Характеристика воды как среды обитания

ВВЕДЕНИЕ

Лабораторный практикум по экологии растений рассчитан на 16 часов (8 занятий) и

включает три темы:

растения водоемов (6 часов)

растения пустынь (4 часов)

растения тундр (4 часов)

Лабораторный практикум посвящен анализу адаптаций растений к особым, часто экстремальным условиям жизни.

Задачи, которые решаются в ходе выполнения лабораторных работ следующие:

· Характеристика основных факторов, действующих на растения в водоемах, пустынях, тундрах

· Знакомство с видовым составом водоемов, пустынь, тундр

· Изучение морфологических особенностей подземных органов, побегов, листьев растений разных экологических групп

· Изучение анатомических особенностей листьев и побегов растений разных экологических групп

· Анализ особенностей строения и развития растений водоемов, пустынь и тундр и характеристика основных уровней адаптации (структурного, функционального и т.д.)

Раздел завершается контрольным определением (2 часа), в ходе которого дается характеристика:

а. неэтикетированного гербарного образца (называется вид, морфологические и анатомические особенности, жизненная форма и экологические группы, условия жизни определяемого экземпляра)

в. неэтикетированного анатомического препарата (обозначаются все виды тканей, их характеристика).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. В первой части лабораторной работы описываются условия жизни растений, т.е. основные, прежде всего лимитирующие, факторы, действующие на них (освещенность, влажность, температура, почвенные факторы и т.д.)

2. Вторая часть посвящена рассмотрению морфологических адаптаций растений. Описываются и анализируются гербарные образцы, данные о которых заносятся в таблицу. При этом выявляется видовой состав, жизненные формы, экологические группы и биологические особенности растений.

3. Третья часть посвящена анатомическим адаптациям растений. Рассматривается и сравнивается внутреннее строение листьев и побегов – наиболее адаптивных и изменчивых органов растений.

Рисунки анатомических препаратов делаются простым карандашом, крупно и отчетливо. Справа даются все необходимые обозначения.

Особое внимание обращается на:

- покровные ткани (одно- или многослойная эпидерма; характер утолщения клеток; положение устьиц – погруженные или нет, характер опушения, наличие гиподермы, кутикулы, желез и т.д.)

- мезофилл (дифференцирован или нет; количество слоев палисадной ткани; соотношение слоев; наличие воздухоносных полостей, смоляных каналов и т.д.)

- механические ткани (редуцирована или четко выражена; локализация ее; наличие отдельных клеток; вид механической ткани и т.д.)

- проводящие ткани (степень развития; тип проводящего пучка; локализация и т.д.)

РАСТЕНИЯ ВОДОЕМОВ

Характеристика воды как среды обитания

1. Температурный режим

2. Световой режим

А) освещенность

В) спектральный состав

3. Физические свойства воды (течение, замерзание, давление и т.д.)

4. Химический состав

А) содержание кислорода

В) содержание питательных веществ (трофность водоемов)

С) соленость

Био-экологические особенности растений водоемов

Заполнить таблицу, используя гербарий водных растений

Семейство, вид (лат. и русское название) Жизненная форма Экологическая группа Морфологические и иные особенности Примечание
1. Elodea canadensis L. Элодея канадская   Семейство Hydrocharitaceae - Водокрасовые Водная трава Погруженный аэрогидатофит   1. Корни придаточные, часто едуцированы. 2. Листья однослойные. Отсутствие устьиц. 3. Побег гибкий. 4. Интенсивное вегетативное размножение, за что элодея названа «водяной чумой». Сорняк, завезенный из Северной Америки в конце 19 в. и широко распространившийся по всем водоемам Европы.    
2.          
3.        
4.          
5.        
6.        
7.        
8.        
9.        
10.        
11.        
12.        

Функциональные адаптации

- физиологические (особенности фотосинтеза, транспирации, минерального питания и т.д.) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- биохимические ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

РАСТЕНИЯ ПУСТЫНЬ

Условия жизни растений умеренных пустынь

Температура

2. Осадки

Почвы

А). механический состав

Б). плодородие

В). засоленность

4. Ветры

5. Сезонность

РАСТЕНИЯ ТУНДР

Условия жизни растений тундр

1. Температура

а) температуры вегетационного периода

б) температуры зимнего периода

2. Освещенность

3. Осадки

а) количество

б) распределение по сезонам

4. Почвы

а) температура

б) влажность

в) трофность

г) рН

5. Ветры

ВВЕДЕНИЕ

Лабораторный практикум по экологии растений рассчитан на 16 часов (8 занятий) и

включает три темы:

растения водоемов (6 часов)

растения пустынь (4 часов)

растения тундр (4 часов)

Лабораторный практикум посвящен анализу адаптаций растений к особым, часто экстремальным условиям жизни.

Задачи, которые решаются в ходе выполнения лабораторных работ следующие:

· Характеристика основных факторов, действующих на растения в водоемах, пустынях, тундрах

· Знакомство с видовым составом водоемов, пустынь, тундр

· Изучение морфологических особенностей подземных органов, побегов, листьев растений разных экологических групп

· Изучение анатомических особенностей листьев и побегов растений разных экологических групп

· Анализ особенностей строения и развития растений водоемов, пустынь и тундр и характеристика основных уровней адаптации (структурного, функционального и т.д.)

Раздел завершается контрольным определением (2 часа), в ходе которого дается характеристика:

а. неэтикетированного гербарного образца (называется вид, морфологические и анатомические особенности, жизненная форма и экологические группы, условия жизни определяемого экземпляра)

в. неэтикетированного анатомического препарата (обозначаются все виды тканей, их характеристика).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. В первой части лабораторной работы описываются условия жизни растений, т.е. основные, прежде всего лимитирующие, факторы, действующие на них (освещенность, влажность, температура, почвенные факторы и т.д.)

2. Вторая часть посвящена рассмотрению морфологических адаптаций растений. Описываются и анализируются гербарные образцы, данные о которых заносятся в таблицу. При этом выявляется видовой состав, жизненные формы, экологические группы и биологические особенности растений.

3. Третья часть посвящена анатомическим адаптациям растений. Рассматривается и сравнивается внутреннее строение листьев и побегов – наиболее адаптивных и изменчивых органов растений.

Рисунки анатомических препаратов делаются простым карандашом, крупно и отчетливо. Справа даются все необходимые обозначения.

Особое внимание обращается на:

- покровные ткани (одно- или многослойная эпидерма; характер утолщения клеток; положение устьиц – погруженные или нет, характер опушения, наличие гиподермы, кутикулы, желез и т.д.)

- мезофилл (дифференцирован или нет; количество слоев палисадной ткани; соотношение слоев; наличие воздухоносных полостей, смоляных каналов и т.д.)

- механические ткани (редуцирована или четко выражена; локализация ее; наличие отдельных клеток; вид механической ткани и т.д.)

- проводящие ткани (степень развития; тип проводящего пучка; локализация и т.д.)

РАСТЕНИЯ ВОДОЕМОВ

Характеристика воды как среды обитания

1. Температурный режим

2. Световой режим

А) освещенность

В) спектральный состав

3. Физические свойства воды (течение, замерзание, давление и т.д.)

4. Химический состав

А) содержание кислорода

В) содержание питательных веществ (трофность водоемов)

С) соленость


Наши рекомендации