Эволюция экологических представлений от античности до современности
История развития экологических представлений людей уходит корнями в глубокую древность. Образ жизни первобытного человека давал ему сведения о животных, на которых он охотился, о пригодности собираемых им плодов. Этот опыт помогал человеку в его повседневной борьбе за жизнь. Опыт наших далеких предков постоянно обогащался и передавался из поколения в поколение.
Более шести тысячелетий назад на месте древнейших очагов земледелия и скотоводства возникли первые государства Египет, Шумер, Вавилония, Ассирия, Персия, Китай. Позже в Южной Европе появились Древняя Греция и Древний Рим.
Наибольший прогресс в развитии научных знаний о жизненной среде человекакаккомплексе предметов и явлений природной и социальной действительности пришелся на эпоху античности. Архитекторы древности достигли совершенства в искусстве создания жилых строений, дворцов и храмов. Особый интерес мыслители проявляли к вопросам происхождения жизни на Земле и выявлению связей явлений окружающего мира.
По представлениям древнегреческого философаАнаксагора (500–428 гг. до н.э.) основу мира составляет соединение множества бесконечно малых его элементов, «семян вещей». Вначале они образовывали хаос, а впоследствии мировой ум привел их движение в порядок. Однородные элементы сцепились между собой, образовав землю и вещи. Земля была оплодотворена семенами и стала колыбелью жизни.
Ученый-энциклопедист Аристотель (384–322 гг. до н.э.) в своей «Истории животных» создал первую классификацию животных. Он утверждал, что все совершенные виды животных и растений произошли от менее совершенных, а те в свою очередь, ведут свою родословную от примитивных организмов, возникших путем самозарождения. По его представлению усложнение организмов – это следствие их стремления к самосовершенствованию: «Приятно то, что согласно с природой». Он считал, что Земля имеет форму шара и является центром мира.
На протяжении тысячелетий множество ученых, от большинства из которых не сохранилось даже имени, исследовали нашу родную планету. Они выясняли, как образовалась Земля, как она движется в пространстве, как она устроена и как на ней возникла жизнь.
За 200 лет до новой эры греческий ученый Эратосфенпровёл первое в мире исследование планеты. Он использовал остроумный способ наблюдения за тенями. В египетском городе Асуан он в полдень наблюдал за Солнцем, которое располагалось в зените. Поставленный им вертикальный столбик не отбрасывал никакой тени. В другом конце Египта в тот же час в Александрии (840 км севернее) Солнце находилось не прямо над головой, и такой же столбик отбрасывал короткую тень.Эратосфен применил теорему своего великого предшественника Евклида и пришёл к выводу, что Земля имеет форму шара с длиной окружности, близкой к современным данным.
Ни одно из древних государств не выдержало проверки временем и не сохранилось до наших дней. Главные причины гибели древних цивилизаций: быстрый рост численности населения, увеличение потребительских запросов, деградация окружающей среды.
Аристотель писал, что социальная гармония невозможна при избытке населения. Избыток населения способствует росту числа возмущений и преступлений, а часть граждан, не будучи обеспеченной землей, впадает в бедность. Обществу следует установить для каждой семьи число детей, которое она может иметь. Предел деторождению нужно поставить в зависимость от наличия земли. Раньше об этом же говорил Конфуций(551–479 гг. до н.э.), который попытался определить идеальную пропорцию между площадью обрабатываемой земли и численностью её заселения: при малой численности населения ухудшается обработка пашни, при чрезмерной плотности населения возникает социальная напряженность и происходит обнищание.
Конфуцию принадлежит множество актуальных наставлений: «Чего не желаешь себе, того не желай другим». Древнее учение Конфуция привлекает к себе повышенное внимание специалистов, что связано с величественной поступью нынешнего Китая. Как тут не вспомнить четыре великих китайских изобретения: компас, порох, бумагу и книгопечатание.
Древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н.э.) считал, что факторы внешней среды (климат, вода и почва, образ жизни, законы страны) оказывают определяющее влияние на формирование телесных и душевных свойств человека. В трактате «О болезнях» дал экологическое обоснование адаптации организма к факторам среды. Он подметил, что климат во многом определяет особенности национального характера.
Древнегреческий философ Эпикур (342 – 270 гг. до н.э.) утверждал, что природой управляют определенные законы, познание которых избавит людей от страха перед смертью, богами, силами природы и откроет дорогу к счастью и блаженству. Он выступал против потребительского мировоззрения: «Богатство (потребности), требуемое пустыми мыслями, простирается до бесконечности».
Древнегреческий географ, геолог и историк Страбон (64–24 гг. до н.э.) написал многотомную «Географию», в которой допустил, что поверхность Земли формировалась под действием воды и подземного жара. К цивилизации могут приобщаться лишь люди, проживающие в теплом и умеренном климате. Раковины моллюсков – это окаменелые остатки морской фауны, оказавшиеся на суше в результате поднятия участков морского дна.
Античные философы пытались осознать сущность взаимоотношений природы и человека, место человека в природе. Аристотелю принадлежат следующие слова: «Человек, живущий вне закона, наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего; природа дала человеку в руки оружие – умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться и в обратную сторону».
Римский поэт и философ Лукреций Кар (99–55 гг. до н.э.) в поэме «О природе вещей» связывал рост могущества человека с наличием у него механизмов приспособления к условиям существования, делающих людей конкурентоспособными по сравнению с другими живыми существами. Всё сущее в мире составлено из одних и тех же мельчайших частиц – атомов.
Римский натуралист Плиний (23–79 гг. н.э.) составил многотомную энциклопедию «Естественная история», описав большое количество растений и животных. Сравнил человека и животных, обратив внимание на то, что в жизни животных доминирует инстинкт, а человек всё приобретает через подражание, а также посредством сознательного опыта.
Во втором веке н.э. начался упадок римской цивилизации, началось её крушение под напором варваров, установление господства догматического христианства, что привело к тысячелетней схоластике и стагнации наук о природе и человеке.
В средние века человек интенсивно заселяет и осваивает северные территории Евразии. Положение вещей изменилось только с наступлением эпохи Возрождения.
Перу немецкого философа Альберта Великого (1206–1280 гг.) принадлежат естественнонаучные трактаты «Об алхимии», «О растениях», в которых говорит о происхождении гор и долин под воздействием землетрясений, объясняет существование горячих источников, рассматривает Млечный Путь как скопление звезд. Разбирает вопросы физиологии растений, высказывает идею об изменяемости растений под воздействием среды.
Английский естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214–1294 гг.) утверждал, что все органические тела – это комбинация элементов и жидкостей, из которых состоят тела неорганические. Он отмечал особую роль Солнца в жизни организмов и говорил, что изменения климата способны приводить к изменениям в телесной организации и характерах людей.
Итальянский живописец, ученый и инженер Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) считал задачей науки установление закономерностей явлений природы, исходя из принципа их причинной связи. Изучая морфологию растений, он интересовался влиянием на их строение света, воды, воздуха и почвы. Он отрицал центральное положение Земли в Солнечной системе.
В эпоху Средневековья утвердилось господство трех мировых религий: христианства, мусульманства, буддизма, которые содержали перечень «вечных истин». В экологическом отношении религиозная мораль не являлась «техногенной». Она утверждала первичность и высшую значимость духовного бытия человека и его внутреннего мира.
Начало ХVI века носит название эпохи Великих географических открытий. В 1492 г. Христофор Колумб открыл Америку. В 1498 г. Васко да Гама морским путем достиг Индии. В 1521 г. Ф. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.
В 1543 г. Н. Коперник (1473–1543 гг.) опубликовал труд «Об обращении небесных сфер», в котором изложил гелиоцентрическую систему мира. Это открытие произвело переворот в представлении людей о мире. Итальянский философ-монах Д. Бруно развил учение Коперника. Он утверждал, что во Вселенной имеется бесчисленное множество звезд, подобных Солнцу. В 1600 г. он был сожжен на костре по приговору инквизиции.
Итальянский физик Г. Галилей (1564–1642 гг.) сконструировал телескоп и установил, что Млечный Путь является скоплением звезд, открыл пятна на Солнце и спутники Юпитера. Таким образом, он лишил Землю привилегии по отношению к другим планетам.
Френсис Бэкон (1561–1626 гг.) провозгласил: «Человек – царь природы». С тех пор экологическое мировоззрение развивалось как утверждение безусловного господства человека над природой. У природы брали столько, сколько было необходимо для экономики, не считаясь с её возможностями.
С развитием производства шел быстрый рост городов, добывающей и обрабатывающей промышленности, выбрасывающих в окружающую среду большие объемы отходов. Уничтожение лесов, расширение пахотных земель негативно влияло на состояние окружающей среды.
Голландец Антони ванЛевенгук (1632–1723 гг.) построил микроскоп с 300-кратным увеличением и впервые изучил микромир: строение насекомых, грибов, бактерий и клеток крови, а также пищевые цепи и регулирование численности популяций.
Французский натуралист Жорж Бюффон(1707–1788 гг.) издал 36-томную «Естественную историю», в которой высказал мысли о единстве животного и растительного мира, об изменяемости видов под влиянием условий среды. Обратил внимание современников на поразительное сходство в строении тел человека и обезьяны. Однако, опасаясь обвинений в ереси, вынужден был воздержаться от высказываний относительно их родства.
ШведКарл Линней (1707–1778 гг.) составил классификацию растительного и животного мира, по которой человек относился к классу млекопитающих, отряду приматов, виду Homosapiens.
Английский священникТомас Мальтус(1766–1834 гг.) сформулировал закон народонаселения, согласно которому население увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как средства к существованию могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. С возникающим перенаселением предлагал бороться при помощи ограничения рождаемости.
Англичанин Чарльз Дарвин (1809–1882 гг.) создал теорию происхождения видов путем естественного отбора. В борьбе за существование выигрывает не сильнейший, а тот, который сумел лучше приспособиться к обстоятельствам жизни.
Немецкий зоолог Эрнст Геккель (1834–1919 гг.) в работе «Общая морфология организмов» предложил весь круг вопросов, связанных с борьбой за существование и влиянием на живые существа физических и биотических условий, назвать термином «экология». В 1869 г. Геккель так определил предмет новой отрасли знания: «Исследует отношения животных к органической и неорганической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям или все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин обозначил как борьбу за существование».
Российский естествоиспытатель Василий Васильевич Докучаев (1846 –1903 гг.) основал генетическое почвоведение и зональную агрономию. В 1883 г. защитил докторскую диссертацию по монографии «Русский чернозём». Установил понятие о почве как особом естественном теле, образованном при взаимодействии рельефа, материнской породы, климата, растительности и животных.
Чижевский Александр Леонидович (1897–1964 гг.) – русский биофизик разработал теорию воздействия Солнца на биологические и социальные процессы на Земле.
Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955 гг.) – французский католический философ и антрополог. Автор монографии «Феномен человека», в которой заметил, что на уровне человека психическое становится главной частью феномена жизни. При изучении эволюции человека нужно рассматривать не только анатомию, но и психологию и культуру. Человек – это вершина развития жизни. В зональной структуре Земли к биосфере добавляется ноосфера, в которой Земля «обретает душу».
Владимир Иванович Вернадский (1863–1945 гг.) – русский минералог, геолог, геохимик, философ. Профессор Петербургского и Московского университетов. В 1926 г. опубликовал монографию «Биосфера», в 1944 г. вышла работа «Несколько слов о ноосфере». Ему принадлежат слова: «Всё человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, а с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни».
В.И. Вернадский ввел понятие «живое вещество», под которым понимал совокупность организмов планеты, выраженную в единицах массы и энергии. Он подошел к анализу строения той оболочки Земли, в пределах которой живое вещество существует – биосферы. Он положил начало изучению циклов химических элементов, проходящих через живое вещество.Учение о биосфере стало естественнонаучной основой рационального подхода к решению проблемы нашего времени «биосфера и человечество».
Большинство людей, а их к началу 2017 г. на Земле проживает почти 7,5 млрд, смотрит на мир глазами потребителей: чем бы ещё поживиться? Не все сознают, что стальные машины, дымящие предприятия и инженерные сооружения сужают жизненное пространство и вытесняют с лица Земли всё живое, кроме микроорганизмов. По вине человека планета находится в угрожающем состоянии, цивилизация фактически терпит бедствие, но многие не хотят этого замечать. Так было на «Титанике» в первые минуты после столкновения с айсбергом: играла музыка, люди на верхней палубе веселились, кочегары в машинном отделении работали, а в отсеки судна через пробоину уже поступала вода.