Охрана, защита и воспроизводство лесов.
Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс мер по рациональному использованию и сохранению лесов от уничтожения, загрязнения и иных негативных воздействий.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий или лицами, использующими леса. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Лесные пожары продолжают оставаться одним из наиболее негативных факторов, влияющих на состояние лесов. С 2004 гола лесные площади, пройденные пожарами, постоянно возрастали. Чрезвычайной пожарной обстановкой в лесах во многих субъектах Российской Федерации характеризовался 2010 год. Количество возгораний составило 34,8 тыс., огнем было пройдено 2,5 млн га. Основная причина возникновения лесных пожаров, особенно в европейской части страны, — неосторожное обращение граждан с огнем в лесу. По вине населения и от неконтролируемых сельскохозяйственных палов произошло более 70^ всех возгораний.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ, Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также подзаконными актами.
Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются следующие меры пожарной безопасности: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К мерам противопожарного обустройства лесов законодатель относит: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов и пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов: иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 53.5 ЛК РФ).
При проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации, допускается осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Исключение из этого правила возможно в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров или последствий эгой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут (ч. 7 ст. 53.7 JTK РФ).
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов
(растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, — на их локализацию и ликвидацию. Зашита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений».
Гибель насаждений в последнее десятилетие увеличилась почти в 1,5 раза по сравнению с предыдущим периодом; если в период с 1990 по 1999 г. от различных причин погибло 3017,6 тыс. га насаждении, то с 2000 по 2009 г. — около 4347,8 тыс. га.
Согласно ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:
1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесипатологической угрозы);
2) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;
3) авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
4) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов сп мхламления. загрязнения и иною негативного воздействия);
5) установление санитарных требований к использованию лесов.
Меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ. Правила санитарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаю гея Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Лесозащитные мероприятия подразделяются: на профилактические (предупредительные); меры по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия; лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг.
Профилактические мероприятия направлены на привлечение насекомоядных птиц, муравьев, которые на определенном этапе развития популяций насекомых — вредителей леса могут предотвратить их массовое размножение. Они включают следующие виды работ: развешивание искусственных гнездовий, огораживание и расселение муравейников и т. п.
Меры по локализации и ликвидации очагов проводят в местах массового размножения вредителей с целью снижения их численности до порогового уровня и предотвращения ущерба от повреждения насаждений. Меры подразделяются как по способам проведения борьбы (наземные и авиационные), так и по используемым препаратам (химические и биологические).
К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся выборочные и сплошные санитарные рубки, а также выборка погибших и поврежденных деревьев; очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия; уборка захламленности. Их главной целью нвляе1ся улучшение санитарного состояние лесов и сокращение экономического ущерба от потери древесины.
Государственный лесопатологический мониторинг — сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам. Кроме лого, в лесах осуществляете» радиационное обследование и устанавливаются зоны радиоактивного загрязнения в целях их охраны от загрязнения радиоактивными веществами.
Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу РФ или Красные книги субъектов РФ, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой может привести к сокращению численности таких растений и ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.
Лесные ресурсы относятся к возобновляемым, поэтому лесное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесоразведение. Воспроизводство лесов имеет важнейшее экологическое значение. Проведение лесовосстановительных мероприятий обеспечивает своевременное восстановление лесных насаждений на вырубках, гарях и на других, не покрытых лесной растительностью землях лесного фонда. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами. Лесовосстановление может быть естественным, искусственным или комбинированным. Наряду с мероприятиями по лесовосстановлению в Российской Федерации проводятся работы по лесоразведению для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятии, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Лесное семеноводство осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» и Лесным кодексом Российской Федерации.
85.Понятие, содержание, объекты и субъекты пользования объектами животного мира.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» «животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации» Федеральным законом от 10 января 2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» животный мир отнесен к «природным ресурсам», к «компонентам природной среды».
Легальное определение понятия «животный мир» закреплено в ст. 1 Федерального закона «О животном мире», согласно которому животный мир — совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской федерации.
В данном определении гакреплены признаки «животного мира», позволяющие его отграничить от других объектов права пользования природными ресурсами.
Традиционно выделяются различные признаки животного мира.
1) нахождение диких животных в состоянии естественной свободы, под которой понимается непосредственная естественная связь животного с окружающей средой;
2) объект животного мира должен находиться в живом состоянии;
3) объект животного мира должен принадлежать к «дикой» фауне. Правовой режим охраны и использования домашних животных фау- нистическим законодательством не регулируется;
4) «дикие» животные рассматриваются относительно территориальных границ, как естественных (границ ареалов разного уровня), так и искусственных (государственных, административных (границ населенных пунктов, административно-территориальных единиц, охраняемых природных территорий, режимных зон), хозяйственных — земельных участков, охотхозяйств). Иными словами, разнообразие режимов использования «диких» животных как объектов животного мира и, соответственно, пользование животным миром рассматривается применительно к территориальным режимам;
5) «непотребляемостъ объекта права — животного мира», под которой понимается, что при «переходе отдельного животного с территории Российской Федерации на территорию другого государства, а также при уничтожении отдельных экземпляров в результате охоты, рыболовства и т. д. животный мир в целом как объект права собственности и объект охраны не исчезает»2, однако другие авторы говорят о признаке возобновляемости животного мира.
Объектом права пользования животным миром является только живой организм. Умершие вследствие естественных причин (или умерщвленные) дикие животные не могут быть объектами охоты, рыболовства и других видов пользования животным миром3.
Колбасов О. С. отмечал, что «объектом права пользования животным миром являются не все живые организмы, обитающие в состоянии естественной свободы, а только те, которые представляют собой самостоятельные материальные объекты — предметы общественных отношений. Например, не могут быть объектами права пользования живые организмы микрофауны почвы, так как они образуют неотделимый компонент почвенного вещества. Использование и охрана почвенной микрофауны не отделяется от использования и охраны самой почвы, которая выступает как объект земельных отношений. Кроме того, из числа объектов животного мира исключаются паразитирующие организмы в тот период их жизни, когда они находятся в крови, тканях, пищевом тракте или на теле других организмов или носителями паразитов».
Вместе с тем в целях индивидуализации понятия животный мир законодатель вводит понятие объекта животного мира — под которым понимается организм животного происхождения (дикое животное).
Пользователями животным миром могут быть граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
В отличие от иных сфер природоресурсного законодательства (земельного, водного, лесного), фаунистическое законодательство представлено тремя базовыми головными законами, включающими как рамочные основы регулирования охраны и использования объектов животного мира, так и законы, стратифицированные в соответствии с основными экономическими направлениями деятельности в данной сфере: охота и рыболовство.
Таким образом, система законодательства об охране и использовании животного мира (фаунистического законодательства) базируется на следующих основополагающих федеральных законах:
1) от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
2) от 24 апреля 1995 г. М 52-ФЗ «О животном мире»;
3) от 24 июля 2009 г. М 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
4) от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»5.
Помимо вышеперечисленных федеральных законов, отдельные аспекты использования и охраны животного мира регулируется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. М 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»1, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. М 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»1, а также Федеральном законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»3.
Так, ст. 4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерацию» содержит определение живых ресурсов исключительной экономической зоны. Это все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов «сидячих видов» морского дна и его недр, использование, которых регулируется Федеральным iaконом «О континентальном шельфе Российской Федерации». Федеральный закон «О континентальном шельфе российской Федерации» (ст. 4) дает определение природных ресурсов континентального шельфа, к которым относятся минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы (живые ресурсы). К категории живых организмов относятся «сидячие виды» — организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами.
Целый ряд норм фаунистического законодательства корреспондируются с нормами базового кодифицированного законодательства иных сфер природоресурсного законодательства: Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ.