ГЛАВА 10.Этапы взаимоотношений человека и биосферы
Охотничье-собирательская культура
Для того чтобы лучше понять современные проблемы взаимоотношения людей с окружающей средой, полезно оглянуться в прошлое. При этом взаимодействие человека с природной средой должны рассматриваться через призму его хозяйственной деятельности. Отталкиваясь от этого, выделяют три этапа: эпоха охотничье-собирательской культуры; эпоха аграрной культуры; эпоха индустриального общества.
Вид Homosapiensсформировался примерно 200 тыс. лет назад. Около 10–15 тыс. лет назад человечество расселилось по всему ареалу современного обитания. К этому времени общая численность населения Земли достигала 3–5 млн человек.
Палеолитические и мезолитические поселения были немногочисленными: группы первобытных людей достигали 20–25 человек. В наиболее суровые месяцы года несколько групп собирались вместе, чтобы пережить тяжелое время. Основу существования человеческого общества на протяжении палеолита составляла рыбная ловля, охота на крупных животных (медведь, мамонт, олень, бизон), сопровождавшаяся собирательством растительной пищи (ягод, плодов, орехов, корневищ).
Серьезным шагом эволюции стало использование огня, когда человек первым костром согрел свою пещеру. Важнейшее экологическое различие между людьми и другими видами животных состояло именно в использовании огня (рис. 10.1). Около 150 тыс. лет назад люди научились добывать огонь самостоятельно. Использование огня приводило к возникновению опустошительных пожаров.
К концу плейстоцена (по археологической периодизации – палеолита) исчезли те виды животных, которые на протяжении тысячелетий служили человеку пищей. Важнейшим фактором отделения предков человека от линии эволюции животного мира стал его переход к использованию орудий труда. Вплоть до рубежа 5–10 тыс. лет назад материалом орудия труда доминировал камень.
Для поддержания физиологического здоровья человек в течение года должен получать вместе с пищей около 1 млн ккал. Эта энергия преобразуется в организме частично в тепло, а частично в мускульную энергию. Здоровый человек способен при физической работе развивать мощность 100–150 Вт. Этой мощности нашим предкам хватало для обеспечения своего существования. Средняя продолжительность жизни человека 10тыс. лет назад равнялась примерно 26 годам.
С освоением огня потребление энергии в расчете на одного человека возросло до 300 Вт. Позже он стал использовать мускульную энергию прирученных животных для перевозки полезных грузов. Тем самым к своим собственным возможностям человек привлек на помощь внешние энергоисточники.
Рис. 10.1. Ежедневное потребление энергии на душу населения в разных цивилизациях
«Последние могикане» первобытного общества обладали экологическими знаниями и ощущением единства с природой. Они соблюдали сроки охоты, не убивали беременных самок, создавали угодья, в которых охота и рыбная ловля были запрещены. У них существовали тотемы – священные животные-символы. Как способ объяснения отношений общества с природой существовали тотемизм (поклонение животному, растению, от которых произошел род), анемизм (вера в духов),магия (совокупность обрядов, воздействующих на богов, природу и людей).
Эти ограничения сохранились в русской деревне. Начало потребления первого меда было приурочено (по старому стилю) к 1 августа (медовый Спас), яблок – к 6 августа (яблочный Спас), хлеб нового урожая – к 16 августа.
Подмечена такая важная закономерность:технический и социальный прогресс всегда замедлялся, когда достигалось экологическое равновесие природы и общества, и когда племена охотников и собирателей были обеспечены биологическими ресурсами. О такой ситуации К. Маркс сказал: «Слишком щедрая природа ведёт человека, как ребенка на помочах. Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью».
Присваивающий тип хозяйства с доминирующей ролью охоты, собирательства и рыболовства до сих пор используют народы Севера. При таком типе хозяйства из природы не должно изыматься ресурса больше,чем экосистема в состоянии восстановить. Такие этносы должны выработать правила самоограничения.
Возможно, в этом кроется смысл тотемной системы у народов с присваивающим типом хозяйства. На тотемного животного охота обычно запрещалась или ограничивалась. Тотемизм исчезает при переходе к производящему типу хозяйства. У некоторых народов смысл тотема заключается в приобщении к сильному животному: медведю, волку, оленю. В рамках экологических представлений система тотемов играла важную роль, создавая аналог современных заказников. В рамках экологических требований защищать надо всё, но большая опасность подстерегает наиболее востребованные виды растений и животных.
Аграрная культура
Аграрная культура охватывает эпоху, когда основой материального производства были земледелие и скотоводство. Первоначально земледелие и скотоводство возникли в Средней Азии и Северной Африке. Отсюда очаги производящего хозяйства распространились во всех направлениях. Процесс этот был длительным и продолжался до третьего тысячелетия до н.э.
Смена типа хозяйствования от присваивающего к производящему стала событием глобального значения. Люди начали производить биологические ресурсы, необходимые для питания. Человек выжигал, вырубал, выкорчевывал лесные массивы, создавая на их месте пашню. Человек культивировал наиболее выгодные сорта растений и породы животных, изменяя и упрощая природные комплексы.
Использовалась подсечно-огневая система земледелия, когда деревья подрубались, сушились, поджигались, а пепел удобрял почву (рис. 4.1). При переложной системе люди уходили с истощенной земли на 10–30 лет, после чего возвращались. Экологические последствия деятельности неолитических земледельцев и скотоводов следующие: обширные пожары, гибель животных, распашка земель приводила к разрушению естественных экологических ниш многих животных, перевыпас, истощение почв, засоление, вырубка лесов на дрова, эрозия почв.
Первыми культурами земледельцев были тыква, перец, пшеница, ячмень, слива, миндаль. Зерна были первыми, долгохранимыми источниками пищи. Позже стали возделываться рис, чечевица, горох, лен. Параллельно с развитием земледелия шло приручение домашних животных. Первым из них была собака. Животные, используемые для получения мяса, молока и шерсти (свиньи, овцы, крупный рогатый скот) начали одомашниваться 10–12 тыс. лет назад. Позже (6–7 тыс. лет назад) были приручены верблюд, лошадь и начали разводить пчел. Переход к аграрной культуре называют неолитической революцией.
Развитие сельскохозяйственных приемов коренным образом изменило условия существования человека. Площадь земли, необходимая для обеспечения питанием одного индивидуума, существенно сократилась: в 500 раз для собирателя и в 5000 раз для охотника. Это способствовало отходу от каннибализма и увеличению численности людей.
Особенностями жизни человека в этот период были его оседлость, увеличение плотности населения, овладение гончарным ремеслом и использование плуга. У человека появились новые потребности в долговременных жилищах, в инструментах, в способах хранения зерна и других продуктов, в одежде из растительных волокон.
В период V–III тысячелетий до н.э. обострилась конкуренция за плодородные земли и угодья. В Месопотамии и в долине Нила возникли первые классовые общества. Происходило разделение труда между оседлыми земледельцами и скотоводческими кочевыми племенами. Возникли городские поселения, базирующиеся на сельском хозяйстве. Образовались крупные человеческие агломерации – города и первые государства. Государствостановится локомотивом прогресса общества. Индивиду приходится обучаться умению выживать не в дикой природе, а в социальной среде.
Начинается культурная специализация и обмен продуктами труда, создаются правила обмена и центры обмена – города. В таких центрах возникают новые специальности – чиновник, законодатель, военный. Создаются атрибуты государства, которые сохранились до настоящего времени.
Строились ирригационные каналы, обеспечившие независимость от окружающей среды. Появилась письменность как способность человека делиться знаниями, сохраняя преемственность. В первом тысячелетии до новой эры в передовых обществах появились мыслители, политики: Заратустра, Сократ, Конфуций, Будда, иудейские пророки. В эту эпоху мифологическое мышление стало вытесняться критическим, оформились представления о добре и зле.
Численность населения в начале неолита (8–10 тыс.лет назад) составляла примерно 26 млн человек, а во втором тысячелетии до н.э. достигла 130 млн человек.Вокруг поселений земледельцев и скотоводов стали накапливаться отбросы и нечистоты, загрязнялись водоемы. Скопление людей и животных на ограниченных территориях создавало условия для распространения инфекционных болезней. Люди принимали на себя болезни животных. Так произошли оспа от коров и сыпной тиф от грызунов.
Подсечно-огневое земледелие освобождало новые территории и на несколько лет обеспечивало сбор высоких урожаев. При этом выгорало много леса и погибало много животных. Распашка земель разрушала экологические ниши животных. В результате многие виды исчезали, а некоторые наоборот, шли к человеку и впоследствии одомашнивались.Скопление большого количества скота на ограниченных участках приводило к сведению травяного покрова. Перевыпас домашних животных приводил к эрозии почвы и опустыниванию.
Города – государстваперерастали в рабовладельческие империи. В них концентрировалась власть, армия, экономика, культура, системы снабжения продовольствием. Жители Вавилона употребляли преимущественно растительную пищу: лук, огурцы, тыкву, чечевицу, пшено, ячмень, фрукты. В Евфрате они ловили рыбу, их любимыми блюдами были молоко, сыр и простокваша. Овец и коров забивали лишь по большим праздникам.
В античную эпоху и в средние века на службе людей были уже ветер и бегущая вода, которые использовались на мельницах и парусном флоте. В результате потребление энергии на душу населения возросло, что проявилось в образе жизни людей: развивались ремесла, торговля, наука и культура.
Начиная с IX столетия нашей эры, началось «великое корчевание» – вырубка лесов, разрушившая естественные экосистемы. Наступил упадок сельскохозяйственной цивилизации, с которым совпал распад Римской империи.Столетняя война, разорение крестьян, голод и эпидемии унесли в средние века жизни 25 млн человек. Резко ухудшается социальная ситуация: 100 млн человек находились под прессом нищеты. Европе угрожали перенаселение и голод.
К началу Х века население Земли насчитывало 250 млн человек. Это была эпоха застоя, непрекращающихся войн, эпидемий, частых неурожаев. В условиях аграрной культуры рост населения опережает рост продуктивности сельского хозяйства. Ощущался недостаток пищевых ресурсов, часть населения хронически недоедала. Из-за вспышек эпидемий и голода наблюдались резкие пики смертности.
На всем протяжении эпохи Средневековья духовная жизнь Европы была под контролем христианства. Отношения общества и природы объяснялось исключительно Библией, повествующей о том, что Бог отдал человеку всю землю и все её обитателей в полное владение. Религия сковывала осмысление отношений общества и природы.
В 1492 г. Христофор Колумб открывает для европейцев Америку, куда устремляется поток эмигрантов. Великие географические открытия спасли Европу от продовольственного кризиса, перенаселения и голода. К 1830 году огромная территория превращается в сельскохозяйственные угодья. До экспансии леса на территории США занимали 265 млн га, в настоящее время лесной покров сохранился лишь на 18 млн га.
В эпоху Возрождения на первый план выдвинулась человеческая личность. На смену теоцентризму пришел антропоцентризм. Культура стала приобретать светский характер. Галилей и Коперник перевернули представления людей о Вселенной.
Кризис земледельческой цивилизации стимулировал новый технологический прорыв человеческого интеллекта. Ситуация начала заметно меняться в 16 веке, когда появилось мануфактурное производство с крупными цехами и фабриками, на которых использовались различные станки.
Развитие земледелия и скотоводства, содействующее общественному прогрессу, одновременно обедняет и разрушает биосферу. С экологической точки зрения аграрная культура не выглядит столь прогрессивной, как представляется на первый взгляд. По общей продуктивности естественные экосистемы превосходят искусственные за счет разнообразия видов и использования энергии с минимальными потерями. Продуктивность обрабатываемых земель составляет в среднем 6 т/га, тогда как у лесов – 7 т/га в год. При этом на пашне выращиваются культуры с огромными затратами энергии и удобрений. Таким образом, получая биологическую продукцию с пашни (с искусственной экосистемы), человек непреднамеренно наносит урон окружающей среде в целом. Такова «экологическая тень» неолитической революции.