Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871)
Для становления экологического образования дошкольников в России огромное значение имеет учение К.Д. Ушинского о природе в первоначальном обучении. К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным средством воспитания детей. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.
К.Д. Ушинский определяет природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека». Он неоднократно указывает на то, что «самое тщательное воспитание без учета этого агента всегда будет отдавать сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».
Ушинский считал, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем ничто не может заменить воспитывающих душу впечатлений природы. Место учебных заведений – вне городов. День, проведенный ребенком посреди рощи и полей, «стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».
В своих «Воспоминаниях об обучении в Новгород-Северской гимназии» К.Д. Ушинский рассказывал о неизгладимых впечатлениях, которые оставила в его душе родная природа. Прекрасное месторасположение родного дома, разнообразный, богатый ландшафт рано развили у Ушинского любовь к родной природе. «Но как оживлялась и наполнялась впечатлениями жизнь моя, – пишет он, – когда приближалась весна: я следил за каждым ее шагом, за каждой малейшей переменой в борьбе зимы и лета. Всё было предметом моего странного недремлющего внимания». Форма и чинность, мучительная бессмыслица, официальный гул или молчание, царящее в учебных заведениях больших городов, – во всем этом исчезает личность. Ушинский противопоставляет этому волю, простор, природу. Воспитание высоких чувств и душевного благородства он неизменно связывал с воздействием на ребенка родной природы.
Использование природы в воспитании детей, а в более старшем возрасте использование естествознания как науки о природе связано у Ушинского с идеей народности. Воспитание, построенное на народности, должно углублять высокое чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать свою родину, ее язык, историю, природу.
Уже в Предисловии к «Детскому миру» Ушинский указывает, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, прежде чем ребенок выучится читать. Надо учить ребенка не только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать».
В «Родном слове» – книге для учителя – Ушинский вновь подчеркивает значение наглядного обучения. Первая задача первоначального обучения – дать упражнения, возбуждающие мысль и выражающие эту мысль. Дитя мыслит «формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Сделать первоначальное обучение доступным наибольшему числу ощущений – значит сделать его доступным ребенку.
Вторая причина, по которой Ушинский остановился на «естественной истории» для первоначального обучения: именно на этом материале, считает он, легче всего приучить ребенка к логичности мышления, а это составляет одну из главных задач чтения и рассказывания. «…Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей», – пишет он. «Логика есть не что иное, как отражение в уме связи предметов и явлений природы». Таково значение наглядного обучения. И оно должно осуществляться до поступления ребенка в школу. Только отсутствие возможностей наглядного систематического обучения в семье, указывает Ушинский, заставляет использовать его при первоначальном обучении в школе. Для дошкольных педагогов это положение Ушинского особенно важно. Оно расширяет содержание воспитания и обучения детей до школы, включает в него развитие наблюдательности и процесс формирования знаний о природе.
Ушинский неоднократно возвращается к мысли о том, что развитие ребенка легче и успешнее всего осуществляется при изучении естествознания. Таким образом, Ушинский отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума.
К.Д. Ушинский определяет и требования отбора материала из обширного мира природы, который можно использовать в первоначальном обучении детей. Он останавливает выбор не на «заморских диковинках», а на предметах и явлениях природы, окружающих ребенка и наиболее близких и знакомых ему. «Я думаю, что не с курьезами и диковинками науки должно знакомить дитя, а, напротив, – приучать его находить занимательное в том, что беспрестанно и повсюду окружает…». В этом Ушинский видит связь науки (учения) с жизнью. Эти мысли воплотились, прежде всего, в «Родном слове» и в «Детском мире».
Ушинский рекомендовал уже первое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей жизни осуществлять как процесс формирования системы знаний, ведя ребенка от близкого и понятного к более далекому и сложному для него материалу. Он категорически утверждает, что излагать предмет без связи, –значит утомлять и засорять детскую память. Знания должны даваться на основе ясной для ребенка систематики. «…Рассмотрев с детьми какой-нибудь предмет, не должно, переходя к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен… Идя все дальше, не оставлять то, что уже приобрели… Приучить дитя рассуждать…живыми и верными образами – значит положить прочные основания его логике… Вот на каком основании было предпочитаемо систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов». Это требование системности первоначальных знаний представляет большую ценность в наше время.
В первой книге «Родного слова», предназначенной для чтения при первоначальном обучении, Ушинский знакомит детей с предметами и явлениями быта, труда, с растениями и животными, неживой природой. Уже это первоначальное ознакомление с окружающим не проходит как описание изолированных предметов и явлений.
Ознакомление с животными начинается с домашних животных – их ребенок чаще всего встречает и наблюдает. Дети учатся различать диких и домашних животных. Затем они знакомятся с «животными четвероногими и птицами».
В определенной группировке представляют перед детьми растения. И здесь для первоначального ознакомления выделяется группа растений, с которыми дети чаще всего сталкиваются: грибы, травы и цветы. В другую группу включаются растения, практически используемые человеком, выращиваемые им: растения хлебные и огородные, ягоды и плоды. К третьей группе растений относятся деревья плодовые, простые и кустарники.
Ушинский обращается и к миру неживой природы: предлагает познакомить детей с металлами и камнями – драгоценными и простыми, землями. На основе полученных знаний даются более крупные группировки: люди, животные, растения, минералы.
Материал второй части «Родного слова» также представлен в системе. Основанием для порядка в этой части, как указывает К.Д. Ушинский, являются: в первом отделении – место, во втором – время. В первом отделе предметы расположены по месту их нахождения, «все более расширяющимися кругами; центром круга является ученик и его класс». Определяя время как основание для «порядка» во втором отделе, Ушинский насыщает событиями целый детский год. При этом он использует и «природу со всеми годовыми переменами», труд людей, события из детской жизни и т.д.
Дети получают разнообразные сведения об использовании тех или иных вещей, о материале, из которого они изготовлены, о способах изготовления. В эти сведения включают и сведения о погоде, об особенностях существования животных в то или иное время года, о растениях, труде людей, детских забавах и т.д.
В целом естественнонаучный материал «Родного слова» и «Детского мира» был на уровне передового естествознания того времени. Но он не свободен от ряда биологических ошибок, связанных с уровнем естествознания и с некоторыми философскими позициями Ушинского.
Естественнонаучный материал, предлагаемый Ушинским, в значительной части устарел и не отвечает данным современного естествознания. Но многие из очерков и рассказов К.Д. Ушинского могут быть использованы в экологическом образовании дошкольников. Его рассказы «Четыре желания», «Пчелка на разведке», «Утренние лучи», «Петушок с семьей», «История яблоньки», «Проказы старухи-зимы» занимательны и вместе с тем, давая достоверные знания, учат ребят подмечать существенные черты в окружающей природе.
Ведущую роль в обучении Ушинский отводил развитию родного языка, т.к., по его мнению, в языке отражается родная природа, вся история духовной жизни народа.
Несомненной ценностью обладают мысли Ушинского о развитии детской наблюдательности и о способах наблюдения. Считая развитие наблюдательности одной из важных задач первоначального обучения, определяя наблюдательность как важнейшее качество ума, Ушинский понимал под наблюдательностью способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях. К.Д. Ушинский называет два условия развития наблюдательности: наглядность обучения и изложение материала в системе и последовательности. Кроме того, К.Д. Ушинский выдвинул ценнейшие предложения, определяющие развитие детской наблюдательности. Он предлагает при рассматривании предмета прежде всего приучать отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у детей перед глазами. Необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов: какого цвета предмет? Из чего он создан? Какова его величина сравнительно с другими предметами? Сколько ног? Сколько крыльев? и т.д. Но тут же Ушинский предупреждает, что наблюдение должно быть живым, затрагивать ум и душу ребенка, будить интерес, а не сводиться к голому выспрашиванию, к констатации фактов.
От перечисления и указания на признаки, бросающиеся в глаза при первом взгляде на предмет, педагог предлагает перейти к перечислению существенных признаков, рассказать о пользе, которую предмет может принести человеку (как видим, это также расходится с современными экологическими представлениями).
Следующим этапом в проведении наблюдений К.Д. Ушинский считал сравнение предметов. Необходимо учить детей сравнивать несколько уже знакомых предметов, находя сходство и различие. Дошкольников необходимо учить сравнению.