Фундаментальные понятия о материи
План семинара: | Вопросы к семинару |
1. Понятие движение. Движение и развитие | 1. Определения и признаки движения.. 2. Движение, эволюция, развитие – особые процессы, универсальные формы существования материи. Охарактеризуйте каждый из них как процесс и как форму. 3. Рассмотрев основные свойства и признаки движения материи приведите пример из жизни, науки или производства на каждый из них. |
2. Формы и виды движения. Классификация наук по формам и видам движения. | 1. Что являлось признакам классификации науки в разное время? 2. Ознакомьтесь с формам и видам движения вещества и видами взаимодействия. Мы условно пронумеруем их: Видами взаимодействия: 1) Ядерное (сильное); 2) электромагнитное; 3) слабое; 4) гравитационное; Формы движения вещества: 5) движение микрочастиц; 6) внутреннее движение элементарных частиц; 7) внутриядерная форма движения; 8) внутриатомная форма движения; 9) внутримолекулярная (химическая) форма движения; 10) жизнь (реакция) белковых тел; 11) движение макротел; 12) меж- и внутригалактические формы движения; 13) внутризвездная форма движения; 14) внутрипланетарная форма движения; 15) движение планетных сфер (биосфера, тропосфера); 16) коллоидные формы движения; 17) жизнедеятельность организма; 18) общественная (социальная) жизнь; Виды движения материи: I. Взаимопревращение поля и вещества: 19) превращение поля в вещество; 20) превращение вещества в поле; II. Движение синтеза: 21) элементарных частиц; 22) ядер; 23) атомов (или молекул); 24) молекул (макромолекулы, полиномы, ДНК); 25) синтез белковых тел (например, простейших животных); III. Движения - перемещения:26) механическое движение молекул; 27) квантово-механическое движение (электронов в ионном остове кристаллической решетки); 28) тепловое движение микрочастиц; 29) жизнь человека (эмоциональная - движение чувств, интеллектуальная - движение рассудка и разума, волевая - формирование решимости к действиям). 3. Общепринято классифицировать науки в основном по формам и видам движения материи. Какую классификацию наук формам и видам движения материи Вы можете привести? 4. Используя нумерацию, запишите какие науки изучают перечисленные виды и формы движения (физика, астрономия, химия, биология, гуманитарные и общественные науки (включая экологию и психологию)? Какие из них присущи развитию человека? Ответ обоснуйте. |
3. Структурные уровни организации материи | 1. Определите что такое вещество и поле, элементарные частицы? 2. По обобщенному плану изучения структурных объектов и видов материи раскройте понятия вещество и поле, элементарные частицы. 3. Приведите примеры структурной организации материи. |
4. Структурность и системность материи. | 1. Структурность и системность – неотъемлемые свойства материи. 2. Системная организация в живой и неживой Природе. |
5. Микро-, макро- и мегамиры. | 1. Современные научные представления о микромире, макромире и мегамире. 2. Как изменялись представления о микромире, в разные периоды развития науки (Античность, средние века, Новое время, Просвещение, XIX век, современность)? 3. Как изменялись представления о макромире в разные периоды развития науки (Античность, средние века, Новое время, Просвещение, XIX век, современность)? 4. Как изменялись представления о мегамире в разные периоды развития науки (Античность, средние века, Новое время, Просвещение, XIX век, современность)? |
Тема 3. Пространство, время, принципы относительности
Занятие 1. Этапы развития физической картины мира. Структурные элементы механической картины мира (МКМ
План семинара: | Вопросы к семинару | ||||||||||||||||||||
1. Этапы развития физической картины мира. | 1. Каковы, по Вашему мнению, три наиболее важных открытия в физике и почему? (здесь речь идет об общих концепциях, и всей истории физики, а не только XX века). 2. Каковы, по Вашему мнению, три наиболее важных конкретных открытия в физике и почему? (речь идет о всей истории физики). 3. Назовите имена ученых физиков внесших наибольший вклад в развитие физики. 4. Какая теория лежит в основе механистической картины мира? 5. Что нового вносит механистическая картина в понимание и объяснение природы? В чем состоят преимущества и недостатки механистической картины мира? 6. Какая связь существует между механицизмом и метафизическим способом мышления? | ||||||||||||||||||||
2. Система идей ФКМ. | 1. Самостоятельная работа: «Система идей современной физической картины мира» [5, с. 34-35]. 2. Какие из этих «физических» идей можно обобщить на другие естественные науки? (приведите примеры).
3. Какие пословицы и поговорки о физических явлениях, законах Вы знаете? | ||||||||||||||||||||
3. Структурные элементы механической картины мира (МКМ). Механика как теория. Законы Кеплера и тяготения Ньютона | 1. Программированное упражнение по механике 2. Как рассматривались понятия времени и пространства в классической механике? 3. Приведите формулировку принципа относительности для законов механики 4. По обобщенному плану изучения теории рассмотрите механику как научную теории. 5. По обобщенному плану изучения закона рассмотрите законы Ньютона и Кеплера. | ||||||||||||||||||||
4. Общая структура электродинамической картины мира (ЭДКМ). | 1. Какой новый вклад в картину мира вносит электромагнитная теория? 2. В чем состоят особенности революции естествознания в конце XIX — начале XX вв.? | ||||||||||||||||||||
5. Роль и МКМ и ЭДКМ в развитии современного естественнонаучного стиля мышления (его принципов и черт). | 1. Что нового вносит специальная теория относительности в прежний принцип относительности классической механики? 2. Как изменяется характер времени в движущейся и покоящейся инерциальных системах отсчета? 3. Чем отличается поле тяготения от других физических полей? 4. Почему инертная масса равна тяжелой массе? | ||||||||||||||||||||
6. Характерные особенности квантово-полевой картины мира. | 1. Двойственный мир классической физики: вещество и поле как виды материи 2. Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи 3. В чем изменились взгляды на природу в связи с исследованием процессов в микромире? 4. Как изменились научные представления о мире после возникновения научно-технической революции? | ||||||||||||||||||||
7. Квантово-космологическая картина мира (основные положения и роль в современной естественнонаучной картине мира). | 1. В чем заключается системный взгляд на мир? 2. Обоснуйте, в чем заключаются сильные и слабые стороны квантово-космологической картины мира? 3.Как сказал Стивен Хокинг, вероятность того, что мы найдем (создадим) полную единую теорию в течение ближайших 20 лет, составляет 50%. Согласны ли Вы, что конец теоретической физики уже виден? О какой единой теории идет речь? 4.Каковы, по Вашему мнению, конкретные важнейшие нерешенные проблемы в различных областях физики? 5. В чем состоит переход от физики необходимого к физике возможного? |