Занятие 1. Элементы экологического кризиса. Пути выхода из него. Антропогенные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.

План семинара: Вопросы к семинару
1. XXI век и главные проблемы человечества 1. Что такое глобальные проблемы? Какие из глобальных проблем наиболее значимы? Как взаимосвязаны глобальные проблемы? 2. Сделайте доклады по основным проблемам, с которыми столкнулось человечество в ХХ-м веке: глобальные катастрофы: мощные землетрясения, извержения с массивным выбросом в стратосферу вулканического пепла, падения на Землю крупных астероидов, столкновения с кометами и пр.; пандемия какого-либо заболевания, распространенность ВИЧ-инфекции и заболеваемость СПИДом; возможный демографический кризис; глобальный экономический кризис; глобальных военных конфликтов; продовольственного кризиса; энергетический кризис; парниковый эффект, потепление климата, его позитивные и негативные последствия; 3. Напишите минисочинение на тему: «Каким Вы видите будущее человечества в всеете настоящих экологических проблем и надвигающегося экологического кризиса?» Ответ обоснуйте.
2. Элементы экологического кризиса. Пути выхода из него. Антропогенные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека 1. Рассмотрите древнейшие экологические кризисы, связанные с деятельностью человека: позднепалеолитический – истребление крупных млекопитающих; неолитический – рост численности человека и опустынивание; ирригационное земледелие и засоление почв. 2. Выпишите кризисные этапы в развитии биосферы, в каждом случае постарайтесь определить, кризис это или катастрофа, проследите их последствия. 3. Что является предвестником экологического кризиса и как решать проблемы выхода из него? 4. Каково современное состояние литосферы, атмосферы и биосферы в целом? Является ли оно кризисным или катастрофическим? Почему? 5. Что такое антропогенные изменения в биосфере? 6. Приведите характерные признаки «жесткой» и «гибкой» технологий, применяемой человеком в его производственной деятельности.
3. Охрана окружающей среды как основа сохранения жизни человечества 4. Как Вы можете прокомментировать эти строки: Жизнь беззащитна, и любовь – нежна И разум землю облагает данью. И точная ответственность должна Сопутствовать Великому познанью. (М.Дудин)? 2. Рассмотрите следующие вопросы: 1.Круговорот веществ в природе. 2.Взаимосвязь живого и неживого вещества биосферы. 3. Антропогенные изменения в биосфере. 4.Охрана природы и рациональное природопользование и сделайте выводы о том, что охрана окружающей среды – основа сохранения жизни человечества. 3. В чем выражается противоречивость взаимоотношений человека и природы? 4.Каково содержание и в чем причина глобальных экологических проблем современности? Каковы пути их решения? 5. Назовите и охарактеризуйте особенности экологической проблемы в современной России и пути её решения. Перечислите природоохранные мероприятия, проводимые в нашей стране.
4. Антропоэкология и экология города 1. Сделайте доклад по теме: «Масштабы урбанизации в наше время», «Крупнейшие города мира», «Проблемы городов». 2. Обоснуйте положение о том, почему так важно поднимать и решать вопрос об экологии города? 3. Как связана деятельность общества с функционированием экосистемы города? 4. В чем состоят проблемы грамотного взаимодействия с природной и социоприродной средой? 5. Техногенное общество (цивилизация) – это общество, постоянно изменяющее свои основания бытия, в котором главной идеей развития является идея преобразования окружающего мира и подчинения природы человеку. Какие глобальные проблемы, порождены традиционной и техногенной цивилизацией?
5. Экологическое воспитание. Экологическое мышление. Экологическое сознание.
  1. «Как долго бы ни длился путь земной, в добре всему конец – всему начало. Как не хватает нам добра, твердит иной – он в жизни сам добром делился мало…». Рудольф Риммель.
Согласны ли Вы с тем, что охрана окружающей среды должна идти не только в русле материальных природоохранных мероприятий, но и в воспитании доброго, чуткого, бережливого отношения ко всему живому и неживому, что нас окружает в Природе. 2. Подберите стихи и цитаты, говорящие об ответственности человечества за состояние окружающей среды. 3. Предложите конкретные мероприятия, направленные на воспитание ответственности за собственные решения и поступки; 4. Правовые основы системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования населения в РФ. 5. Формирование экологического мышления как необходимое условие выживания и будущего развития человечества.


Наши рекомендации