Полномочия органов общей компетенции в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Органы общей компетенции: Парламент Федерального Собрания РФ, Президент РФ, Правительство РФ, исполнительные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Они имеют достаточно широкий круг полномочий, но в какой-то мере это и по экологическим вопросам (у кого-то больше полномочий, у кого-то меньше, но в какой-то мере все занимаются).
1) Президент РФ.
Выступает гарантом прав и свобод, а в числе конституционных есть и экологические права и свободы.
Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе это касается и экологической политики государства.
По представлению Правительства РФ он утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, куда входят и органы специальной компетенции, а также определяет компетенцию некоторых из этих органов. Хотя компетенцию в основном определяет Правительство РФ.
Президент определяет государственную стратегию, в том числе и экологическую стратегию (стратегию в области охраны окружающей среды).
Президент является субъектом законодательной инициативы (в том числе и по экологическим вопросам).
Подписывает международные документы (договоры) – в том числе по реализации экологических прав.
Принимает указы и распоряжения в этой сфере.
Имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, противоречащих Конституции и федеральным законам.
И имеет некоторые другие полномочия.
Президент как непосредственно сам реализует свои полномочия, так и через созданные в Администрации Президента структуры. Примеры таких структур: полномочные представители президента в федеральных округах; государственный совет и Совет Безопасности входят в администрацию президента.
Совет Безопасности и безопасность в целом, и экологическую безопасность обеспечивает.
2) Федеральное собрание РФ.
Состоит из двух палат, опосредованно ведает вопросами управления.
Госдума ведает законотворчеством, в том числе и экологическое законодательство. Совет Федерации одобряет эти законы.
Госдума, утверждая и разрабатывая ежегодный бюджет страны, закладывается и денежный фонд, который тратится на охрану окружающей среды.
Потом Правительство перед Госдумой ежегодно отчитывается о расходовании средств.
Совет Федерации (в истории нашей страны не было, но в принципе может быть), при объявлении чрезвычайного и военного положения… Чрезвычайное положение может быть в результате чрезвычайной ситуации, то роль Совета Федерации – утвердить указ президента.
3) Правительство Российской Федерации.
Свои полномочия реализует на основе положений Конституции и ФКЗ «О правительстве».
К числу полномочий Правительства относятся:
1) Проведение единой государственной экологической политики РФ.
2) Принимает меры по реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.
3) Занимается разработкой прогнозов, государственных экологических программ (федеральных целевых программ – есть и краткосрочные, и среднесрочные, и долгосрочные программы) в области охраны окружающей среды.
4) Разрабатывает положения специальных уполномоченных органов в области охраны окружающей среды (практически все положения утверждены Правительством).
5) Принимает решения о создании особо охраняемых территорий федерального значения.
6) Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф и принимает участие в ликвидации их последствий.
7) Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти.
В структуре аппарата Правительства есть такая структура, как Департамент социального развития и охраны окружающей среды.
4) Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, они аналогичны полномочиям Правительства, в статье 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» они подробно закрепляются.
Гос. Экологический надзор (по остаточному принципу).
Гос. учет объектов, оказывающих негативное воздействие.
5) К числу органов общей компетенции относятся и органы местного самоуправления.
Нынешнее законодательство, в частности ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления» свёл к минимуму круг вопросам, относящимся к их полномочиям. И исключён муниципальный контроль из полномочий.
Остаются только прямо определённые ФЗ «Об охране окружающей среды» в статье 7 полномочия.
ФЗ «Об основных принципах местного самоуправления» очерчивает круг полномочий в зависимости от того, какой статус имеют эти муниципальные образования.
В общем-то, все муниципальные образования в круг вопросов включают:
1) Сбор, утилизация и вывоз бытовых отходов.
2) Занятие благоустройством и озеленением территории.
3) Развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения.
4) Как правило, городским населённым округам – воспроизводство городских лесах, (забота о пригородных лесах), осуществление лесного контроля и надзора.
5) И некоторые другие вопросы.
Реализация в деятельности органов местного самоуправления, в сфере охраны окружающей среды, реализуется недостаточно эффективно.
В числе исполнительных органов деятельность по осуществлению муниципального экологического управления могут реализовывать экологические службы. Муниципальным образованиям предоставили возможность самостоятельно решать – создавать ли такие специализированные службы или нет. Эффективность создания деятельности этих служб зависит от ряда объективных и субъективных факторов.
Создания экологических служб зависит от ряда объективных и субъективных факторов.
1) Имеет значение, является ли муниципальное образование городским или сельским.
В городах больше различных экологических проблем – концентрация транспортных средств… Здесь больше потребность в создании таких служб. В сельском тоже есть негативное воздействие, но не столь оно объёмно, так что вполне можно и не создавать, а в рамках управления сельского хозяйства можно осуществлять данные функции.
2) в двух одинаковых муниципальных образованиях может различаться экологическая обстановка. Там, где она хуже – там необходимо больше внимание к этим проблемам и соответствующие службы создать стоит.
3) При одинаковом статусе муниципального образования, при одинаковой экологической обстановке, могут различаться финансовые возможности и материально-техническая база. Не в каждом муниципальном образовании готовы к созданию таких служб, даже если объективные причины есть.
Субъективные факторы: связаны с опытом, желанием, эколого-правовой культурой муниципальных служащих, руководителей органов местного самоуправления, депутатов органов местного самоуправления.