Природные парки и государственные заказники.
3.1. Государственные природные заказники
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Заказники — одна из наиболее распространенных в России категорий ООПТ. К тому же это весьма древняя форма охраны охотничьих угодий и их обитателей, известная еще со времен Киевской Руси. Предполагается, что именно тогда появилось слово «заказ», под которым понималось временное ограничение использования охотничьих ресурсов.
Государственные природные заказники могут быть как федерального, так и регионального значения.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
В зависимости от задач охраны природы и особенностей природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
— комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
— биологическими (ботаническими и юо логически ми), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
— палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
— гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
— геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы
На зерризорыях государственных природных заказников может постоянно или временно запрещаться или ограничиваться любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
3.2. Природные парки
Наряду с национальными парками в мире существует еще одна форма ООПТ, в пределах которой совмещаются задачи сохранения природных ландшафтов и историко-культурных объектов с организацией познавательного отдыха и туризма. Это природные парки.
Как обособленная форма ООПТ они возникли чуть позднее национальных парков: первый природный парк был создан в 1909 г. в Германии.
Всемирная комиссия по охраняемым территориям МСОП относит природные парки к категории охраняемых ландшафтов, т.е. к ООПТ, созданных именно для сохранения природы и рекреационного использования'.
Для России природные парки являются относительно новой формой ООПТ Легально понятие природного парка впервые было закреплено в 1995 году в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях».
К организационно-правовой особенности природного парка относится то, что они могут быть образованы только на региональном уровне — субъектами Российской Федерации.
Природные парки создаются как природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Территории природных парков, как правило, находятся в собственности субъектов РФ, их создавших, но могут в отдельных случаях включать земельные участки, предоставленные иным пользователям, а также собственникам.
На природные парки возлагаются следующие задачи.
— сохранение природной среды, природных ландшафтов;
— создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
— разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационною использования территорий природных парков.
Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Правовой режим природных парков, как и в национальных парках, осуществляется путем функционального зонирования территории. В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов, с дифференцированным режимом особой охраны и использования.
На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.