытеснения с рынка экологически «грязных» продуктов и технологий.
5. Дифференциация налогов на прибыль: система применения льготн. налогов для предприятий, выпускающих экол-ки чистую продукцию, и завышенных налогов для предприятий, кот. выпускают «грязную» продукцию.
6. Субсидии: государственная помощь природопол-м в проведении природоохр. меропр-й.
7. Экологическое страхование: страхование экономической ответственности предприятий-источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам в связи с аварийным и внезапным загрязнением окружающей среды.
Основные элементы системы рыночного регулирования, нашедшей широкое применение в США и ФРГ:
1. Баббл-принцип. Норматив выбросов устанавливается для целого региона. Цель: развязать предприятиям руки для достижения наибольшей экономической эффективности за счёт оптимального перераспределения выбросов между участниками рынка.
2. Политика компенсации выбросов. Позволяет предприятиям, уменьшившим свои выбросы, приобретать право на выброс, фиксируемое в лицензии на выброс.
3. Банки выбросов – специальные банки, в которые фирма, сократившая объёмы своих выпусков ниже уровня, предусмотренного нормативами, может положить аккредитив, полученный на разницу, чтобы впоследствии продать или использовать его при необходимости.
4. Биржи прав на загрязнение – посреднические организации, необходимые при расширении рынка прав на загрязнения для проведения сделок по купле-продаже прав на выбросы.