Стратегия устойчивого развития.

В 1991 г. была принята Все­мирная стратегия охраны природы. Этот документ получил название: «Забота о Земле – стратегия устойчивого существо­вания». Документ состоит из трех частей. В первой части провозг­лашаются принципы устойчивого развития:

– уважение и забота обо всем сущем на Земле;

– повышение качества жизни;

– сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем;

– предотвращение истощения невозобновимых ресурсов;

– развитие в пределах потенциальной емкости экосистем;

– изменение сознания человека и стереотипов его поведе­ния;

– поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания;

– выработка национальных концепций интеграции соци­ально-экономического развития и охраны окружающей среды;

– достижение единства действий на мировом уровне.

Во второй и третьей частях документа даны рекомендации по претворению этих принципов в жизнь.

Цель Стратегии:

не заменяя национальных программ охра­ны окружающей среды, дать основные ориентиры. Стратегия ставит две основные задачи: выживание человечества и фило­софское определение смысла жизни человека. Перспектива сохранения человека как вида уже сейчас достаточно пробле­матична. Сейчас человек находится в наиболее агрессивной стадии своего развития; он пытается осознать, что либо он впишется в биосферу, приспособится к ней, либо его постиг­нет судьба вымерших видов. Однако выживание не является сугубо человеческой задачей. В этом смысле человек мало от­личается от других живых существ. Кроме этого, в Стратегии сформулировано понятие «духовности» как наличие целей, отличающихся от простого выживания.

http://poznayka.org/s85083t1.html

Экологизация сознания

На рубеже II и III тысячелетий н. э. в мышлении человека и его практической деятельности происходит смена парадигмы – экономические приоритеты заменяются экологическими. Гос­подствовавший вплоть до конца XX столетия экономический императив все чаще заменяется экологическим. Именно от того, сможет ли человечество в ближайшее время добиться разумного сочетания экономических и экологических интере­сов, зависит его будущее. Тип экологического сознания отражает существующие на данный момент представления о взаимоотношениях человека и природы и определяет поведение людей при их взаимодей­ствии с природой. Можно выделить два основных типа эколо­гического сознания: антропоцентризм и экоцентризм.

Антропоцентризм основывается на представлениях о «че­ловеческой исключительности», противопоставлении челове­ка природе. Основные особенности антропоцентризма следу­ющие:

1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он пред­ставляет самостоятельную ценность. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человека, при­чем, как само собой разумеющееся, считается, что он имеет на это право.

2. Иерархическая картина мира. На вершине стоит человек, несколько ниже – вещи, созданные человеком и для челове­ка, еще ниже располагаются различные объекты природы, ме­сто которых в иерархии определяется полезностью для чело­века. Мир людей противопоставлен миру природы.

3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворе­ние тех или иных прагматических потребностей:производствен­ных, научных и т.д., получение определенной пользы для че­ловека. Сущность этого подхода выражается словом «исполь­зование».

4. Характер взаимодействия с природой определяется «праг­матическим императивом»: правильно и разрешено то, что по­лезно человеку и человечеству.

5. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как безличная «окружающая среда».

6. Этические нормы и правила действуют только в мире лю­дей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.

7. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, ко­торый должен быть подчинен процессу развития человека.

8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимо сохранить природную среду, что­бы ею могли пользоваться будущие поколения.

Экоцентризм основывается на понимании необходимости коэволюции человека и биосферы. Экоцентризм характеризу­ется следующими основными особенностями:

1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие че­ловека и природы. Природное признается изначально самоцен­ным, имеющим право на существование вне зависимости от полезности, бесполезности иди вредности для человека. Чело­век – не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

2. Отказ от иерархической картины мира. Человек не при­знается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум. Наоборот, его разум­ность налагает на него дополнительные обязанности по от­ношению к окружающей его природе. Мир людей не проти­вопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.

3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как. потребностей человека, так и потребнос­тей всего природного сообщества.Воздействие на природу сме­няется взаимодействием.

4. Характер взаимодействия с природой определяется «эко­логическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое рав­новесие.

5. Природой все природное воспринимается как полноправный субъект взаимодействия с человеком.

6. Этические нормы и правила равным образом распространя­ются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимо­действие с миром природы.

7. Развитие природы и человека мыслится как процесс взаи­мовыгодного единства.

8. Деятельность по охране природы продиктована необходи­мостью сохранить природу ради нее самой.

В настоящее время единственный способ не допустить перерастания глобального экологического кризиса в катаст­рофу – это переход от антропоцентрического типа обще­ственного сознания к экоцентрическому.

http://poznayka.org/s85084t1.html

Наши рекомендации