ПЗ 1. История формирования экологических знаний.

ПЗ 1. История формирования экологических знаний.

Цель: раскрыть основные этапы развития экологии и биологии, значимость экологических исследований в науке.

Теоретические вопросы:

I. Основные этапы развития экологии.

1. Предистория экологии.

1.1. Накопление знаний в античное время (Аристотель, Теофраст)

1.2. Элементы экологических знаний в эпоху Возрождения.

1.3. Экологическая мысль в XVII-XVIII веках. ( Ж.Бюффон, П.С.Паллас)

2. Экологические исследования первой половины XIX века.

2.1. Основные идеи в области биогеографии (А.Гумбольдт, А. Декандоль, К. Бергман.)

2.2. Экологические аспекты эволюционных исследований (Ж.Б.Ламарк, К.Ф.Рулье, Ч. Дарвин, А.Уоллес)

3. Экология как самостоятельная наука.

3.1. Обособление экологии в системе биологических наук (Э.Геккель)

3.2. Экология-наука об адаптациях организмов (А.А. Северцев, А.Д. Миддендорф, А.И.Бекетов, Е. Варминг, Д. Аллен)

3.3. Возникновение учения о сообществах (К. Мебиус)

4. Развитие синэкологии в XX веке.

4.1. Школа гидробиологов

4.2. Школа ботаников и фитоценологов.

4.3. Школа зоологов (В. Шелфорд, В.В. Догель, В.Н. Беклемишев, Д.Н. Кашкаров)

4.4. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

4.5. Возникновение учения об экосистемах (А.Тенсли) и биогеоценозах (В.Н.Сукачев).

4.6. Энергетическое направление в экологии. Развитие популяционной экологии.( Ч.Элтон, Дж. Гренней, Г.Ф.Гаузе, Д.Хатченсон, Г.Ю.Одум).

5. Экология сегодня, её задачи. Экологические движения.

II. Основные этапы развития биологии: Античность (школы по изучению растений и животных), Эпоха Возрождения (вклад ученых), 19 – нач. 20 вв., Современный период.

III. Современная классификация экологических и биологических дисциплин.

IV. Экологизация. Ее значение на современном этапе развития.

Литература:

1. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. - С-Пб., 1992.

2. Вахненко Д.В. Биология с основами экологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

3. Пехов А.П. Биология с основами экологии. - С-Пб: Лань, 2006.

4. Степановских А.С. Прикладная экология. - М. Юнити,2003.

ПЗ 4. Климат – ведущий фактор формирования основных экосистем Земли.

Цель: выявить основные характеристики климата как основного фактора формирования условий природных зон

Теоретические вопросы:

1. Широтная зональность и вертикальная поясность.

2. Климатические условия относительно природных зон.

«климат» и «погода», особенности распределения температуры относительно природных зон, особенности распределения влажности относительно природных зон, характеристика климатических условий по природным зонам.

3. Сравнительная характеристика экосистем.

4. Влияние особенностей климатических условий на биоразнообразие.

5. Влияние особенностей климатических условий на жизнедеятельность человека.

Задания практической работы см. в электронной библиотеке СКГУ (ЕГФ, ОБ, УМК «Экологическая биология», ПЗ 4).

Литература:

1. Голубев Г.Н. Геоэкология. - М.: Аспект Пресс, 2006.

  1. Новиков Ю.В. Экология, ОС и человек - М.: Гранд, 2000
  2. Степановских А.С. Прикладная экология. - М.: Юнити,2003.
  3. Фурсов В.И. Экологические проблемы ОС - А-Ата: Анатили, 1991.

ПЗ 5. Газовый состав атмосферы и роль живых организмов в формировании современной атмосферы. Классификация загрязнителей.

Цель:рассмотреть основные экологические проблемы, связанные с нарушением состояния воздушного бассейна, выявить причины, последствия и пути решения проблемы.

Теоретические вопросы:

1. Функции атмосферы. Слои атмосферы. Химический состав атмосферного воздуха.

2. Объект загрязнения, загрязнители и источники загрязнения атмосферы.

3. Экологические проблемы: Парниковый эффект. Истощение озонового слоя. Смог (лондонского и лос-анджелесского типа). Кислотные дожди. Нарушение природных круговоротов веществ. Воздействие на флору, фауну и здоровье человека

4. Пути самоочищения атмосферы. Поддержание гомеостаза среды.

5. Меры по предотвращению загрязнений атмосферного воздуха в мире и РК.

6. Современное экологическое состояние воздушного бассейна в РК и СКО. Доклады студентов.

Задания практической работы см. в электронной библиотеке СКГУ (ЕГФ, ОБ, УМК «Экологическая биология», ПЗ 5).

Литература:

1. Голубев Г.Н. Геоэкология. - М., Аспект Пресс, 2006.

2. Коробкин В.И., Передельский А.В. Экология. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.

3. Степановских А.С. Прикладная экология. - М., Юнити,2003.

ПЗ 6. Экология особи.

Цель: рассмотреть основные положения аутэкологии.

Теоретические вопросы

1. Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы.

2. Современная классификация экологических факторов: по времени, периодичности, происхождению, среде возникновения, степени воздействия и т.д. Дать характеристику.

3. Сила действия фактора. Оптимум и пессимум. Критические точки. Экологическая валентность вида. Экологический спектр вида.

4. Действующий, лимитирующий, летальный факторы.

5. Свет как экологический фактор. Характеристика. Воздействие на живые организмы.

6. Биологические ритмы.

7. Температура как экологический фактор. Распределение. Воздействие на живые организмы.

8. Влажность как экологический фактор. Распределение. Особенности потребления воды растениями и животными.

9. Адаптация. Основные пути адаптации.

10. Адаптации разных экологических групп растений и животных к факторам среды.

Практическая работа

1. Составить сравнительную характеристику адаптивных возможностей гелиофитов и сциофитов.

2. Выделить группы живых организмов по отношению к влаге на суше (привести примеры).

3. Процессы пойкилотермии и гомойотермиии. Значение, особенности.

4. Адаптивные возможности человека к факторам среды в разных условиях.

5. Каким образом человек может влиять на проявление степени воздействия фактора в локальном и глобальном масштабе? Привести примеры.

Литература:

1. Бигон М.Ц. Экология особи, популяции и сообщества. - М, 1989

2. Вахненко Д.В. Биология с основами экологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. Степановских А.С. Прикладная экология. - М.: Юнити,2003.

ПЗ 7. Экологические проблемы Казахстана

Цель – рассмотреть экологические проблемы РК, мероприятия для улучшения экологической ситуации.

1. Перечислите экологические проблемы РК, которые характерны для объектов: атмосферы, гидросферы, литосферы (в том числе почвы), биоты.

2. Можно ли определить для каждого из регионов РК характерную экологическую проблему? Если возможно, перечислите их соответственно регионам.

3. Выбрав для более полной характеристики одну из экологических проблем, рассмотрите некоторые возможные пути эффективного решения:

Экологическая проблема « »

№ п/п Мероприятия по решению проблемы Возможная эффективность
       

4. Сделайте вывод:

o В каком случае экологическая ситуация характеризуется своей обратимостью или необратимостью?

o Какие экологические проблемы РК можно отнести к экологическому кризису, какие к экологической катастрофе?

o Основные причины возникновения неблагоприятных экологических ситуаций?

Литература:

1. Бигалиев А.Б. Проблемы ОС и сохранения биологического разнообразия. - Алматы, 2005.

2. Быков Б.А., Ковшарь А.Ф. Заповедное дело в Казахстане. – Алматы: Наука, 1982.

3. Некрасов М.С., Вилков В.С., Адерихина В.Ю. Растения и животные из Кр. Книги Казахстана на территории СКО. - П-ск: СКГУ, 2007.

4. Панин М.С. Экология Казахстана - Семипалатинск, 2005.

5. Панин М.С. Химическая экология - Семипалатинск, 2002.

ПЗ 1. История формирования экологических знаний.

Цель: раскрыть основные этапы развития экологии и биологии, значимость экологических исследований в науке.

Теоретические вопросы:

I. Основные этапы развития экологии.

1. Предистория экологии.

1.1. Накопление знаний в античное время (Аристотель, Теофраст)

1.2. Элементы экологических знаний в эпоху Возрождения.

1.3. Экологическая мысль в XVII-XVIII веках. ( Ж.Бюффон, П.С.Паллас)

2. Экологические исследования первой половины XIX века.

2.1. Основные идеи в области биогеографии (А.Гумбольдт, А. Декандоль, К. Бергман.)

2.2. Экологические аспекты эволюционных исследований (Ж.Б.Ламарк, К.Ф.Рулье, Ч. Дарвин, А.Уоллес)

3. Экология как самостоятельная наука.

3.1. Обособление экологии в системе биологических наук (Э.Геккель)

3.2. Экология-наука об адаптациях организмов (А.А. Северцев, А.Д. Миддендорф, А.И.Бекетов, Е. Варминг, Д. Аллен)

3.3. Возникновение учения о сообществах (К. Мебиус)

4. Развитие синэкологии в XX веке.

4.1. Школа гидробиологов

4.2. Школа ботаников и фитоценологов.

4.3. Школа зоологов (В. Шелфорд, В.В. Догель, В.Н. Беклемишев, Д.Н. Кашкаров)

4.4. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

4.5. Возникновение учения об экосистемах (А.Тенсли) и биогеоценозах (В.Н.Сукачев).

4.6. Энергетическое направление в экологии. Развитие популяционной экологии.( Ч.Элтон, Дж. Гренней, Г.Ф.Гаузе, Д.Хатченсон, Г.Ю.Одум).

5. Экология сегодня, её задачи. Экологические движения.

II. Основные этапы развития биологии: Античность (школы по изучению растений и животных), Эпоха Возрождения (вклад ученых), 19 – нач. 20 вв., Современный период.

III. Современная классификация экологических и биологических дисциплин.

IV. Экологизация. Ее значение на современном этапе развития.

Литература:

1. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. - С-Пб., 1992.

2. Вахненко Д.В. Биология с основами экологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

3. Пехов А.П. Биология с основами экологии. - С-Пб: Лань, 2006.

4. Степановских А.С. Прикладная экология. - М. Юнити,2003.

Наши рекомендации